К сфере публичного права относится

Содержание

История развития

Частное право в Древнем Риме

Основная статья: Римское частное право

В Риме еще в древние времена зародилась практика деления права на частное (лат. ius privatum) и публичное (лат. ius publicum). Еще Тит Ливий в своей «Истории Рима от основания города» упоминал, что законы XII таблиц являлись источником как частного, так и публичного права. Множество римских юристов обращалась к теме частного права и его взаимосвязи с правом публичным. Одним из самых знаменитых высказываний этого периода принадлежит древнеримскому юристу Ульпиану:

Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц.

Оригинальный текст (лат.) Publicum ius est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilitatem.

В основание деления права на частное и публичное Ульпиан вкладывает понятие интереса (utilia); что клонится к пользе государства, представляет известный интерес ad statum rei Romanae (для состояния римского государства), то относится к области публичного, все, что клонится ad singulorum utilitatem (для пользы отдельных людей) — к сфере частного права. Уже на заре своего развития, тем самым, частное право противопоставлялось публичному.

Именно в древнем Риме нашел своё закрепление один из основных принципов частного права: принцип формального равенства в области частного права всех свободных лиц.

Частное право в Средние века

Период Средних веков характеризуется в истории частного права сильным влиянием канонического права. Труды таких философов-каноников как Августин Аврелий, Фома Аквинский и другие оказали значительное влияние на формирование идей относительно природы и роли частного права, которая значительно преуменьшалась, по сравнению с ролью публичного права.

Святой Августин отрицал абсолютный характер частной собственности

Основная задача канонического средневекового правоведения состояла в обосновании привилегированного положения Римской католической церкви как «представителя Бога на земле». Августин в духе представлений ранних христиан высказывал взгляды, близкие к платоновским, полагая, что всё сверх необходимого должно принадлежать всем, и не признавая абсолютного права на частную собственность (как человеческое установление), разработанного в совершенстве римскими юристами. Однако, Августин также считал, что некоторые виды собственности, которым владеть могут только благодетельные люди, могут быть учреждены Богом, — речь шла о церковном имуществе, подлежащем использованию для общего блага. Позицию Августина в отношении собственности с некоторыми коррективами разделял и Фома Аквинский, утверждавший, что всякая собственность, даже оставаясь с юридической точки зрения частной, должна служить общему благу.

В отличие от античного правопонимания, которое разграничивало частный и публичный правопорядок в зависимости от степени участия человека в общих, полезных для всего общества делах, средневековая политико-правовая мысль публичную и частную сферы стала именовать одним термином — человеческое право («град земной»), который не воспринимался как самодостаточный.

Первая светская западноевропейская средневековая правовая школа — школа глоссаторов — сложилась вокруг изучения Свода Юстиниана. Эта школа была основана известным правоведом Ирнерием в Болонье. Задача, которую поставили перед собой глоссаторы, заключалась «в исследовании собственно римского права, без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм и интерпретаций»; в первую очередь они сосредоточили усилия на изучении Дигест, полный текст которых стал известен в последней трети XII в. Их труды стали новым витком развития учения о частном праве.

Результатом работы глоссаторов стала глосса Аккурсия, изданная в XIII в. и представлявшую собой «сборник глосс или сводную глоссу на законодательство Юстиниана в целом». Это произведение получило большое значение в теории и на практике и впоследствии применялось судами «почти как закон».

Параллельно с изучением римского частного права в указанный период развивались торговые обычаи: купцы организовывали международные ярмарки и рынки, создавали торговые суды и учреждали торговые представительства в новых городах, выраставших по всей Западной Европе. Именно тогда сформировались основные понятия и институты будущего lex mercatoria.

Изучение Дигестов Юстиниана глоссаторами дало новый толчок в развитии частного права, на основе которого зародились многие торговые обычаи

Частное право в эпоху Ренессанса

Увеличение торгового оборота между странами в период Возрождения, вкупе с популярностью античной культуры и развитием философии гуманизма дало мощный толчок для дальнейшего развития частного права. Гуманизм как центральная идея Ренессанса способствовал формированию таких прогрессивных правовых концепций, которые приводили к признанию необходимости построения общества на началах индивидуальной свободы и равенства людей как граждан. Между тем требование равенства привело также к появлению политико-правовых теорий утопического социализма («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы), абсолютизировавших равенство и обосновывающих построение «идеальных государств», в которых уничтожаются частная собственность, товарно-денежные отношения, вводится обязательный производительный физический труд, скрупулёзная регламентация жизни граждан, коллективистские начала в организации труда, досуга, быта людей.

В противоположность указанным концепциям Жан Боден указывал на необходимость сохранения частной сферы (в первую очередь — частной собственности). Основным его тезисом стало утверждение что «нет ничего публичного там, где нет ничего частного».

Частное право в эпоху Нового времени

В эпоху Нового времени, с формированием свободного рынка труда, функционирующего на основе взаимодействия спроса и предложения, отношения работника и работодателя все более начали приобретать характер правовой сделки, то есть частноправовую природу которой не изменило даже активное вмешательство государства в регулирование условий труда. Тем самым трудовые отношения с крахом феодальной системы постепенно начали перемещаться из сферы публичного права в сферу частного права: с окончанием эпохи феодализма начала по-настоящему осознаваться разница между публичным и частным правом.

Впоследствии формирование теории общественного договора привело к тому, что частное и публичное право в научной среде начали пониматься как взаимодействующие системы при доминирующей роли публичного права. Частное право представлялось действующим и эффективным, но всего лишь остатком тех отношений, которым общество подчинялось до заключения общественного договора — то есть до создания государства и гражданского общества.

Частное право в XIX—XX веках

На рубеже XIX—XX вв. доктриной и законодательством к сфере частного права были отнесены личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом .

Частное право в России

Регулирование частно-правовых отношений в России берет своё начало с появления первого памятника российского права — Русской правды. Впоследствии частное право получило своё развитие в судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Однако развитие частного права в России в период XVII — XVIII веков существенно тормозилось институтом крепостного права приводившим к отсутствию частнокапиталистического хозяйства. Право собственности — основная категория всего частного права — в Российском государстве воспринималось как привилегия дворянства. Лишь после реформы Александра II право собственности стало «общеправовой нормой» и частноправовые отношения начали развиваться в полной мере.

…Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное

Октябрьская революция 1917 года и приход к власти большевиков привел к политике отрицания частного права как такового и обоснованности его существования. Марксистско-ленинская идеология отрицала частную собственность, категория которой была заменена категорией «личной собственности», предполагавшей присвоение гражданами исключительно предметов потребления и использование даже их для строго потребительских, а не производственных или иных нужд. Вся экономика стала плановой, а любые экономические отношения стали носить публичный характер.

Лишь после перестройки, с переходом России на систему рыночной экономики, был осуществлен возврат к частно-правовым ценностям, нашедший своё воплощение в новом Гражданском кодексе и иных законах.

Соотношение частного и публичного права

Материальные теории

Суть материальных концепций разграничения публичного и частного права заключается в идее того, что главным отличием данных подсистем друг от друга является различие правоотношений, регулируемых ими. В рамках данной доктрины ученые выделяют различные критерии: цели, интереса, предмета, субъектов регулируемых отношений.

Теория интереса

Публично-правовыми отношениями, в соответствии с теорией интереса, являются правоотношения, в которых норма права защищает интересы государства, общие или публичные интересы. Соответственно все остальные правоотношения (имущественные и лично-неимущественные в которых не защищается общественный интерес) являются частными. Соответственно, все правоотношения по своей природе являются изначально частными, становясь публичными в случае наличия в них публичного интереса. В соответствии с данной теорией, в случае участия в гражданских правоотношениях государственных органов и учреждений, такие отношения понимаются как публичные.

Теория предмета

В соответствии с данной теорией, предметом частного права является совокупность имущественных и лично не имущественных отношений, в то время как предметом публичного права является иные отношения, связанные с осуществлением властных полномочий и деятельности государства.

Формальные теории

В формальных теориях разграничения публичного и частного права выдвигается тезис о том, что различие между частной и публичной сферами права заключается в способе регулирования отношений. Самым главным критерием разграничения публичного и частного права здесь является метод правового регулирования. Тем самым, отрасли права, в которых доминирует диспозитивный метод регулирования (гражданское право, трудовое право) являются частными и наоборот, в тех отраслях права, где превалирует императивный метод (конституционное право, административное права, уголовное право) — публичными.

Отрицание частного права

В современной науке сохраняется и негативистский подход к частному праву, согласно которому разделение права на публичное и частное в современных условиях является не только не значимым, но и ошибочным, ведет к неоправданному усложнению системы права. Более того, вопрос о разграничении частного и публичного права усложняет также проблему понимания правовой природы комплексных отраслей права, в которых довольно затруднительно выделить публичный и частный элементы.

Теория конвергенции

Теория конвергенции была создана с целью найти компромисс между материальными и формальными теориями посредством отказа от жесткого дуализма публичного и частного права. В соответствии с теорией конвергенции, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и пересекаются. С одной стороны публичное право проникает в сферу частного права, происходит её «публицизация», с другой стороны частное право также воздействует на публичные правоотношения. Таким же образом объясняется природа комплексных отраслей права, как отражающих тесное переплетение публичной и частной подсистем права.

> См. также

  • Публичное право
  • Гражданское право

Примечания

  1. Пиголкин А. С. Частное право
  2. Агарков М. М. Ценность частного права// Правоведение, 1992, N 1. С. 25-41. Правоведение. 1992. N 2. С. 31
  3. Матузов Н.И., Малько А.В., 2004, с. 623.
  4. 1 2 Торилова И. А. История становления и развития частного права в России
  5. Иванников И. А. Теория государства и права. М.: РИОР; ИНФРА-М: Академцентр, 2012
  6. Омельченко О. А. Римское право Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Эксмо. 2005. C. 61-68
  7. Дигесты Юстиниана. Первая книга «Институций» 1.1.1.2
  8. Новицкий И. Б., Перетерский И. С. Римское частное право Wolters Kluwer Russia, 2010. С.5
  9. История политических учений / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2002. С. 79.
  10. История политических учений / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2002. С. 79
  11. Царьков И. И. О правовых принципах средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2. С. 198
  12. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 54
  13. Алексеев С. С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М., 1999. С. 42
  14. Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М., 2000. С. 45.
  15. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. С. 258
  16. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 315—321
  17. Самсонова Т. Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XVI—XIX веков. М., 1996. С. 128—129
  18. цит. по: История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 334
  19. Хохлов Е. Б. Курс российского трудового права: В 3 т., СПб., СПбГУ, 1996. С. 29-30
  20. Радбрух Г. Философия права. М.: Международные отношения, 2010. С. 124
  21. Агарков М. М. Ценность частного права // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. — Т. 1. — С. 83-84.
  22. 1 2 Суханов Е. А. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть
  23. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 3 / Г. Ф. Шершеневич — Москва: Издание Бр. Башмаковых, 1910 г.
  24. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.
  25. Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дисс. к.ю.н. Екатеринбург. 2000
  26. Асланян Н. П. Основные начала российского частного права: Автореферат на соискание д.ю.н.-М.,2002.
  27. Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. — М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2009, С. 148
  28. Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. 1994. № 5-6. С. 53.
  29. Коршунов Н. М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции. Журнал российского права, май, 2012

Предмет административного права.

Следовательно, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Предметом административного права как отрасли права будут общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений.

2. Метод административного права.

Метод административного права – это совокупность приемов и способов регулирования общественных отношений.

Выделяют следующие методы:

1. Императивный (метод властных предписаний);

2. Диспозитивный (взаимодействие сторон);

3. Метод дозволения;

4. Метод запрета.

В административном праве используется императивный метод регулирования, который основан на неравенстве субъектов правоотношений

3. Понятие, значение и место административного права в системе юридических наук.

Административное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Можно определить следующие основные цели административно-правового регулирования:

1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества, государства;

2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной власти;

3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их объединениями предоставленных им прав и свобод;

4) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и т. п. служащих государственного аппарата.

Наука административного права связана с другими научными отраслями. Наиболее тесно она связана с наукой управления, которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления также служат одной из методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права, в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Наука административного права связана со многими правовыми отраслями: теорией государства и права, конституционным правом и историей государства и права, поскольку эти науки содержат исходные, общие для всех отраслевых юридических наук теоретические положения, их изучение предшествует изучению административного права.

Без изучения вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, муниципального, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены и глубоко усвоены.

4. Понятие и признаки административного права.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

  • является одной из основополагающих отраслей публичного права;
  • представляет собой совокупность юридических норм;
  • имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;
  • имеет свой метод правового регулирования;
  • обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;
  • имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

5. Виды субъектов административного права.

Субъект административного права — физическое лицо или организация, обладающие административной правоспособностью.

Под индивидуальным субъектом административного права следует понимать физическое лицо, обладающее административной правоспособностью и имеющее возможность вступать в административно-правовые отношения от своего имени с целью представления своих личных интересов или интересов других лиц в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

При этом среди индивидуальных субъектов принято выделять следующие группы:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства.

Коллективным субъектом административного права является иерархично обособленная и структурно организованная общность людей, созданная по инициативе её участников либо на основании решения властного органа, обладающая административной правосубъектностью и вступающая в административно-правовые отношения как единый субъект в соответствии с предоставленными законом полномочиями.

Коллективных субъектов административного права принято подразделять на:

1) органы исполнительной власти Российской Федерации;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ;

3) органы местного самоуправления;

4) государственные предприятия, учреждения и их объединения (корпорации, концерны);

5) негосударственные и смешанные коммерческие и некоммерческие организации;

6) общественные объединения.

Все названные группы субъектов можно разделить в зависимости от наличия государственно-властных полномочий на две группы:

— обладающие юридически-властными полномочиями (органы публичной власти);

— не обладающие юридически-властными полномочиями (коммерческие и некоммерческие организации).

6. Понятие и признаки административно–правовых норм.

Под административно-правовой нормой понимается общеобязательное формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством в сфере реализации механизма исполнительной власти.

Признаки административно-правовой нормы:

1. Административно-правовая норма – это правило поведения, те правовые возможности и обязанности, которые установлены в отношении субъектов права;

2. Признак общеобязательности – это обозначает, что данное правило поведения обязательно для неопределённого круга лиц;

3. Нормы права всегда исходят от государства, по этой причине правило поведения может устанавливать только государство, либо по санкции государства иные лица в строго определённых случаях;

4. Признак формальной определённости – под этим понимается то, что норма права должна быть закреплена в писаном акте.

5. Административно-правовые нормы создают правило поведения в сфере реализации механизма исполнительной власти, речь идёт о том, что административно-правовые нормы создают только такие правила поведения, которые непосредственно направлены на реализацию исполнительной власти; как правило, нормы регламентируют организационные отношения.

7. Виды административно–правовых норм.

Виды административно-правовых норм:

1) По предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) По содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) По юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) По территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

8. Понятие и виды источников административного права.

Нормативные акты (а значит и источники права) классифицируются по различным признакам. Наиболее значимой для нас будет являться их классификация по юридической силе.

По юридической силе источники административного права можно разделить на две группы:

1. Законы;

2. Подзаконные акты.

В свою очередь законы и подзаконные акты можно также классифицировать по юридической силе, выстроив своего рода цепочку иерархии правовых норм. Довольно условно такая классификация может выглядеть следующим образом:

1) Источники административного права, имеющие силу закона:

а) Международные правовые акты, ратифицированные РФ;

б) Конституция РФ;

в) Федеральные конституционные законы;

г) Кодексы РФ;

д) Федеральные Законы;

е) Всевозможные Уставы, Положения и т. д., имеющие силу закона;

ж) Законы субъектов РФ.

2) Источники административного права — подзаконные акты:

а) Нормативные указы Президента РФ;

б) Нормативные Постановления Правительства РФ;

в) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции и т.д.);

г) Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов федерации (постановления Правительства, глав администраций субъектов федерации и т.д.);

д) Нормативные акты органов местного самоуправления (в случае наделения их государственно-властными полномочиями в соответствии со ст. 132 Конституции РФ);

е) Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.

9. Понятие и основные признаки административных правоотношений.

Административное, как и любое отраслевое правоотношение, характеризуется двумя группами признаков:

а) общими для правоотношения как юридической категории;

б) специфическими, выделяющими его как особую разновидность правоотношений. Административное правоотношение относится к публичным.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

10. Структура административного правоотношения.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание. В содержании различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности)

11. Юридические факты в административном праве.

Юридический факт – это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (сможет) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Функциями юридических фактов в административном праве являются:

  • обеспечение возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений;
  • гарантия соблюдения принципа законности.

12. Понятие административно–правового статуса граждан.

Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством.

Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

13. Содержание административно–правового статуса граждан.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

  • комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права,
  • гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

14 . Способы защиты прав граждан.

Под способами защиты гражданских прав обычно понимаются предусмотренные законодательством средства, с помощью которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права.

Способы защиты даны субъекту гражданского права законодательством.

В гражданском законодательстве можно выделить два уровня регулирования способов защиты гражданских прав. Первый уровень регулирования заключается в определении таких способов защиты, которые носят универсальный характер и могут быть применены для защиты, как правило, любого субъективного гражданского права.

Второй уровень гражданско — правового регулирования способов защиты гражданских прав представляет собой установление законом способов защиты, применяемых для защиты только определенных видов гражданских прав или для защиты от определенных нарушений.

15. Административная и судебная жалоба.

Административная жалоба — это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Административная жалоба — не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы.

Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

16. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями субъектов исполнительной власти.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституцией РФ право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных организаций. С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ.

Так, в ст. 1069 сказано: “Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования”. Особенность ответственности по ст. 1069 ГК в том, что она наступает за противоправные, властные, служебные деяния.

17. Понятие и признаки органа исполнительной власти

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

18. Административная реформа и административно–правовой статус органа исполнительной власти.

Административная реформа направлена на повышение эффективности государственного управления на основе строгого соблюдения государственными служащими законности, предоставления ими качественных публичных услуг населению, обеспечения права граждан на объективную информацию.

Административная реформа должна повысить качество государственных услуг, оптимизировать функции органов исполнительной власти, ликвидировать возможности для коррупции. Она напрямую касается всех жителей России, так как ее цель — сделать взаимодействия граждан с органами власти как можно более эффективным и простым.

Под административной реформой понимаются, на первый взгляд, сходные и взаимосвязанные, но все же разные преобразования в отдельных сферах государственного управления.

В общем случае состав российской административной реформы включает следующие компоненты:

— изменение места исполнительной власти в системе государственного управления;

— изменение соотношения централизации и децентрализации этой власти;

— перемены в структуре органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях;

— перераспределение полномочий и ресурсов для их исполнения по территориальным уровням власти;

— уточнение и унификацию содержания государственных услуг, их стандартизацию и изменение порядка предоставления;

— обновление внутренних регламентов деятельности различных органов власти;

— укрепление взаимодействия государства и бизнеса, государства и граждан.

Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властных полномочий.

19. Административно–правовой статус Президента РФ.

Президент Российской Федерации является главой государства (ст. 80 Конституции РФ).

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Полномочия Президента РФ по отношению к органам исполнительной власти:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
  • издает указы и распоряжения;
  • вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом и т. д.

20. Административно–правовой статус Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство Российской Федерации в пределах своих общих полномочий:

  • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

21. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ;итд.

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, итд.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, итд.

22. Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Орган исполнительной власти – государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

  • является государственным учреждением;
  • вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);
  • наделен полномочиями государственно-властного характера;
  • решает задачи, определенные государством;
  • обладает соответствующей компетенцией;
  • деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;
  • деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);
  • осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;
  • осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);
  • располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;
  • обладает внутренней организацией, структурой;
  • наделен административной правосубъектностью;
  • действует в пределах определенной территории;
  • подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

23. Понятие и признаки государственной службы и ее виды.

Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. государственная служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государствнные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Признаки государственной службы:

1. Государственно-служебная деятельность преследует публичные интересы. Обеспечивает достижение публичных интересов.

Фундаментальными целями государственной службы являются:

а) защита прав и свобод человека и гражданина

б) обеспечение исполнения функций, возложенных на государство.

в) обеспечение эффективности гос.аппарата.

2. С точки зрения организации государственной службы государство представляет собой определяет круг организаций, где граждане проходят службу – органы и строевые подразделения.

3. Государственная служба – всегда деятельность, связанная с властными полномочиями

4. Государственная служба – деятельность, не связанная с материальным производством. Всегда работа с информацией.

5. Государственную службу всегда осуществляют государственные служащие.

Государственная служба – это, в первую очередь, деятельность.

ТЕМА: ОТРАСЛИ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Публичное право – совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.

Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием. Соответственно в сфере действия публичного права господствует разрешительный тип правового регулирования.

К отраслям публичного права относятся: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческие правоотношения).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять:

— общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.);

— законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.);

— международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видах субъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух следующих категориях:

— административная правоспособность – способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);

— административная дееспособность – способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное или негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления либо в совершении военнослужащим административного правонарушения.

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Уголовное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Преступление (уголовное преступление) – правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).

Состав преступления – это система элементов преступления, полнота и целостность которой является необходимым условием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Элементы юридического состава преступления:

— объект (всё то, на что посягает преступник)

— объективная сторона (внешняя характеристика преступления)

— субъект (деликтоспособное лицо)

— субъективная сторона (психическое отношение лица к преступлению и его последствиям)

Формы вины:

Прямой умысел– лицо сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий и желает их наступления.

Косвенный умысел – лицо сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, не желает их наступления, но сознательно их допускает или относится к ним безразлично.

Легкомыслие – лицо сознает общественную опасность своих деяний, предвидит наступление вредных последствий, но без достаточных на то оснований рассчитывает на их предотвращение.

Небрежность – лицо не сознает либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, не предвидит наступление вредных последствий, хотя может и должно их сознавать и предвидеть.

От небрежности следует отличать невиновное причинение вреда (казус) – лицо не предвидело, не могло и не должно было предвидеть наступление вредных последствий.

Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава!

Российское уголовное законодательство (ст. 15 УК РФ) делит преступления на четыре категории по характеру и степени общественной опасности, определяемыми через форму вины и размер наказания:

· Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.

· Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы.

· Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.

· Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Видами уголовных наказаний являются:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

з) ограничение свободы;

з.1) принудительные работы;

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.

Несовершеннолетними в российском уголовном праве признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

Презумпция невиновности заключается в том, что лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.

Обстоятельствами, исключающими юридическую ответственность, даже при наличии состава правонарушения, являются:

— необходимая оборона;

— причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

— крайняя необходимость;

— физическое или психическое принуждение;

— обоснованный риск;

— исполнение приказа или распоряжения.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Смотреть что такое «ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО» в других словарях:

  • Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда… … Элементарные начала общей теории права

  • Публичное право — (лат. jus publicum; англ. public law) в объективном смысле совокупность отраслей права (отраслей законодательства), нормы которых определяют организацию, функции и деятельность государства, его отношение к отдельным лицам (физическим и… … Энциклопедия права

  • ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — ПУБЛИЧНОЕ право, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Современная энциклопедия

  • Публичное право — ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО, комплекс отраслей права, регулирующих правоотношения в сфере государственной публичной власти (отсюда название), отношения между гражданами и государством, его органами. К публичному праву относятся конституционное право,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса (частного права). П.п. служит интересам государства,… … Юридическая энциклопедия

  • Публичное право — отрасли права (конституционное право, административное право), регулирующие деятельность государственных органов, отношения между гражданами и органами государства. Деление права на публичное право и частное право заимствовано из римского права.… … Политология. Словарь.

  • ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО — касающееся интересов общества, а не отдельн. лица. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО совокупность норм, установленных в интересах целого общества или больших общественных групп, право… … Словарь иностранных слов русского языка

  • Публичное Право — См. Право публичное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • публичное право — Набор юридических принципов, определяющих использование полномочий публичными властями. Средствами защиты публичного права являются те процедуры, которые граждане могут использовать, чтобы оспорить справедливость или легальность решений властей… … Справочник технического переводчика

  • Публичное право — Частное право собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях, в отличие от… … Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *