Издевательства над человеком статья

Истязание УК РФ

В первом пункте статьи под номером 117, которая входит в состав действующего Уголовного кодекса, дана трактовка такому явлению, как истязание. Если физическому лицу регулярно наносились побои, в результате чего его здоровью не был оказан вред средней либо тяжкой степени, то действия подобного характера считаются истязанием. То же самое касается и любых других действий, связанных с насилием. Кроме того, истязание может происходить и с психологической точки зрения, когда преступник систематически издевается над жертвой в моральном плане. Признаком истязания является систематичность его повторения.

Если побои были нанесены несколько раз и вред, который был причинен жертве, квалифицировали как средний либо тяжкий, то это не истязания. В данном случае в силу вступают статьи номер 111 и 112 УК РФ.

Что относят к истязаниям

Если физическому лицу неоднократно наносились побои, то преступник однозначно будет наказан по статье за истязание. Однако, кроме побоев, в данном законодательном акте отмечено, что ответственность накладывается и за другие насильственные действия. Речь идет о давке на дыхательные пути, причинении царапин режущими предметами, обжигании кожи, издевательствах с помощью электрического тока и даже сильных оскорблениях. Помимо того, если преступник морил жертву голодом либо длительное время не давал ей воды, то он также совершил истязание.

Иначе говоря, под истязанием подразумевают различные пытки, совершенные над определенным физическим лицом. Как правило, после таких пыток не заметен ощутимый вред для здоровья, однако жертве причинены серьезные страдания. Необходимо отметить, что преступники должны преследовать определенную цель. Если пытки подобного рода были совершены спонтанно и преступником не управляли какие-либо мотивы, то статья за истязание в данном случае неактуальна.

Истязание по статье 117 УК РФ

В уголовном праве предусмотрено несколько категорий наказаний, предназначенных для физических лиц, которые совершили истязание. В первую очередь, осужденных может ожидать ограничение свободы. В некоторых ситуациях назначают принудительные работы, а иногда попросту лишают свободы. Все перечисленные виды наказаний действуют максимально на протяжении трех лет. То, что именно ожидает осужденного, а также на какой период времени, устанавливает судья. Делается акцент на последствиях преступления, а также репутации осужденного.

Во втором пункте статьи под номером 117 указаны особые случаи, в которых начинают действовать несколько иные формы наказаний. Речь идет об истязании не одного человека, а двух либо большего количества физических лиц. Также особая ответственность предусмотрена, если жертву истязали из-за служебного положения. Еще это касается ситуаций, когда пыткам были подвержены беременные женщины. Если преступник предварительно знал, что женщина находится в положении, но все равно над ней издевался, то его ожидает особо строгое наказание.

Обращаю внимание на то, что вторая часть 117 статьи вступает в силу даже в тех случаях, когда из-за служебного положения определенного физического лица были совершены пытки над его близкими людьми либо родственниками.

Еще более ужесточенные формы наказания действуют, если осужденному заведомо было известно, что жертве еще не исполнилось восемнадцать лет. Также это правило действует в ситуациях издевательств над беспомощным человеком, а еще когда физическое лицо похищают либо берут в заложники. Иногда может быть и так, что человек, находящейся в материальной или либо иной зависимости от другого физического лица, решает истязать последнего. В подобных случаях к ответственности также привлекают по второй части 117 статьи УК РФ.

Еще довольно часто происходят такие ситуации, как истязания с активным применением пыток. Иногда преступник действует не один, а в рамках преступной группировки (вдвоем или с помощью большего количества физических лиц). Бывает и так, что преступника нанимают с целью исполнения истязания. Также побои могут быть нанесены из-за расхождения с жертвой в политических либо идеологических интересах. Расовые, национальные либо религиозные признаки также могут выступать в роли мотивов к истязанию. Во всех вышеперечисленных случаях наказание одно – лишение свободы на срок от трех до семи лет.

Отличие истязания от побоев

Многие жертвы, которых измучил преступник, долго не могут разобраться с тем, было ли над ними совершено истязание или же им попросту нанесли побои. Между данными двумя понятиями существует четкая грань. Отличить истязание от побоев можно по следующим критериям:

  • Последствия. Жертве может быть нанесен вред не только физического характера, но и морального. Преступник может всячески давить и оказывать тем самым сильное негативное воздействие на нервную систему определенного физического лица. В данном случае это однозначно истязания. Также если в результате неправомерных действий был причинен вред здоровью в тяжкой либо средней форме, то они расцениваются как побои.
  • Регулярность. Играет роль и то, как часто издевались над физическим лицом. Если нарушитель закона делал это регулярно (хотя бы более двух или трех раз), то такие действия автоматически считаются истязанием. Если же преступник причинил вред жертве и сделал это однократно, то уголовная ответственность будет применена по законодательному акту за побои.
  • Видимые следы. Если на теле физического лица присутствуют царапины, ссадины, синяки либо же любые другие признаки подобного характера, то данный факт однозначно свидетельствует о нанесении побоев. Однако может быть и так, что над жертвой издевались достаточно долго, но на ее теле в качестве подтверждений тому нет никаких видимых следов. Например, воздействовали током либо морально угнетали. Тогда данные действия классифицируются как истязания.

Еще для того чтобы наказать преступника по статье за истязание, очень важно подтвердить, что в момент исполнения преступления он преследовал определенную цель. Зачастую такие преступления совершаются для того, чтобы выведать какую-то информацию у жертвы. Также истязать могут и для того, чтобы человек признал в чем-то свою вину. В качестве целей еще может выступать принуждение к чему-то либо попросту нездоровое психическое состояние преступника.

Слабых не бьют

По предлагаемым изменениям должна быть серьезно повышена ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои, если жертва — ребенок, старик или инвалид, заведомо находящийся в беспомощном состоянии. Назван и срок — до двух лет лишения свободы.

«Легкий вред здоровью» — очень хитрая юридическая формулировка, часто позволяющая практически без последствий обижать тех, кто слабее. Теоретически, конечно, «легкий вред здоровью» тоже наказуем. Но это наказание бывает лишь в самом крайнем случае. Так недавно был осужден охранник магазина, сломавший нос пожилой покупательнице. Женщина неосторожно задела бутылку с кетчупом на полке магазина, та упала и разбилась. За что получила от пришедшего на шум охранника закрытый перелом костей носа, «а также иные телесные повреждения, квалифицирующиеся как легкий вред здоровью». Условный срок и небольшой штраф дал возможность охраннику продолжить службу на прежнем месте работы.

«Легкий вред» — хитрая формулировка, часто позволяющая обижать беззащитных

В другом случае вообще не понес никакого наказания отец, явившийся в школу на «разбор» ссоры своего сына с одноклассником. Одноклассник в ходе мальчишеского конфликта оказался сильнее. Результат — оторванный рукав у куртки и ссадина на колене у пострадавшего. А вот обиженный папаша на виду у всего класса так ударил чужого ребенка, что тот не удержался на ногах. Синяк во всю щеку и моральная травма от нецензурных оскорблений — тоже легкий вред здоровью.

Сегодня Уголовный кодекс предусматривает серьезную ответственность лишь в тех случаях, если здоровью маленьких или беспомощных наносится тяжкий или средний вред. Тут и сроки серьезные, и неотвратимость наказания присутствует. При «легких» повреждениях виновного могут пожурить или административно наказать. Автор законопроекта — депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев считает, что за «легкое повреждение» старому или малому надо не журить, а сажать, если напавший заведомо знал, что отпора ему не дадут.

— Издевательства над детьми и вообще над теми, кто не может за себя постоять, отвратительны, недопустимы, — считает Савельев. — И это не просто эмоциональная оценка.

Автор законопроекта напоминает, что в статьях 115 и 116 УК РФ («Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои») специально выделены пункты, касающиеся хулиганства, а также мотивов, связанных с политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненавистью:

— Люди могут подраться. Это случается. Один мужчина может поставить другому пару синяков из ревности, например. Это плохо, это уголовно наказуемо — но вообще-то в этом нет ничего особенного. Однако бывают недопустимые варианты тех же самых действий — и тогда наказание значительно строже. Так вот, бить детей, инвалидов, стариков — недопустимо, — отмечает Дмитрий Савельев. — Одно дело, синяк под глазом у соседа-донжуана и совсем другое — синяки на лице у ребенка.

Напомним, что у депутата это не первый подобный законопроект. Савельев за последнее время представлял законопроекты, предусматривающие повышенную ответственность и за другие преступления против стариков. Новый фактически можно назвать логическим продолжением предыдущих.

И во всех них депутат указывает, что и стариков, и детей, и инвалидов объединяет нечто общее — беспомощность перед преступником.

Как выбирают жертву

Принято считать, что жертв буллинга выбирают по объективным причинам — должен быть какой-то повод. Действительно, ребенка могут дразнить за то, что он очкарик. Или рыжий. Или прыщавый. Или самый умный. Или самый глупый. Самый молчаливый. Самый навязчивый…

По сути, объектом насмешек может стать любая особенность ребенка. Существуют ли дети вообще без особенностей? Если да, то причиной издевательств может стать тот факт, что этот мальчик, в отличие от других, «самый обычный». Жертву могут дразнить даже за «отсутствующую» особенность — порой кличку «жирный» получает далеко не самый упитанный ребенок в классе.

«В начальной школе я носила брекеты. Помогло. Но кривозубой меня перестали называть только в лицее» (Нина).

По результатам исследований, жертвы травли более чувствительны к насмешкам, ярче («забавнее») реагируют на издевательства. Однако, скорее всего, это не причина буллинга, а ее закономерный результат. Если ребенок уже стал изгоем, советы «не обращай внимания» или «им надоест, они отстанут» принесут только вред. Не надоест и не отстанут. Напускная невозмутимость только раззадорит мучителей.

Стать жертвой травли может абсолютно любой ребенок. И чаще всего причина не в особенностях детей, а в случайном стечении обстоятельств.

Виды буллинга

Основных видов травли четыре. И в большинстве случаев они чередуются и дополняют друг друга.

Физические издевательства могут варьироваться от «невинных» тычков до самого жестокого избиения. В представлении родителей именно они являются наиболее опасными. Однако физическое насилие заметно — и это повышает шансы того, что ребенку в итоге помогут.

Поэтому, чтобы не оставлять улик, мучители могут использовать эмоциональный, или психологический буллинг. Как и в случае физического насилия, диапазон психологического воздействия очень широк — от распускания грязных слухов про жертву до коллективного игнорирования.

Эмоциональный буллинг часто путают с обычной непопулярностью в классе. Однако невнимание и презрение — абсолютно разные вещи. С непопулярным ребенком общаться неинтересно, с отверженным — опасно: можно оказаться на его месте.

«На день святого Валентина у входа в школу раздавали сердечки с номерами, чтоб каждый нашел себе пару. Кто найдет — тому конфеты. Получилось, что у мальчика из моего класса был один номер со мной. Узнав об этом, он демонстративно порвал свое сердечко» (Мария)

«Серая мышка» может привлечь внимание интересным увлечением, учебными успехами, новыми гаджетами. Затравленному это принесет только вред. Его положение схоже со статусом задержанного из криминальных сериалов — все, что он сделает, будет использовано против него.

«Новый телефон? Родители хотят, чтоб ты чувствовал себя менее ущербным?». «Какое красивое платье! Обидно, что на тебе оно висит как на пугале».

Это — словесная травля. Обесценивание. И обесценить можно абсолютно все. Если мальчик займется плаванием, все станут спрашивать, не жмет ли ему «купальник». Займется боксом — будут на каждой перемене «учить держать удар». Если девочка вместо очков станет носить линзы, одноклассницы очень «расстроятся», заявив, что очки хотя бы скрывали ее «кривоносость».

Словесная травля легко превращается в кибербуллинг — издевательства в интернет-пространстве. Для современных детей информационное пространство куда более реально, чем для их родителей — но интернет-травля к тому же происходит онлайн. Нельзя отдохнуть от хулиганов дома — ребенка могут преследовать практически круглосуточно, поддерживая жертву во взвинченном состоянии до следующего учебного дня.

В погоне за статусом

Как показывает практика, вовлеченным в травлю оказывается весь класс.

В роли зачинщика обычно выступает главный хулиган класса, но им может стать даже круглый отличник, находящийся на очень хорошем счету у учителей и дирекции. Особенностью зачинщика является высокая и часто неадекватная самооценка. Он полностью удовлетворен общением и считает, что его статус среди одноклассников высок — ведь чтобы не стать новой жертвой, другие дети подобострастно «уважают» зачинщика. Результаты анонимных исследований, однако, показывают: преследователь — это последний человек, с которым большинство детей на самом деле хотело бы общаться.

Также зачинщик считает себя слишком добрым (!), и эта иллюзия не исчезает даже в том случае, если агрессору непосредственно указывают на его жестокие действия. Классическое оправдание зачинщика — «если бы не я, жертве было бы куда хуже».

Однако травля — это не конфликт между зачинщиком и жертвой. В конфликте силы примерно равны. В случае травли наблюдается значительный дисбаланс, который достигается за счет помощников преследователя.

Как и предводитель, они имеют крайне низкий реальный статус в классе. Но, в отличие от зачинщика, c его приспешниками водиться никто не хочет в открытую, что делает их еще более жестокими. В конечном счете именно помощники принимают непосредственное участие в травле, тогда как их босс лишь разрабатывает план унижения жертвы.

При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Однако привычка преследователей решать все вопросы силой — это тоже нарушение адаптации. Как показывает практика, повзрослев, эти дети составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. В конечном счете буллинг приносит вред и им.

У жертвы порой есть и защитники. Чаще всего ими становятся эмоционально зрелые дети, которые искренне сопереживают изгою и готовы вмешаться в ситуацию, если насилие переходит всяческие границы. Их участие (даже обычная эмоциональная поддержка) очень значимо, но есть и обратная сторона — если жертве нужны «адвокаты», это может стать еще одним поводом для насмешек.

Помощники жертвы обладают одним из самых высоких статусов в классе — именно он помогает защитникам время от времени вступаться за жертву, не становясь в свою очередь объектом травли.

Однако большая часть класса остается сторонними наблюдателями, не поддерживая буллинг, но и не препятствуя ему. Порой бездействие вызвано тем, что они боятся оказаться на месте жертвы. Однако наблюдатели могут даже одобрять травлю, так как постоянные издевательства над другим учеником поддерживают самооценку «немых» участников травли.

«У нас в классе была одна девочка. Сама в травле не участвовала. Но когда били „Сереженьку“, всегда подходила и молча с улыбкой смотрела. Выглядело жутковато» (Максим)

Дети, которые «ни при чем», тоже страдают от буллинга. Видя, на что способны их одноклассники, немые свидетели боятся, что уже завтра ветер в классе поменяется и роль жертвы придется играть им. Такие дети, даже обладая способностями, стараются «не высовываться» на уроке и остаются на позиции середнячка. Кроме того, роль свидетелей приводит их к патологической боязни публичного осуждения, которая может серьезно помешать самореализации во взрослой жизни.

Роль учителя

О роли учителя в школьной травле существуют два противоположных, но одинаково вредных мифа. Первый — учитель ничего не знает о буллинге, поэтому с него взятки гладки. Второй — учитель прекрасно понимает, что происходит в классе, и разберется без участия родителей.

Первый миф поддерживают сами учителя. Если мама ребенка придет в школу и пожалуется классному на травлю, в большинстве случаев тот сделает вид, что впервые об этом слышит. Однако, как показывают исследования, педагоги не только прекрасно осведомлены о травле, но и способны описать реальную структуру класса лучше, чем психологи, вооруженные самыми точными методиками.

Однако вопреки второму мифу менять ситуацию учителя не стремятся. Более того — порой педагоги сами участвуют в травле ребенка. Унизительно комментируют ответ жертвы. Ставят более низкую оценку. «Не замечают», как ребенка шпыняют в школьном коридоре. Казалось бы, мелочь, но агрессоры понимают — учитель «свой».

«Чтоб не убежал, они сдвигали парты и прижимали меня к стене. Однажды это заметила англичанка и отругала их за порчу школьного имущества. На меня ей было фиолетово» (Олег)

Подобное поведение в большей степени характерно для молодых педагогов. В ситуации, когда зарплата учителя стремится к уровню бюджета прожиточного минимума, а о престиже профессии просто неудобно говорить, пассивное участие в травле жертвы — это один из немногих способов поднять свой авторитет у остальной части класса. Однако и опытные педагоги не гнушаются буллингом — ведь в отсутствие реальной цели травля жертвы действительно помогает сплотить детей. Учителя младших классов, способные сами обозначать жертву, используют угрозу унижений как дополнительную нагрузку к плохой оценке.

Иногда учителя настраивают против ребенка не только класс, но и родителей, которые пришли разобраться с ситуацией. Чаще всего это подается в красивой обертке: «Ваш ребенок такой умный (тонкий, ранимый, талантливый) — его неизбежно будут травить обычные дети». Верить этому нельзя — учитель не хвалит ребенка, учитель выгораживает себя. Однако порой педагоги напрямую обвиняют родителей в том, что они не научили сына «взаимодействовать с коллективом». В этом случае учителю стоит напомнить, что коллектив — это группа, нацеленная на решение общественно полезных целей, например, обучения. А класс, в котором основной целью является травля жертвы, не может называться коллективом.

«Наш классный руководитель хороший, он такого делать не будет», — думают многие. К сожалению, не факт. Даже хорошие учителя порой опускаются до травли. Часто неосознанно затравленный ребенок поневоле вызывает у многих педагогов отторжение.

«Больше всего я ненавидела, когда мама приходила с родительского собрания и говорила бабушке с дедушкой, как же „нам“ повезло с классной руководительницей. А эта замечательная классная очень любила шутить на тему того, что деловой стиль одежды подходит всем, кроме меня, потому что на мне все как на корове седло» (Алина). Однажды мама все-таки отпросилась со своего завода к «заслуженному учителю», который вел продленку. Маме было сказано «Ваша дочь — слишком упрямая, и ее надо ломать».

Разумеется, к мнению учителей можно, а в некоторых случаях нужно прислушиваться. Но для родителя на первом месте должны быть не интересы «коллектива», а чувства его собственного ребенка.

Что делать

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Универсальных рецептов того, как справиться с травлей в школе, не существует. Однако важно помнить: нет детей, которых травят, есть классы, в которых любой может подвергнуться издевательствам. Нельзя обвинять ребенка, называть его слабаком, подзуживая дать сдачи. Не поможет. В лучшем случае жертву перестанут избивать — однако никто не помешает обидчикам обзываться или незаметно портить вещи ребенка. Но скорее всего, попытка отпора просто сорвет обидчикам всякие тормоза. Совет не обращать внимания может помочь на стадии, когда класс только выбирает жертву — в этом случае есть шанс попасть в категорию наблюдателей (однако их роль тоже незавидна).

Травля — это болезнь класса, и решать ее нужно системно. Если учитель адекватный — можно обратиться за помощью к нему. Но адекватный — не вежливый, не хороший предметник, а тот, который готов реально разобраться с проблемой.

Порой удается найти поддержку у других родителей. На вашей стороне могут быть мамы и папы других жертв, их защитников, порой — сторонних наблюдателей. Помощь может прийти и с самой неожиданной стороны — нередко родители зачинщиков приходят в ужас, когда узнают, чем их чадо на самом деле занимается в школе.

Если поддержка найдена, с классом придется работать комплексно. Как именно — хорошо расписано в статье психолога Людмилы Петрановской. Важно помнить: чем раньше удастся определить проблему и начать работу, тем больше шансов на успех. В младшей школе авторитет взрослого выше, а отношения в классе более пластичны.

Если решить проблему не получилось, лучше перейти в другую школу. Однако нельзя превращать это в бегство. «Где не будут бить» — плохой мотив. Нужна уважительная причина — перевестись в заведение с более высоким уровнем педагогов, или хорошим спортзалом, или эстетическим уклоном. Лучше всего, если ребенок сам выберет школу в соответствии со своими интересами.

«Не могу сказать, что в началке меня прямо травили, но помню, что отношение одноклассников было лучшим мотивом, когда поступала в гимназию» (Света)

К переводу следует подготовиться. Часто затравленные дети, попадая в новый класс, по привычке воспринимают даже самые доброжелательные шутки одноклассников как угрозу и избегают общения. Это не сделает ребенка изгоем — однако роль серой мышки тоже не самая завидная.

За помощью лучше обратиться к психологу — простые наставления вряд ли помогут. Можно обратиться к частному или государственному специалисту. А можно — к психологу в той школе, в которую ребенок собирается перейти. Тянуть с визитом не следует: психологическая травма — не насморк, и за один сеанс не лечится. Кроме того, хорошо, если психолог будет работать с ребенком и в период адаптации в новом коллективе.

>Как защитить ребенка, если над ним издеваются в школе?

Алгоритм действий

Каким издевательствам может подвергаться ученик в школе?

Травлей в школе ребёнка сегодня не удивишь. В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция.

Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю. По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе. Это официальные данные. А в жизни таких детей в разы больше.

Всё начинается с шуток, которые со временем приобретают подобный стиль общения, а иногда переходят в оскорбления, для которых характерны системность (а системность это уже истязания! Подробнее ) и желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики.

Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Издевательства можно классифицировать следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Издевательство над ребёнком уголовно наказуемо только в том случае, если деянием подростков нанесён вред здоровью или к лишению жизни.

Как правило они редко встречаются в чистом виде. На практике всегда это смешение их. Ясно, что физическое издевательство возможно только при личном общении, а вот словесное и психологическое встречается сегодня и дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

П.4 ч.1 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ» обязывает учащихся с уважением относиться ко всем участникам образовательного пространства: учителю, ученику, техническому работнику. В современной школе эта статья закона нарушается повсеместно. При чём унижению может быть подвергнут как ребёнок, так и взрослый.

Словесные оскорбления и ответственность

Более подробно рассмотрим виды вербальных оскорблений их классификацию, определим степень ответственности за подобные издевательства.

  1. Оскорбление в процессе личного общения. Оно имеет форму обидных высказываний во время встречи, показ своего неприятия при помощи жестов, высмеивание одежды, причёски, социального статуса. Подобный вид издевательства может происходить с глазу на глаз, а возможно и быть произведён публично. Оно характерно в основном для девочек.
  2. Оскорбление по религиозным, национальным соображениям. При этом унижается самолюбие ребёнка, связанное с религиозным миропониманием, с выполнением традиций, не наносящих вреда обществу.
  3. Оскорбление в различных соцсетях. Современная жизнь уже не представляется без компьютера. Но оно может нести угрозу и ущемлять достоинство ребёнка. Созданные ими группу в контактах не всегда безобидны. Это тоже общество, но только виртуальное. И никто там не мешает наносить оскорбления ребёнку путём помещения оскорбительных слов, фотографий, унижающих честь ребёнка.
  4. Оскорбление по средствам мобильной связи. Регулярные звонки со словами грубости, непристойных высказываний при помощи телефона.

При отсутствии отягчающих обстоятельств каждое оскорбление (в случае доказательства) административно наказуемо.

Ст.5.61 КоАП предусматривает наказание за оскорбление ребёнка в виде штрафных санкций. До наступления совершеннолетия за данный вид издевательств за своего ребёнка нести ответственность будут родители.

Сумма штрафа определяется тем, при каких обстоятельствах было нанесено оскорбление, насколько полно собрана доказательная база. Заявление с претензиями подаётся законным представителем пострадавшего (родитель, опекун).

Обратите внимание! За словесный тип оскорбления дело редко доходит до судебного разбирательства. Но, узнав о травле вашего ребёнка в школе, не оставляйте без внимания эту ситуацию.

Какая предусмотрена ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним?

Что можно предпринять для защиты ребенка?

  1. Посетите школу, поговорите с педагогами и постарайтесь узнать: учителя в курсе того, что в классе (школе) издеваются над ребенком. Если знают – что делается. Учителя могут быть в курсе, но не предпринимать никаких действий. За подобное отношение их тоже можно привлечь к ответственности.

    Если учительский коллектив знает о происходящем, он может предпринимать действия по профилактике травли. Конструктивное общение учителя и родителя – залог сохранения ребёнка от оскорблений. Это самый эффективный путь решения проблемы.

  2. При негативном отношении учителя к представленной вами информации у вас есть право написать жалобу на имя директора. Школьная администрация ответственна за создание комфортных условий для учащихся. Ст.48 Закона «Об образовании в РФ» обязывает учителя с уважением относится к личности участников образовательных отношений. Вы вправе потребовать от педагогического коллектива проведение педагогического расследования и принятие мер к прекращению травли вашего ребёнка.
  3. Поговорите с возмутителем спокойствия и его родителями. Заявите, что вы намерены предпринять меры в защиту своего ребёнка, если оскорбления не прекратятся. Теперь они поймут, что ситуация контролируется вами. Это заставит их поговорить со своим чадом и, желая избежать неприятных последствий, родители приложат все усилия к тому, чтобы конфликт не повторялся.
  4. Для спокойствия и безопасности ребёнка в некоторых случаях придётся ограничить время пребывания в интернете, если угрозы сыплются оттуда.
  5. Может быть, лучше сменить школу (если есть такие условия).

К сожалению, бывают в практике случаи, когда оскорбления в адрес ученика звучат со стороны учителя: за внешний вид, за плохую успеваемость, за непутёвых родителей.

В этом случае надо поступать так:

  • встретиться с учителем и лично поговорить;
  • подать жалобу директору;
  • обратиться с заявлением в Комиссию по урегулированию конфликтов;
  • написать обращение в суд, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием.

По установлении фактов издевательского отношения к вашему ребёнку вы имеете право потребовать:

  1. привлечения к дисциплинарной ответственности (разбирательства в рамках школы);
  2. привлечения к административной ответственности (или даже уголовной). Согласно ст.5.61. КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции на граждан – в пределах от 1 000 до 3 000 рублей; должностные лица подвергаются штрафу от десяти тысяч до тридцати тысяч;
  3. компенсации морального вреда в случае обращения в суд (ст.151 ГК РФ) при доказательстве такового: депрессии, обращение к психологу.

Нанесение физического вреда

Более опасным видом издевательства по отношению к ребёнку является физическое издевательство. Оно всегда связано с нанесением побоев. Если о словесном оскорблении можно не знать, то результаты физического воздействия выражены открыто в виде синяков, кровоподтёков, переломов.

Нанесение вреда здоровью влечёт за собой уголовную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придётся понести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

  • убийство (ст. 105);
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112).

Физические воздействия способны привести к вышеуказанным последствиям, и подростку придётся за них отвечать.

До достижения четырнадцатилетнего возраста за действия своих детей несут ответственность родители.

ГК РФ статья 1074 определяет, что подростки до 14 лет несут ответственность за причинённый вред. Но при отсутствии у них доходов возместить ущерб придётся законным представителям, если они не докажут, что вред причинён не им.

Мы подробно рассказывали об алгоритме действий в случае, если вред ребенку был причинен его сверстнику в этой статье.

Обращение в суд

Обращение в суд является последней мерой по защите вашего ребёнка от травли. Только до подачи заявления необходимо пройти досудебное урегулирование конфликта.

При отсутствии досудебного разбирательства вам могут вернуть исковое заявление.

Нет однозначных указаний, в каких случаях следует обращаться в суд. Всё зависит от степени тяжести оскорблений по отношению к ребёнку. Это могут быть и словесные оскорбления, и физические издевательства.

Алгоритм действий

  1. Выяснить подсудность вашего дела. Дела подобного рода являются подсудностью мировых судей.
  2. Составление заявления в свободной форме (практикуется электронные формы) с указанием паспортных данных заявителя, его адреса. В текстовой части – изложение сути.
  3. Сбор доказательств. Доказательная база должна быть очень убедительной. Это могут быть фотоснимки, видеосъёмка, аудиозапись, показания очевидцев, скриншот аккаунта (заверенная нотариусом).
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Каждый родитель при необходимости будет защищать своего ребёнка. И от издевательств тоже. Столкнувшись с подобной ситуацией, нужно изучить законодательную основу, чтобы грамотно вести диалог. Стучитесь во все двери! При необходимости обращайтесь в судебные органы. Берегите своего ребёнка от издевательств в школе. Здесь закладывается залог счастливой жизни каждого.

Кто будет возмещать вреда причиненого несовершеннолетним мы подробно описали в этом материале.

Если вы подозреваете или есть подтверждение, что ваш ребенок подвергается насилию или травле — посетите школу. Не откладывайте это. Цель: выяснить знают ли учителя, что в школе, классе происходит настоящая травля детей.

Если знают, что предпринимают для защиты детей? Помните: учителя в состоянии контролировать и принимать меры по предотвращению дальнейшего насилия. Тесное сотрудничество родителей, учителей и детей может снизить вероятность издевательств над детьми в школе. Успешное сотрудничество родителей и учителей — это защита для детей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *