Как называется министерство образования?

В Российской империи

Первым государственным ведомством в сфере образования в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, созданная в 1782 году.

20 (8) сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения (МНП) Российской империи. Его возглавил граф Петр Завадовский. К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры. С 1803 года в подчинение МНП перешла Императорская Академия наук. В 1810 году министерство взяло под свое управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.

5 ноября (24 октября) 1817 года МНП было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ и др. в единое министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын. Цель ведомства состояла в том, чтобы достичь в обществе «постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию». После отставки Голицына в 1824 году было восстановлено министерство народного просвещения. Вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод, дела иностранных исповеданий остались в ведении МНП (до 1832 года, затем отошли министерству внутренних дел). Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший Государственный секретарь Александр Шишков.

В подчинении МНП находилась большая часть высших учебных заведений, лицеев, училищ и школ, Санкт-Петербургская академия наук, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей и др. В 1834 году на министерство была возложена обязанность издания книг по отечественной истории. Ведомство утверждало уставы образовательных, научных, литературных и др. учреждений, осуществляло цензуру книг и периодических изданий (кроме духовных и военных).

Органы образования РСФСР

После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским. Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления. 18 июня 1918 года СНК РСФСР принял «Положение об организации дела народного образования в Российской Республике», которым унифицировал управление образованием. Руководство на местах осуществляли отделы народного образования, а высшим государственным органом в этой сфере стал Народный комиссариат просвещения РСФСР. В 1920-1930-х годах комитет контролировал практически всю сферу образования, библиотечное и издательское дело, деятельность музеев, театров, кино, клубов, парков культуры и отдыха, занималось охраной памятников и др. 15 марта 1946 года. Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.

До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года — при Совете министров РСФСР).

26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР. 14 июля 1990 года в соответствии с законом «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» оно было переименовано в Министерство образования РСФСР. Согласно указу, министерство высшего и среднего специального образования было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (с 1991 года — министерство науки, высшей школы и технической политики).

Органы образования СССР

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году — Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года — при СНК СССР). В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов. 10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой. Руководство средней общеобразовательной школой, дошкольными и внешкольными учреждениями осуществляло Министерство просвещения СССР, созданное в 1964 году, а вопросами подготовки профессионально-технических кадров занимался одноименный государственный комитет (образован в 1959 году при Совмине СССР, затем неоднократно реформирован).

5 марта 1988 года все три ведомства были упразднены в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию во главе с Геннадием Ягодиным.

Российская Федерация

28 ноября 1991 года центральные органы государственного управления РСФСР были реорганизованы в соответствии с указом президента России Бориса Ельцина, союзные органы власти упразднены.

Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования). В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз). 14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования. Ему, в частности, были переданы полномочия упраздненных Государственного высшего аттестационного комитета (1998) и Госкомитета по молодежной политике (2000).

В соответствии с законом «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ. В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам. С 2012 года Минобрнауки возглавляет Ольга Васильева.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями)

  • Приложение. Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
    • Приложение N 1. Журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей
    • Приложение N 2. Анкета ребенка, оставшегося без попечения
    • Приложение N 3. Акт об оставлении ребенка в организации
    • Приложение N 4. Акт об оставлении ребенка в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации
    • Приложение N 5. Изменение данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка
    • Приложение N 6. Прекращение учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
    • Приложение N 7. Заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях), подлежащем(их) устройству в семью граждан
    • Приложение N 8. Направление на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей
    • Приложение N 9. Продление направления на посещение ребенка, оставшегося без попечения родителей
    • Приложение N 10. Заявление гражданина (-ан) о принятом им(-и) решении по результатам посещения ребенка
    • Приложение N 11. Анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью
    • Приложение N 12. Заявление гражданина(-ан) о желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих его (их) пожеланиям
    • Приложение N 13. Заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем)
    • Приложение N 14. Обязательство
    • Приложение N 15. Обязательство
    • Приложение N 16. Обязательство
    • Приложение N 17. Обязательство
    • Приложение N 18. Отчет об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя)
    • Приложение N 19. Информация о ребенке, подлежащем передаче на воспитание в семью
    • Приложение N 20. Запрос о подтверждении наличия в государственном банке данных о детях сведений об усыновляемом (удочеряемом) ребенке
    • Приложение N 21. Подтверждение наличия в государственном банке данных о детях сведений об усыновляемом (удочеряемом) ребенке
    • Приложение N 22. Запрос о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей
    • Приложение N 23. Журнал учета детей, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, лицами без гражданства

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101
«Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

С изменениями и дополнениями от:

17 марта 2016 г.

В целях реализации части 3 статьи 12 Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3459; N 48, ст. 6165), в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 21; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4596; N 49, ст. 7056; 2013, N 19, ст. 2326; N 27, ст. 3459) и подпунктом 5.2.68 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. N 136 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июня 2014 г., регистрационный N 32626).

Поиск ответа

Всего найдено: 108

Вопрос № 283596

Скажите, пожалуйста, с какой конкретно даты введены в действие Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года?

Ответ справочной службы русского языка

Датой введения «Правил русской орфографии и пунктуации» (М., 1956) можно считать май 1956 года. 26 мая в «Учительской газете» была опубликована статья С. Е. Крючкова под названием «Единый свод правил орфографии и пунктуации» (С. 3). В ней сообщалось, что новые правила утверждены Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. Однако дата подписания соответствующего документа остается неизвестной. Подробнее об этом можно прочитать в диссертации Е. В. Арутюновой «Реформы русской орфографии и пунктуации в советское время и постсоветский период: лингвистические и социальные аспекты» (М., 2015. С. 126-130).

Вопрос № 282933

Подскажите, пожалуйста, какого рода слова Минрегион (Министерство регионального строительства) и Минстрой. Пример предложения: «Именно это положение и намерен(о) исправить Минрегион(а)». Ответ нужен, как всегда, сегодня на сегодня. 🙂 Спасибо! И хорошего всем дня!

Ответ справочной службы русского языка

Это существительные мужского рода: Минрегион намерен исправить, Минстрой предложил…

Вопрос № 279268

Добрый день! Необходима ли запятая в предложении:
В случае(,)если вопрос потребует дополнительного обсуждения, предлагаем обратиться непосредственно в министерство.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится.

Вопрос № 278952

Как правильно пишется — Первая Мировая война или Первая мировая война?
Как правильно пишется — Министерство образования РФ или министерство образования РФ?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Первая мировая война, Министерство образования и науки РФ.

Вопрос № 278890

министерство финансов или Министерство финансов? (о британском министерстве в книге о Черчилле).

Ответ справочной службы русского языка

В художественном тексте возможно написание строчными буквами.

Вопрос № 277219

В рамках одного небольшого текста трижды встречается слово «министерство»: «Аренда помещений в Венеции не по карману Министерству культуры Украины» (официальное название министерства); «…что-то сравнимое по новизне и концептуальности наше министерство культуры показывало в Венеции» (неофициальное название); «проект не прошел специальный закрытый конкурс министерства культуры России» (неофициальное название; официальное — Министерство культуры Российской Федерации). Допустимо ли во всех случаях дать _министерство_ со строчной, чтобы избежать разнобоя в правописании? (Это для книги.)

Ответ справочной службы русского языка

С прописной следует написать Министерство культуры Украины, Министерство культуры России. А вот «наше министерство культуры» — со строчной.

Вопрос № 277173

Здравствуйте, уважаемая Грамота! Очень нужна срочная помощь — готовятся к отправке документы в другое министерство по международной тематике!
1. Как правильно — «… подготовлены проекты п(П)ротокола о внесении изменений в Соглашение…», — прописная или строчная?
2. Как правильно — Статью VI Соглашения изложить в следующей редакции: «… в соответствии с настоящей статьей(.)». — сколько точек и где необходимо ставить?
Сотрудники Правового департамента настаивают на прописной в первом случае и на двух точках — во втором. Но разве может иметь имя собственное документ (прописная), которого еще нет, он только в проекте? И нужно ли ставить точку в кавычках, если в конце предложения она и так будет поставлена? Правовики привели в пример нормативные акты (распоряжения Президента, постановления Правительства). Как быть? Спасибо за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

1. Здесь нужно написать так, как в самом документе — проекте (проект Протокола или проект протокола).

2. Практика ставить точку перед закрывающими кавычками в таких конструкциях в документах существует. Однако все справочники по правописанию рекомендуют ставить точку всегда после закрывающих кавычек.

Вопрос № 277054

Какого рода аббревиатура ТОС (территориальное общественное самоуправление), например, ТОС «Мирный» продолжил(о) свою работу, по логике, среднего, т.к. самоуправление, но так и напрашивается мужской.

Ответ справочной службы русского языка

По общему правилу род аббревиатуры в начальный период ее образования и использования в литературном языке определяется по роду опорного слова полного наименования. Поэтому сейчас предпочтительно употреблять аббревиатуру ТОС как слово среднего рода: ТОС «Мирный» продолжило…

А вот дальше возможны варианты. Ведь род звуковой инициальной аббревиатуры зависит не только от рода опорного слова, но и от внешнего фонетического облика аббревиатуры, точнее – от ее концовки. Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она очень часто со временем закрепляется как аббревиатура мужского рода. Например, в современном русском языке только мужского рода аббревиатуры вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). Это явление присуще многим аббревиатурам широкого и длительного употребления. Очень вероятно, со временем ТОС тоже будет восприниматься как слово мужского рода.

Вопрос № 276645

Здравствуйте, уважаемые Грамотеи!
Очень важно и срочно!
Я работаю нотариусом. Недавно Министерство юстиции внесло изменения в некоторые удостоверительные надписи, которые учиняет нотариус. Привожу выдержку из приказа:
«Удостоверительная надпись
о свидетельствовании верности копии документа
Город (село, поселок, район, край, область, республика)
Дата (число, месяц, год) прописью
Я, (фамилия, имя, отчество), нотариус (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), свидетельствую верность этой копии с подлинником документа. В последнем подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений или каких-либо особенностей нет.
Мною(,??) лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия, разъяснено, что при свидетельствовании верности копии документа не подтверждается законность содержания документа и соответствие изложенных в нем фактов действительности.
Зарегистрировано в реестре за N
Взыскано госпошлины (по тарифу)
Печать Нотариус Подпись»
Вопрос. Нужна ли указанная запятая? В приказе она есть. Так как мне для работы необходимо изготовить штампы с этой удостоверительной надписью, прошу ответить побыстрее!
Спасибо 🙂

Ответ справочной службы русского языка

Оснований для постановки запятой в данном случае нет.

Вопрос № 274854

Здравствуйте, сегодня на ТВ увидела интервью с замминистра образования и науки Наталией Третьяк, которая заявила, что министерство ОПУБЛИЧИЛО экспертные заключения по школьным учебникам.
Есть ли такое слово в русском языке?

Ответ справочной службы русского языка

В словарях это слово найти не удалось. Как окказиональное (в знач. «сделать публичным») — возможно.

Вопрос № 273877

нужны ли запятые в скобках:
Министерство определяет общие объемы контрольных цифр приема граждан в целях обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики(,) с учетом предложений заинтересованных органов исполнительной власти.
Предложения заинтересованных органов исполнительной власти формируются в отношении профессий и специальностей подготовки кадров для каждой сферы(,) на основе анализа рынка труда и с учетом потребностей в квалифицированных кадрах.

Ответ справочной службы русского языка

Указанные запятые не требуются.

Вопрос № 269360

Нужны ли в выделенных местах запятые? и почему?
Взыскатель___министерство строительства края_____ полагает, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые нужны (при пояснении).

Вопрос № 268407

Как ни печально, но задам вопрос в третий раз (ей-ей!). Как писать названия министерств иностранных держав — с прописной или строчной? _по данным минздрава, минобороны США_ как-то не смотрится. С другой стороны, чаще вижу, что в СМИ пишут с маленькой: _министерство финансов Украины_ и пр. Впрочем, СМИ в написании мне не указ, а вы, друзья, храните мудрое молчание )))

Ответ справочной службы русского языка

С большой буквы нужно писать официальные названия министерств, отечественных и зарубежных (то есть писать так, как эти названия оформляются в документах). А вот сочетания типа «минздрав США» можно написать со строчной.

Вопрос № 266578

Нашла в ИС «Консультант Плюс» ответ на свой вопрос, возможно, и Вам пригодится:
«Правила русской орфографии и пунктуации» утверждены Академией Наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР и введены в действие приказом Министра просвещения РСФСР от 23 марта 1956 г.
№ 94.
Надеюсь, что и Вы ответите на давний вопрос о постановке запятой в предложении: «В соответствии с Федеральным законом от…№… (,?) далее по тексту.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо!

Обособление оборота с предлогом в соответствии с факультативно. См. подробнее в «Справочнике по пунктуации».

Вопрос № 266500

Здравствуйте,
ответьте, пожалуйста, кем или каким документом были утверждены в 1956 году действующие правила орфографии и пунктуации русского языка? Очень нужно!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО!

Ответ справочной службы русского языка

«Правила русской орфографии и пунктуации» готовились в конце 40-х — первой половине 50-х годов. В работе над ними принимали активное участие С. И. Ожегов, А. Б. Шапиро, С. Е. Крючков. В 1955 г. был опубликован проект «Правил» (под грифом Института языкознания АН СССР и Министерства просвещения РСФСР). Этот проект был официально утвержден Академией наук, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 г. и тогда же опубликован (одновременно с академическим «Орфографическим словарем русского языка» на 100 тыс. слов под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро).

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

(Минобрнауки России)


Эмблема Министерства

Общая информация

Страна

Россия

Дата создания

15 мая 2018

Предшествующие ведомства

Министерство образования и науки Российской Федерации,
Федеральное агентство научных организаций

Руководство деятельностью осуществляет

Правительство Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Правительство Российской Федерации

Штаб-квартира

  • Тверская улица

Министр

М. М. Котюков

Ключевой документ

Указ Президента РФ от 15.05.2018 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

Сайт

Министе́рство нау́ки и вы́сшего образова́ния Росси́йской Федера́ции (Минобрнау́ки Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, а также научной, научно-технической и инновационной деятельности и развитию федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.

Образовано 15 мая 2018 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

История

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации образовано в 2018 году в результате разделения Министерства образования и науки Российской Федерации на два ведомства и передачи новому министерству полномочий ФАНО России. На пост министра назначен бывший руководитель ФАНО.

18 июня 2018 года на заседании Правительства РФ было утверждено «Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, определившее полномочия и функции данного министерства. Официально установлено также его сокращённое наименование: «Минобрнауки» (ранее использовавшееся применительно к Министерству образования и науки).

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 года № 682, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации разрешается иметь до 9 заместителей министра, в том числе одного первого заместителя министра и одного статс-секретаря — заместителя министра, а также до 25 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства в структуре центрального аппарата и 3 территориальных органа.

Центральный аппарат Министерства науки и высшего образования (Минобрнауки) Российской Федерации, согласно постановлению, размещён в г. Москве, ул. Тверская, д. 11, строения 1 и 4, Брюсов пер., д. 11 и д. 21, строения 1 и 2, ул. Солянка, д. 14.

Эмблема министерства

8 февраля 2019 г., в День российской науки, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён проект приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об учреждении геральдического знака — эмблемы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации». 25 февраля 2019 г. министром науки и высшего образования РФ был подписан приказ № 9н, который утвердил официальную эмблему Министерства. 20 марта 2019 г. приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции России и 1 апреля вступил в законную силу.

Описание эмблемы в Приложении № 2 к приказу № 9н:

Геральдический знак — эмблема Министерства науки и высшего образования Российской Федерации представляет собой изображение двуглавого орла золотистого цвета с распростёртыми поднятыми вверх распущенными крыльями. Орел увенчан двумя малыми золотыми коронами и над ними одной большой золотой короной, соединенными золотой лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в синем щите — сидящая прямо на фоне золотого цикломора серебряная сова, держащая в лапах две золотые ветви, расположенные горизонтально.

Примечания

  1. Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Президент России (15 мая 2018). Дата обращения 15 мая 2018.
  2. Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (15 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  3. Утвержден новый состав правительства. РИА Новости (18 мая 2018). Дата обращения 18 мая 2018.
  4. 1 2 3 4 Трубников стал первым замминистра науки и высшего образования РФ. Интерфакс (18 июня 2018). Дата обращения 19 июня 2018.
  5. О первом заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (18 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  6. Распоряжение от 19 июля 2018 года №1500-р. Правительство России. Дата обращения 19 июня 2018.
  7. О заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (18 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  8. О заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (18 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  9. О заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (18 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  10. О заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (18 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  11. Игорь Комаров назначен полпредом Президента в Приволжском федеральном округе (рус.), Президент России. Дата обращения 12 сентября 2018.
  12. О заместителе Министра науки и высшего образования Российской Федерации. Правительство России (18 июня 2018). Дата обращения 31 июля 2018.
  13. Распоряжение от 28 июля 2018 г. № 1564-р. Правительство России. Дата обращения 28 декабря 2018.
  14. Распоряжение от 27 декабря 2018 г. № 2953-р. Правительство России. Дата обращения 28 декабря 2018.
  15. Нормативные правовые акты — Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения. regulation.gov.ru. Дата обращения 7 апреля 2019.
  16. Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения 7 апреля 2019.

История делений и объединений Министерств образования в России?

  • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
  • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
  • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
  • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
  • 1996 год: С 1996 года до 1999 года — Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
  • 2000 год: С 2000 до 2015 — Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

  • высшего образования,
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
  • нанотехнологий,
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
  • государственных научных центров и наукоградов.

Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»

Вы можете скачать Указ Президента РФ 15 мая 2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

Министерство просвещения через призму истории

До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

  • 1917 – 1929: Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
  • 1929 – 1937: Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
  • 1937 – 1940: Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
  • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

  • 1946 — 1947: Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
  • 1947 – 1949: Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
  • 1949 – 1956: Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
  • 1956 – 1967: Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
  • 1967 – 1980: Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
  • 1980 – 1990: Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

  • 1990 – 1992: Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
  • 1992 – 1996: Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
  • 1996 – 1998: Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
  • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет — RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
  • 1998-2004: Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
  • 2004 – 2012: Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
  • 2012 -2016: Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
  • 2016 – 2018: Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина — министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:

Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *