Исключительное ведение

56. Предметы исключительного ведения Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти

В статье 71 Конституции РФ приводится перечень исключительных предметов ведения РФ, который является исчерпывающим. В него входят:

 принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов и контроль за их соблюдением;

 федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России);

 регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

 гражданство в РФ;

 регулирование и защита прав национальных меньшинств;

 установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

 формирование федеральных органов государственной власти;

 федеральная государственная собственность и управление ею;

 установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

 установление правовых основ единого рынка;

 федеральные фонды регионального развития;

 федеральный бюджет;

 федеральные налоги и сборы;

 федеральные энергетические системы;

 вопросы войны и мира;

 оборона и безопасность;

 оборонное производство и др.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

57.Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ — закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.

Перечень таких вопросов определен прежде всего в ст.72 Конституции РФ в виде перечня из 14 пунктов.

«Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

По этим вопросам могут принимать законы и Федерация и субъекты, но федеральное право имеет приоритет: принятый ранее федерального закон субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с более поздним по времени федеральным законом по аналогичному предмету регулирования.

Федеральное законодательство по вопросам совместного ведения осуществляется на основе обязательного информирования субъектов о намерениях Федерации. Последняя должна в силу Федеративного договора присылать проекты законов в субъекты РФ.

В статье 3 Конституции РФ оговорены полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Тем самым подразумевается разграничение полномочий и по предметам совместного ведения. Таковое можно осуществлять с помощью текущего законодательства.

По своему содержанию предметы совместного ведения можно разделить на три группы:

— а) сфера государственного строительства и защиты прав и свобод (обеспечение соответствия региональных актов федеральным, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, семейное и другое законодательство);

— б) сфера экономической жизни (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и др);

— в) сфера социально-культурной жизни (здравоохранение, образование, наука, культура и т.д.).

> Примечания

  1. 1 2 Конституция Российской Федерации

Предметы исключительного ведения Российской Федерации.

Предметы ведения Российской Федерации – закреплённые в КРФ и положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти.

В исключительном ведении РФ находятся основные вопросы регулирования и защиты прав человека, государственного строительства, регулирования экономики и социального развития, внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона и охрана границ, создание правовой системы и системы правоохранительных органов, а также вопросы метеорологии, метрологии, бухгалтерского и статистического учета, государственных наград и почетных званий РФ.

По предметам исключительного ведения РФ принимаются ФКЗ, ФЗ, иные федеральные нормативные акты.

Указанные в статье 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

Предметы совместного ведения — закрепленный в Конституции круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов. П.с.в. — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и ее субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел.

«Ст.72: В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.»

Федеральное законодательство по вопросам совместного ведения осуществляется на основе обязательного информирования субъектов о намерениях Федерации. Последняя должна в силу Федеративного договора присылать проекты законов в субъекты РФ.

Предметы исключительного ведения субъектов РФ. Конституция РФ в данном случае исходит из того, что субъекты РФ вправе иметь предметы исключительного ведения, что призвано обеспечить право на самостоятельное осуществление государственно-властной деятельности по предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации с учетом требований статьи 73 Конституции Российской Федерации. Объем и характер таких полномочий определяется в конституциях республик, уставах других субъектов Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации относится определение политики и программ в области государственного, экономического, культурного, экологического и национального развития субъекта Российской Федерации.

Так же:

— республики принимают свои конституции, др. субъекты уставы, вносят в них изменения и дополнения, осуществляют контроль за соблюдением конституционных предписаний;
— решают вопросы, связанные с наименованием, переименованием субъекта РФ;
— устанавливают систему законодательных, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определяют порядок их формирования и деятельности, исходя из общих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и федеральных законах;
— формируют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; утверждают представленную Президентом РФ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ;
— устанавливают порядок управления и обеспечивают управление учреждениями и организациями, находящимися в подчинении субъекта Российской Федерации, определяют их структуру, устанавливают их правовое положение и компетенцию в соответствии с требованиями федеральных законов;
— обеспечивают правовое и иное обеспечение организации и деятельности местного самоуправления;
— разрешают вопросы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации.

Государственная символика Российской Федерации.

Государственные символы РФ – это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.

Государственными символами РФ являются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.

Государственные символы РФ обеспечивают представительство РФ внутри страны и в иных странах мира и выражают наличие суверенитета у РФ.

Они подлежат особой государственной охране, поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.

Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ – официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.

Официальные государственные символы российского государства могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для фирменного или отличительного обозначения только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных законодательством формах.

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных символах России. Субъекты РФ, муниципальные образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.

Государственный герб не может быть использован в качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Предметы ведения Российской Федерации

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратит своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Российская Федерация следует по этому испытанному пути (хотя термин «исключительная компетенция» в ней не употребляется): ст.71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст.72 — перечень вопросов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст.73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч 3 ст.11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или путем произвольного принятия законов, а также постановлении исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Отнесение Конституцией тех или иных вопросов к числу предметов ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти и только эти органы вправе издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (законы, указы, постановления), осуществляя нормативное регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это и сферы полномочии федеральных органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться органы государственной власти субъектов Федерации.

Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст.71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько групп.

1) Вопросы государственного строительства:

принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением;

федеративное устройство и территория Федерации;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

федеральная государственная служба.

2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:

федеральная государственная собственность и управление ею:

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономическою, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации;

установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

3) Вопросы, внешней политики и внешнеэкономической деятельности:

внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

4) Вопросы, обороны, и охраны, границы:

оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы:

судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

федеральное коллизионное право.

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.:

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

7) Государственные награды, и почетные звания Российской Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд важных выводов в отношении конституционных прерогатив Федерации, и в частности:

  • а) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
  • б) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности,
  • в) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе,
  • г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять воину и заключать мир,
  • д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования,
  • е) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни, но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Уже сложилась определенная иерархия правовых источников, регулирующих совместную компетенцию органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Здесь определяющим актом является федеральная Конституции. На ее основе принимаются федеральные законы, которым не могут противоречить законы субъектов Федерации. Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года к числу нормативных актов данной сферы правового регулирования отнесены договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. В настоящее время по состоянию на август 1999 года такие договоры заключены с 46 субъектами Федерации и в их развитие подписано несколько сотен соглашений на уровне исполнительных органов государственной власти.

Проблемы определения прав Федерации и ее субъектов в рамках их совместной компетенции, как показывает практика, являются одними из самых трудноразрешимых в федеративном строительстве. С одной стороны, здесь не предполагается жесткая регламентация на уровне федерального законодательства, с другой стороны, конституционный принцип равноправия субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти диктует необходимость установления на уровне Федерации единых принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации

Данную задачу сейчас решает упомянутый ранее Федеральный закон от 24 июня 1999 года, который сформулировал в качестве руководящих начал регулирования данной сферы отношений следующие принципы.

Принцип конституционности, который означает, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации, в том числе договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ как предметы исключительного ведения Российской Федерации, так и предметы совместного ведения. При этом данные нормативные правовые акты не могут содержать положений, которые ведут к изменению конституционно-правового статуса субъекта Федерации, ущемлению или утрате основных прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности России и единства системы государственной власти.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов, который предполагает, что в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям российской Конституции, федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения, должны действовать положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, который закрепляет равенство прав всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий, в том числе при подготовке и заключении договоров, соглашений.

Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов Российской федерации не должно ущемлять права и интересы других субъектов Федерации.

Принцип согласования интересов Российской Федерации и интересов субъектов Федерации, который реализуется в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов федерации, заключения договоров, соглашений.

Принцип добровольности заключения договоров, соглашений.

Принцип обеспеченности ресурсами, который определяет, что при разграничении предметов ведения и полномочий должен решаться вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий.

Принцип гласности заключения договоров, соглашений. Под договором указанный Федеральный закон понимает правовую форму разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Тогда как соглашение — правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий.

Различие между этими правовыми актами проводится в зависимости от сфер регулируемых взаимоотношений Федерации и ее субъектов. Договор охватывает комплекс основных проблем разграничения предметов ведения и полномочий в российском федеративном государстве, конкретизируя их, устанавливая условия и порядок осуществления разграниченных договором полномочий, а также формы взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений договора. Договор призван учитывать при регламентации предметов совместного ведения особенности политических, экономических, социальных, географических, этнических и иных факторов развития субъектов Российской Федерации.

Значимость договора подтверждается особой процедурой его принятия и подписания. Так, после разработки проект договора направляется для рассмотрения в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в Совет Федерации. О результатах рассмотрения проекта договора в этих представительных органах сообщается Президенту РФ, который учитывает их мнение при решении вопроса о подписании договора. Договор подписывается Президентом РФ и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание договора.

В отличие от договора соглашение имеет целью перераспределить отдельные полномочия в конкретных областях предметов совместного ведения в части передачи осуществления ряда полномочий, определения условий и порядка такой передачи, установления материально-финансовых основ и форм взаимодействия и сотрудничества при исполнении положений соглашения. При этом сторонами соглашения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, а не федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта Российской Федерации органы государственной власти этого субъекта. Проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством РФ. Иными словами, следует обратить внимание на то, что при разработке и заключении соглашения представительные органы как Федерации, так и субъектов не задействованы. После одобрения Правительством РФ соглашение подписывается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на его подписание.

Споры, связанные с разграничением полномочий, стороны должны решать путем переговоров, через согласительные комиссии, а в случае необходимости — в Конституционном Суде РФ. При этом ранее заключенные договоры и соглашения должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством, на что новый Федеральный закон отводит достаточно большой.

Спецификой конституционного разграничения предметов ведения в Российской Федерации является применение в Конституции РФ децентрализованного подхода к определению предметов ведения собственно субъектов Федерации. Содержание вопросов ведения самих субъектов Федерации основывается на принципе «все, что не запрещено, то разрешено», то есть все, что не относится к ведению Российской Федерации или к совместному срок — 3 года ведению Федерации и ее субъектов, является компетенцией этих субъектов. Такая позиция федеральной Конституции свидетельствует о прогрессивном, демократичном характере распределения объема полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов, разрешая последним обладать всей полнотой государственной власти в рамках своей компетенции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *