Использование по целевому назначению

Содержание

Законодательство

Вопросы относительного целевого использования земель рассматриваются в 7 статье Земельного кодекса.

Здесь различают следующие категории участков:

  • земли резервного, водного, лесного фонда;
  • охраняемые объекты и территории;
  • участки промышленного фонда (территории, находящие свое применение в энергетике и телевидении;
  • земли оборонного и космического комплекса;
  • сельхозземли;
  • земли, принадлежащие населенным пунктам (в том числе, под ИЖС).

Помимо категорий, различают виды земель, определенные с учетом регионального зонирования.

Основные разновидности земель, которыми владеют россияне, следующие: ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество.

Целевое предназначение земель обязательно прописывается в важнейших документах: кадастровом паспорте и свидетельствах о праве собственности (выданных до 2016 года).

Уточнить разрешенное использование своей земли можно на публичной кадастровой карте.

Отдельная статья Земельного кодекса обязует всех собственников пользоваться землями только с учетом их предназначения. Самовольное изменение назначения не допускается, только по согласованию с уполномоченными инстанциями.

Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года содержит детальный перечень объектов, которые могут располагаться на участке в зависимости от его целевого предназначения. Так, например, на участке под ИЖС допускается построить дом не выше 3 этажей. При этом он должен быть предназначен для проживания, а не ведения предпринимательской деятельности (например, организации гостиницы).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Почему граждане нередко идут на нарушения целевого использования? Обычно это связано с желанием сэкономить на покупке участка и налогообложении. Так, участок под ИЖС будет дешевле аналогичного, выделенного под бизнес-цели. Нередко на таких землях организуют магазины или шиномонтажные мастерские, что позволяет собственникам снизить налогооблагаемую базу.

Между тем, это наказуемое деяние.

Другое распространенное нарушение: собственнику выделили землю под сельское хозяйство, а он построил там жилой дом. При этом он может приложить определенные усилия и перевести категорию земель из с/х в ИЖС. Тогда собственник сможет узаконить строения.

Нарушение законодательства карается административным штрафом. Важно отметить, что это касается не только нецелевого использования, но и неиспользования земельных наделов.

Как происходит установление факта нецелевого использования участка

Земля находится под особым государственным контролем. За соблюдением законных условий использования участка следит специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация.

Установление факта нецелевого использования участка может осуществляться:

  • по поступившему заявлению от соседей или председателя СНТ (собственники соседних земель обычно заинтересованы в надлежащем использовании земель и недопущении длительного не возделывания участков);
  • по информации, поступившей от ФНС (обычно служба занимается выявлением факта незаконной предпринимательской деятельности) или органов прокуратуры;
  • в ходе внеплановой проверки уполномоченных структур пр.

Алгоритм наложения ответственности за нецелевое использование земель состоит из таких этапов:

  • При обнаружении факта нецелевого использования (неиспользования земель) собственники или уполномоченные структуры ставят в известность местное отделение Росреестра. Предварительно они обычно пытаются решить проблему мирным путем через переговоры с собственникам.
  • В ходе проверки специалисты Росреестра составляют акт обследования земельного участка и направляют собственнику требование с предусмотренным разумным сроком для устранения нарушений и выплаты компенсации (при наличии обстоятельств, указывающих на упущенную выгоду истца).
  • Если нарушение так и не было устранено, то иск о привлечении землевладельца к административной ответственности передается в суд (ст. 7.1. гл.7 КоАП). В составленном протоколе указывается на основания использование земель, местоположение участка, его категория и размер; какие нормы закона были нарушены собственником.
  • Суд принимает решение с учетом того, действительно ли было нарушено административное законодательство. По результатам рассмотрения дела суд открывает исполнительное производство для взыскание штрафных санкций/упущенной выгоды или же вовсе может изъять участок у землепользователя. При этом нельзя изъять земли, на которых пользователь начал возводить дом, посадил сад или огород.

У землевладельца будет три дня на обжалование судебного решения.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).

Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).

Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.

Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:

Вид нарушения Физлица Организации
Нецелевое использование 0.5-1% от кадастровой стоимости ( но не менее 10 тыс.р.) 2% от кадастровой стоимости (от 100 тыс.р.)
Неиспользование земли под огородничество и строительство 1-1.5% (от 20 тыс.р.) З-5% (от 400 тыс.р.)
Неиспользование земли под с/х 0.3-0.5% (мин. 3000 р.) 2-10% (мин. 200 тыс.р.)
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению 10-20 тыс.р. 100-200 тыс.р.
При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению участков под огородничество и ИЖС 20-50 тыс.р. 400-700 тыс.р.
Несвоевременно выполненные/невыполненные действия по отношению к участку, повлекшие его непригодность 20-50 тыс.р. 200-400 тыс.р.

При заключении договора дарения дачного участка между родственниками последние освобождены от уплаты налога.
Зачем некоторые собственники квартир приходят пониманию необходимости расприватизации своей недвижимости? Узнайте об этом интересном моменте .
Рейтинг самой дорогой недвижимости в мире представлен в нашей статье.

Судебная практика

Судебная практика в делах о нецелевом использовании участков весьма противоречивая.

Дело в том, что истцам обычно очень сложно доказать факт допущенных нарушений: например, то что участок под ИЖС используется в предпринимательских целях.

Одно из судебных решений приравнивает зарастание сорной травой участка к невыполнению требований по целевому использованию участка. Так, общество обратилось в суд с целью оспорить решение администрации о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа 40 тыс.р. Штраф был выписан из-за произрастания на участке под с/х сорной растительности. Мотивировало свое несогласие общество тем, что участок был куплен в октябре и в это время невозможно было производство с/х работ. При этом не истек двухлетний срок освоения сельхозземель по ФЗ №101.

Проанализировав материалы дела суд отказал обществу в удовлетворении искового заявления. Он посчитал, что бездействие заявителя выразилось в неисполнении требований по улучшению и охране почв и обязательных мероприятий по сохранению качественного состояния земель. При этом, приобретая участок под сельхозцели обществу было известно о необходимости несения бремени по его должному содержанию. А времени для проведения полевых работ было достаточно (с октября по май).

По поводу понятия «нецелевого использования» также не сложилось общей практики. Так, одни суды исходят из понимания целевого использования как соответствующего целям его предоставления.

Другие же суды указывают на то, что если изменения направления деятельности не выходят за рамки целевого использования, то основания для привлечения к административной ответственности отсутствуют.

Так, компании удалось оспорить привлечение к ответственности за то, что участок ей был выделен под строительство мотеля, но вместо этого там располагалась вышка связи с офисным зданием. Суд посчитал, что такое незначительное изменение не противоречит целям использования земель поселений (более широкой категории).Но когда речь идет о явных изменениях целей использования, суд становится на сторону Росреестра. Так, предпринимателю были выделены участки под многоэтажную застройку, вместо этого там появился объект коммерческой недвижимости. Предприниматель хотел обжаловать штрафные санкции, ссылаясь на то, что магазины являлись вспомогательными строениями для комплексной жилой застройки. Суд не счел эти доводы убедительными и оставил административные меры без изменения.

Таким образом, нецелевое использование земель в России карается штрафными санкциями, как и неиспользование сельхозземель, непринятие мер по улучшению свойств почвы.

Максимальное наказание, которое грозит нерадивому владельцу земли, это ее изъятие в пользу государства. Надзором за использованием земель собственниками занимается региональное отделение Рореестра.

Ведомство может проводить внеплановые проверки по своей инициативе или по жалобам, поступившим от других собственников или уполномоченных органов.

Размер штрафа за нецелевое использование земель или неиспользование участков привязан к кадастровой стоимости и зависит от категории участка и владельца (является ли он физическим или юридическим лицом). При отсутствии кадастровой оценки штрафы устанавливаются в фиксированном размере. После существенного роста штрафов в 2015 году их размер не претерпевал изменений.

Судебная практика по вопросам нецелевого использования земель достаточно противоречивая, судьи принимают диаметрально противоположные решения по идентичным вопросам. Своевременное изменение категории участка позволяет избежать административной ответственности.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ответственность (санкции) за использование земельного участка не по назначению

Нарушение целевого назначения земли заключается не только в его использование не по назначению, но и неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, участков, предназначенных для строительства, садоводства, огородничества, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.

Органы местного самоуправления уполномочены выявлять факты нарушений при целевом использовании земель и привлекать виновных лиц к административной ответственности.

Основной санкцией за совершение данного правонарушения является административный штраф, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земли в данном субъекте РФ.

Конкретные составы административных правонарушений за использование земель не по целевому назначению содержатся в статье 8.8 главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая называется «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению».

Данная статья предусматривает следующие составы правонарушения и санкции:

  • Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Санкция – административный штраф.
  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным законом. Санкция – административный штраф.
  • Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации. Санкция – административный штраф.
  • Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом. Санкция – административный штраф.
  • Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Санкция – административный штраф.

Возможность изменения целевого назначения земли

Изменение назначения участка (вида разрешенного использования) может происходить двумя способами:

  • С переводом участка из одной категории в другую;
  • Без перевода участка в другую категорию.

В случае перевода в другую категорию участок может получить любой вид разрешенного использования. При изменении категории земли меняется и перечень разрешенных видов пользования.

В случае, если изменение назначения участка земли не сопровождается изменением категории земель, виды разрешенного использования могут меняться только в пределах той же самой категории. При этом виды пользования изменяются в соответствие со схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений (округов и населенных пунктов), градостроительными регламентами.

Заявление об изменении вида разрешенного пользование направляется в орган местного самоуправления, который обязан провести публичные слушания по данному вопросу с участием граждан, проживающих в пределах территориальных зон, где расположен данный участок. Публичные слушания проводятся на основании федерального законодательства и местных нормативно-правовых актов муниципального образования.

С учетом предложений и замечаний, полученных по итогам проведения публичных слушаний, глава муниципального образования принимает решение об изменении вида разрешенного пользования участка либо об отказе в удовлетворении заявления.

>Всё об использовании земель не по целевому назначению

Виды наделов по целевому использованию

Любые земельные территории РФ имеют свои характерные особенности и разделены законом на определенные категории, которые имеют свое непосредственное предназначение для использования.

На основании установленных законодательных норм, по своему целевому предназначению территории разделены на семь видов, подразумевающие под собой земли:

  • Сельскохозяйственного значения.

    Территории характеризуются плодородными почвами и предназначаются для выращивания сельскохозяйственной продукции. Используются сельскохозяйственные угодья под размещение садоводческих культур, пастбища, участки на которых производится сенокос. Часть земель занимают дороги, часть коммуникации, а часть находится под водными объектами, защитными лесополосами, сельскохозяйственными сооружениями или хранилищами.

  • Специального и промышленного назначения.

    Используются земли промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, военными объектами, а также объектами инфраструктуры самых различных направлений и сфер деятельности.

  • Населенных пунктов.

    Территория, находящаяся в пределах населенного пункта. Земли используются под строительство жилых зданий, организацию ЛПХ, социальное строительство.

  • Особо охраняемых земельных территорий.

    Земли, которые имеют природоохранное, оздоровительное и историческое значение.

    Используются для размещения парков, заповедников, природоохранных зон. На них строятся дома и базы отдыха, объекты санаторно-курортного типа, культурно-развлекательные сооружения.

  • Водного и лесного фонда.

    Земли, на которых расположены реки, озера, водные объекты и гидротехнические сооружения.

    А также территории, занятые лесами, а также предназначенные для выращивания зеленых насаждений. На таких территориях могут располагаться болота, лесные дороги, места вырубки, просеки.

  • Земли запаса.

    Эта категория земель принадлежит государственным органам власти и не предоставляется гражданским или юридическим лицам до перевода земельных угодий в другую категорию.

Внимание! Законодательство предусматривает предоставление практически всех видов земель в аренду, а также содержит определенную законодательную базу для желающих получить участок во владение. Выделение территорий зависит от определенных условий, оснований и целей использования земли. Узнайте, что означает термин «право постоянного бессрочного пользования землей» и есть ли возможность его получить!

Что говорит закон?

Предоставленные во владение территории могут использоваться субъектами согласно предназначению земель, которое оговаривается при заключении договора.

КоАП (Кодекс административных нарушений), в статье 8.8 отмечает, что нецелевое использование земельных территорий, не соблюдение условий предусмотренных законодательством, а также невыполнение обязанностей, в результате чего земля приходит непригодное состояние наказывается штрафами. Статья содержит перечень и обоснования предъявляемых штрафов за такие правонарушения.

ГК РФ в статье 284 говорит об изъятии земельных наделов, которые используются по нецелевому назначению, а статья 42 ЗК РФ постоянно напоминает пользователям земельных территорий об их непосредственных обязанностях связанных с содержанием и использованием выделенных им земельных наделов.

Использование предоставленных земельных территорий не по целевому назначению меняет привычный режим земли и нарушает созданные для каждого отдельного участка землеустроительные проекты, позволяющие предоставлять земельные наделы в собственность.

Нецелевое применение участков

Разделение земельных территорий на категории является главным и основным критерием их целевого предназначения.

Виды земель определяют целевое назначение каждой отдельной категории, которая предполагает использовать принадлежащую к ней территорию, согласно установленному режиму использования земли и утвержденного землеустроительного проекта.

Внимание! Нецелевое использование территорий – это разрушение государственного землеустройства, самостоятельный перевод земли в другую категорию использования и нарушение установленного законом порядка выделения земельных участков.

Согласно установленным нормам земельные территории разделены на несколько видов, имеющих свое целевое предназначение и запрещающих производить деятельность на этих землях не соответствующую указанным в законах требованиям, например:

  1. Земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственных, не предусматривают строительство на своих территориях жилых зданий или организацию дачных хозяйств. На них нельзя строить предприятия или объекты инфраструктуры.
  2. Земли, относящиеся к населенным пунктам, не предоставляют право распахивать выделенные в пользование территории и заниматься на них организацией фермерских хозяйств.

    На этих территориях присутствуют приусадебные участки собственников и другие виды деятельности на выделенных в населенном пункте землях, кроме ИЖС и организации ЛПХ, недопустимы.

  3. Территории специального предназначения не могут использоваться для жилищного строительства, размещения парковых зон, санаториев, баз отдыха, а также использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции.
  4. Особо охраняемые территории не место для строительства жилых и промышленных объектов, объектов инфраструктуры, а также размещения сельскохозяйственных угодий.
  5. Земли, принадлежащие к водному фонду, также не могут быть использованы для строительства, кроме сооружения гидротехнических объектов.
  6. Лесной фонд является природоохранной территорией, аренда земель строго контролируется законами, которые определяют условия, особенности и основания для выделения таких земель.

    На территориях лесного фонда запрещено промышленное и жилое строительство.

  7. Земли запаса – это нетронутая собственность государственных органов власти и в пользование они не выделяются.

Подробнее об особенностях использования земель сельскохозяйственного назначения читайте Согласно законодательным актам, использование земель существующих категорий по другому целевому предназначению не допускается. Такая деятельность становится возможной только после процедуры переведения земли в другую категорию.

Штрафы и ответственность за это

Ответственность за нецелевое использование земель наступает после обнаружения местными административными органами фактов нарушения пользования землей, которые предусмотрены законодательством.

При нарушении законодательных норм и правил пользования земельной территорией местные администрации имеют право направить предписание, предполагающее ликвидировать недостатки, и наложить штраф. При неисполнении требований в назначенные сроки земля будет изъята.

Наложение штрафов на гражданских, должностных, а также юридических лиц за нецелевое использование территорий регулируется статьей 8.8 КоАП РФ, которая предусматривает определенные ситуации и налагает соответственно им такие виды материальных взысканий:

При наличии расчета кадастровой стоимости земли штраф взимается:

  • с граждан – в размере 0,5-1% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 10000 рублей;
  • с должностных лиц – в размере 1-1,5%, минимальная сумма – 20000 рублей;
  • с юридических лиц – 1,5-2%, минимальная сумма – 100000 рублей.

При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:

  • с граждан – в сумме 10-20000 рублей;
  • с должностных лиц – в сумме 20-50000 рублей;
  • с юридических лиц – 100-200000 рублей.

За неиспользование выделенных земельных территорий при наличии кадастровой стоимости земли штраф составит:

  • для граждан – в размере 0,3-0.5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 3000 рублей;
  • для должностных лиц – в размере 0,5-1,5%, минимальная сумма – 50000 рублей;
  • для юридических лиц – 2-10%, минимальная сумма – 200000 рублей.

За использование земель из категории сельскохозяйственных и под строительство не по назначению при наличии кадастровой стоимости на землю штраф изымается:

  • с граждан – в размере 1-1,5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 20000 рублей;
  • с должностных лиц – в размере 1,5-2%, минимальная сумма 50000 рублей;
  • с юридических лиц – 3-5%, минимальная сумма 400000 рублей.

При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:

  • с граждан – в сумме 20-50000 рублей;
  • с должностных лиц – в сумме 100-200000 рублей;
  • с юридических лиц – 400-700000 рублей.

При несвоевременном выполнении или отсутствии работ по использованию земли, что повлекло за собой ее непригодность, штраф предусматривается:

  • с граждан – в размере 20-50000 рублей;
  • с должностных лиц – в размере 100-200000 рублей;
  • с юридических лиц – 200-400000 рублей.

Используемые собственниками и арендаторами земли являются природными территориями, которые контролируются и охраняются государством.

Пользование земельными ресурсами требует тщательного ухода и надлежащего правового процесса эксплуатации выделенных земель. Такое использование гарантирует успех и обезопасит от возможных нарушений законодательства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе. Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен. Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку. Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?

Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.

Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).

Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:

  • населённых пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • промышленного назначения.

Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.

Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.

Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.

В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.

Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.

Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2014 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.

Пошаговая инструкция

Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:

  • сведения о заявителе;
  • сведения о месте расположения участка заявителя;
  • сведения о нарушителе;
  • перечень допущенных нарушений;
  • просьба о проведении административной проверки.

Заявление о нецелевом использовании ЗУ.

Проверка

На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.

Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.

Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.

Акт проверки использования ЗУ.

Нецелевое использование земельного участка: ответственность

После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.

По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:

  1. Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.

Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.

По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.

По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.

Наказание за последующее нарушение

Меры воздействия на нарушителя усиливаются:

  • при повторном нарушении регламента;
  • при игнорировании предписания.

Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.

Заявление об отсрочке исполнения решения.

Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:

  1. Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – 100-200 тысяч.
  3. Юридическим лицам – 200-400 тысяч.

В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.

За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.

Ответственность за использование ЗУ без документов

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов определяется как самозахват земель, которые принадлежат администрации. Кроме случаев, когда правоустанавливающие документы были утеряны владельцем.

Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:

  • обращением в администрацию;
  • через суд.

Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:

  1. Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
  2. Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
  3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.

Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить ), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:

  • 5-10 тысяч – гражданам;
  • 20-50 тысяч – руководителям;
  • 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).

Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.

Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:

В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.

Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления

Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.

Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.

В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.

  • Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
  • Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
  • Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).

Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:

  • неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
  • неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
  • незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.

Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.

Обязанность использовать участок по целевому назначению в системе прав и обязанностей землепользователя, землевладельца, собственника, арендатора

Согласно ст. 40 Земельного кодекса РФ собственники участков вправе:

  • пользоваться находящимися в пределах его владений полезными ископаемыми и водами для собственных нужд;
  • возводить здания в соответствии с целевым назначением участка, градостроительными, сантехническими нормами и специальными разрешениями;
  • проводить надлежащие мелиоративные работы.

Аналогичный объем правомочностей установлен в отношении землепользователей. Однако они не располагают возможностью строительства объектов недвижимости. Что до сервитутодержателей, то объем их правочностей ограничен условиями сервитута.

Обязательства собственник земли, землепользователей и арендаторов сводятся к следующему:

  • использовать участки согласно назначению;
  • не причинять вреда природе;
  • сохранять межевые, геодезические знаки;
  • осуществлять природоохранные и противопожарные мероприятия;
  • если сроки использования участков оговорены договорами (например, о комплексном освоении территории), вовремя производить предписанные действия;
  • уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • соблюдать требования экологических, градостроительных норм;
  • предотвращать деградацию, истощение, загрязнение земель и уничтожение почв.

Земли, кому бы они не принадлежали, подлежат использованию согласно целевому назначению. Нарушение этого предписания может послужить основанием для:

  • привлечения собственника к административной ответственности;
  • подтверждения обязательства компенсировать вред;
  • принудительного изъятия участка.

Целевое назначение и разрешенные способы использования участка могут быть изменены. Обращение заинтересованного лица с приложением надлежащих документов к органу управления земельными ресурсами не гарантирует положительного решения.

Нахождение участка в охранной зоне, распространение на него градостроительного регламента и другие подобные обстоятельства препятствуют установлению целевого назначения, отличающегося от назначения соседних и близлежащих участков.

Надлежащее землепользование с учетом целевого назначения и разрешенных видов использования земельных участков

По признаку целевого назначения любой участок относится к одной из шести категорий либо к землям запаса. Исключительный перечень категорий содержит ст. 7 Земельного кодекса РФ. Выделяют земли:

  • сельхозназначения;
  • поселений;
  • промышленности, обороны, транспорта и пр.;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • лесного и водного фонда.

Земли могут использоваться в соответствии с назначением, предусмотренным землеустроительной и кадастровой документацией. Таким образом, правовой режим использования участка определяется, прежде всего, исходя из его категориальной принадлежности.

Второй по значимости элемент правового режима участка — виды разрешенного использования, установленные для каждой категории земель. Их перечень, описание и коды в табличной форме содержатся в Приказе Минэкономики РФ от 01.09.14 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Из содержания ст. 7 ЗК РФ очевидно, что разрешенные виды использования связаны с зонированием территории, проводимым по правилам, оговоренным федеральным законодательством. В пределах Земельного кодекса РФ законодатель упоминает о необходимости зонирования только в отношении земель поселений (ст. 85 ЗК РФ).

О необходимости зонирования иных категорий земель речь не идет. Однако Земельный кодекс России установил обязательность определения разрешенного вида использования участка на случай предоставления под застройку. А возведение зданий, как известно, возможно и на землях категорий, не отнесенных к землям поселений.

Согласно Градостроительному кодексу РФ виды разрешенного использования оговариваются градостроительными регламентами применительно к каждой территориальной зоне. Градостроительный кодекс РФ также содержит перечень земель:

  • на которые градостроительные регламенты не распространяются;
  • для которых они не устанавливаются.

К числу последних отнесены земли:

  • лесного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых природных территорий (исключение: земли курортов, лечебно-оздоровительных местностей);
  • сельскохозяйственные угодья;
  • покрытые поверхностными водами;
  • находящиеся в границах особых экономических зон.

Способ использование участков, на которые не распространяются или в отношении которых не приняты градостроительные регламенты, определяется органами госвласти субъектов РФ или муниципалитетами. При этом разрешенные виды использование земель в границах особых экономических зон определяется их органами управления.

В последнее десятилетие сложилась практика установления вида разрешенного использования всех земель, независимо от категории и вида. Более того, ст. 7 Федерального закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» причисляет к числу сведений, содержащихся в госкадастре недвижимости сведения о разрешенных видах использования. Оговорки о том, что данное требование распространяется на участки отдельных категорий, в законе отсутствует.

Согласно ГрК РФ виды использования участков той или иной территориальной зоны делятся на:

  • основные, осуществляемые по выбору землепользователя;
  • условно разрешенные, реализация которых требует получения официального позволения от компетентного органа (предоставляется по результатам публичных слушаний);
  • вспомогательные, осуществляемые в дополнение к двум вышеназванным видам использования;
  • запрещенные, которые не характерны для участков соответствующей категории (могут осуществляться исключительно после смены категориальной принадлежности).

Итак, целевым и надлежащим использованием участка признается осуществление собственником, землевладельцем, землепользователем своих правомочностей в соответствии с целевым назначением и разрешенными видами использования.

Своевременное использование земельного участка

В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.

Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

  • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
  • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
  • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

  • проверку состояния освоения предоставленных земель;
  • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

  • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
  • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
  • граничные сроки самой застройки.

Основания для принудительного изъятия земельного участка

Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).

Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

  • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
  • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
  • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
  • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
  • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
  • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
  • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

  • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
  • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок принудительного прекращения права собственника на земельный участок в случае его неиспользования по целевому назначению

Законодатель предусмотрел два вида санкций за неиспользование земельного участка (штраф, принудительное изъятие). Они применяются последовательно. Процедура может разниться в зависимости от того, кто именно (собственник, арендатор, пользователь) не использует землю. Порядок действий уполномоченного органа власти:

  • Инициация проверки целевого использования земельного участка.

О грядущем мероприятии собственник уведомляется письмом. Периодичность плановых проверок может быть отображена в договоре. Это не мешает контролирующей госструктуре проводить внеплановые проверки.

  • Установление факта неиспользования/ненадлежащего использования.

Проверки проводятся комиссией. В случае неиспользования участка представители органа власти отображают в акте площадь неиспользуемой части участка, отсутствие признаков обработки почв или проведения строительных работ, запущенность участка.

В случае ненадлежащего использования указываются признаки незаконного изменения целевого использования. Среди прочего чиновники должны установить срок, на протяжении которого участок не используется или используется в непредусмотренных целей.

Собственник участка вправе присутствовать при обследовании участка (о времени и месте проведения мероприятий он узнает из уведомления), давать устные и письменные пояснения. Среди прочего он вправе ссылаться на объективные причины неиспользования участка, подтверждать свои действия, направленные на его освоение. Неявка землепользователя не препятствует составлению акта.

  • Отсылка собственнику претензии о нарушении регламента землепользования.

Правообладатель может отреагировать на такую претензию: явится в компетентный орган с доказательствами проведения работ по освоению, составить официальное обращение с объяснениями причин своего бездействия, возразить против будто бы нецелевого использования.

  • При наличии оснований составляется постановление, землепользователю вменяется штраф.

Стоит учесть, что ст. 8.8 КоАП РФ предполагает возможность применения административной ответственности только за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и участков под застройку.

  • Ответные действия правообладателя.

Постановление об административном правонарушении можно обжаловать в суд. Обжаловать претензию о нарушении регламента землепользования как отдельный документ нет смысла. Если изложенные в ней сведения соответствуют действительности, их следует выполнить. Если нет, то следует дождаться обращения компетентного органа в суд.

  • Только невыполнение собственником предписаний об устранении нарушений признается основанием для обращения госоргана в суд с иском об изъятии участка.

Факт подачи иска не означает, что участок непременно будет изъят. Судебная практика показала, что обязательным основанием изъятия участка признается именно неисполнения предписаний контролирующего органа касательно использования участка.

Суды отказывают компетентным органам в исках об изъятии в связи с неиспользованием, если выясняется, что:

  • ответчик провел или организовал проведение работ по освоению участка и понес соответствующие расходы;
  • есть объективные обстоятельства, препятствующие освоению и использованию участка (например, предыдущий землепользователь не привел участок в состояние, пригодное к использованию по целевому назначению);
  • ответчик допустил неправомерное бездействие, однако впоследствии выполнил предписания контролирующего органа касательно устранения фактов неиспользования участка.

Неиспользованию участков может сопутствовать ситуация, когда собственник участка неизвестен, он отказался от права собственности. В этом случае муниципалитет не изымает участок, а ставит его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйственного (ст. 225 ГК РФ).

Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

  • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
  • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
  • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.

Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

Это особенно актуально в отношении земель, требующих рекультивации, проведения мелиоративных мероприятий.

Ввиду наличия существенной разницы в климатических условиях и традиционных способах обработки сельскохозяйственных угодий перечень признаков неиспользования сельскохозяйственных земель по целевому назначению устанавливаются на уровне регионального законодательства.

Ввиду своих агроэкологических свойств данной категории пустовать не должны. По этой причине ст. 6 вышеназванного Закона РФ № 101-ФЗ предписывает органам, инициировавшим изъятие сельскохозяйственных земель в кратчайшие сроки организовывать их предпродажную подготовку и реализацию с публичных торгов. Начальной стоимостью лота может быть кадастровая или рыночная определенная экспертом-оценщиком стоимость участка.

Наказание за использование земельного участка не по целевому назначению

Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:

  • для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
  • для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
  • на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.

За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:

  • для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
  • для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
  • на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.

В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.

Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *