Имеют ли право досматривать

Обыск, хамство, электрошок. Какие права имеют охранники в магазине?

В московском магазине охранник ударил электрошокером семилетнего мальчика. Служба безопасности петербургского супермаркета довела блокадницу до смерти. Ростовские охранники избили подростков, заподозрив их в краже газированного напитка. Список бесчинств сотрудников магазинов, которые вроде бы должны отвечать за безопасность и порядок, можно продолжать до бесконечности.

Комментируя применение электрошокера по отношению к ребёнку в Москве, детский омбудсмен Павел Астахов назвал Россию страной охранников.

«Чуть ли не пять миллионов человек работали в системе охраны. У каждой подворотни, у каждого шлагбаума и двери стоял охранник, у супермаркетов они стоят. И часто эти люди даже неадекватные: люди, которые привлекались к уголовной ответственности, и люди, которым вообще нельзя доверять ни шокер, ни дубинку, ни наручники, даже палку нельзя доверить», — приводит слова омбудсмена Русская служба новостей.

С Астаховым трудно не согласиться: пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с хамством или даже с неадекватным поведением охранников. АиФ.ru вместе с юристами рассмотрел популярные случаи «приставания» сотрудников службы безопасности магазинов к покупателям и выяснил, какие права имеют охранники и как найти на них управу.

Могут ли охранники магазина обыскивать покупателей?

Самая распространённая причина общения покупателя с охранником — это подозрение в краже. Случается, когда стоящие на выходе из супермаркета или бутика сигнализации ни с того ни с сего подают признаки жизни и к вам с «распростёртыми объятьями» мчится охранник и требует показать содержимое сумок. Имеет ли он право на обыск?

Эксперт центра «Общественная дума» Сергей Варламов отмечает, что при наличии возможных улик (например, прозвенела сигнализация или есть видеосъёмка, зафиксировавшая кражу) охранник может попросить покупателя добровольно показать свои вещи, чтобы выяснить истину. «Обычно приглашают в комнату для досмотра, при проведении досмотра присутствуют двое понятых, и весь процесс фиксируется в документах (протокол или видеосъёмка)», — отмечает эксперт.

В случае если у охранника имеются подозрения, что покупатель совершил противоправные действия, он имеет право лишь остановить покупателя, при этом назвав причину остановки, и вызвать полицию. В данном случае покупатель не обязан дожидаться прибытия полиции и вправе покинуть магазин, добавляет эксперт Комитета по правовым вопросам Ассоциации молодых предпринимателей России Павел Илясов.

«В том случае, если охранник задерживает покупателя до прибытия полиции, это может быть квалифицировано как незаконное лишение свободы (ст. 128 УК РФ)», — подчёркивает Илясов в беседе с АиФ.ru.

Запомните: обыск уполномочены производить только сотрудники полиции. Процедура обыска проводится только лицом одного пола с подозреваемым в краже и в присутствии понятых и специалистов того же пола, добавляет эксперт.

Можно ли заходить в супермаркет с товарами, купленными в другом магазине?

Бывает, что покупатели заходят в супермаркет с продуктами, купленными в другом магазине (кто-то не доверяет камерам хранения, за которые магазин не несёт ответственности, кто-то просто забывает сдать сделанные ранее покупки), и потом имеют неприятности с охранниками. Хорошо, если есть чек, подтверждающий покупку в другом месте, но как быть, если чека нет? Как доказать, что товар не украден?

«Покупатель имеет право входить в магазин с любыми вещами, даже если такие же товары продаются в данном магазине, просто он должен об этом предупредить сотрудника магазина», — отвечает адвокат Юлия Никифорова.

«Доказывать невиновность нет необходимости, обычно следует доказать вину (ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст. 5 Уголовного кодекса РФ). Для этого во многих магазинах есть камеры наблюдения, запись с которых возможно получить за сравнительно небольшое время. Но расследовать такие случаи должна полиция, а не охранная компания, обслуживающая магазин (здесь можно ссылаться на пункт 8 части 1 ст. 13 закона «О полиции» — прим. ред.). Поэтому при отсутствии чека придётся задержаться в магазине до приезда полицейских, выяснения ими обстоятельств и установления вины либо невиновности», — добавляет юрист компании «Деловой фарватер» Павел Ивченков.

Вправе ли охранники отбирать тележки у покупателей?

Оказывается, персонал некоторых магазинов начинает готовиться к закрытию супермаркета за полчаса, а то и за час до официального окончания рабочего дня. Охранники не пускают посетителей и, как это ни парадоксально звучит, убирают тележки и корзинки (судя по всему, чтобы не заниматься этим после закрытия торговой точки), а покупателям приходится носить продукты в руках. С такой ситуацией сотрудница АиФ.ru столкнулась в одном из магазинов в районе Ясенево.

Фото: Shutterstock.com

По словам экспертов, в этом случае охрана действует в рамках закона. «Не пускать в магазин за полчаса до закрытия сотрудники магазина не имеют права. Начать убирать тележки и корзинки при большом количестве народу могут, поскольку даже кассы за 15 минут до окончания работы магазина предупреждают об этом покупателей и должны обслужить тех покупателей, которые уже выбрали товар. У сотрудников магазина есть график работы, нарушать который работодатель не имеет права. Если часы работы магазина до 21:00, а магазин продолжает торговать в 21:10, то это нарушение правил торговли», — рассказывает Никифорова.

Права охранника в магазине

Основная обязанность охранника магазина – обеспечить сохранность товара, и поддерживать порядок в зале торгового центра.

Основные права и обязанности охранников:

  • При создании больших очередей, охранник имеет право изменить график отдыха кассира, таким образом, обеспечив нужную пропускную способность торговых касс.
  • Сообщать администратору о конфликтных ситуациях с покупателем, в процессе решения которых две стороны не достигли консенсуса.
  • Требовать у покупателя прекратить осуществлять неправомерные действия (кража товара, умышленная порча имущества, оскорбление посетителей или персонала магазина), а в случае отказа – вызвать правоохранительные органы. При наличии видео доказательств или свидетелей конфликта, охранник может задержать нарушителя до приезда полиции.
  • При неожиданных проблемах со здоровьем посетителя супермаркета, вызвать бригаду скорой помощи. Сообщить о случившемся администрации торгового центра.
  • Для повышения эффективной работы супермаркета, может вносить свои замечания и предложения которые помогут увеличить функционирование торгового учреждения.

Имеет ли право охранник досматривать личные вещи

В лучшем случае, охранниками в магазинах работают люди, ранее служившие в государственных структурах подобной направленности (бывшие сотрудники МВД или военные на пенсии). Но в большинстве случаев – это молодые мужчины со средним образованием, обладающие хорошим здоровьем. Ни одни, ни другие не могут проводить личный осмотр. Это долг правоохранительных органов.

Максимум, что может охранник, так это задержать правонарушителя – ст. 16 закона 5 раздела, РФ «О частной охранной деятельности».

Но для этого должны быть весомые причины:

  • Охранник лично сам видел, что покупатель положил в карман или сумку товар, а на кассе «забыл» оплатить.
  • Кража или порча имущества магазина зафиксирована камерой видеонаблюдения.

Естественно, за одну шоколадку не стоит сбивать посетителя с ног на пол и заламывать руки. Факт кражи еще нужно доказать, а вот за превышение своих полномочий охранник может понести наказание: штраф или тюрьма (ст. 203 УК РФ). Ему следует вежливо предложить посетителю последовать с ним в отдельную комнату, и там дождаться приезда полиции.

Имеет ли право охранник проверять кассовый чек

По закону РФ о частной охранной деятельности, охранник не может требовать у покупателя показать ему чек. Но в больших супермаркетах, такая практика существует.

Связано это с мошенничеством:

  • Сотрудники. В первую очередь этим занимаются кассиры. Находясь в сговоре со знакомым, они могут не «пробить» дорогостоящий товар, и тем самым нанести моральный ущерб магазину. Естественно, если охранник что-либо заподозрил, он может потребовать чек. На втором месте у кассира – обман честного покупателя. Особенно это касается крупных продуктовых супермаркетов, где оптовому покупателю, который спешит, могут пробить вместо пяти бутылок пива – шесть.
  • Покупатели. О способах мошенничества среди покупателей можно написать не одну книгу. Специальные карманы, подмена этикеток и ценников, подмена товара – это только вершина айсберга. Профессионалы могут незаметно и безнаказанно переодеваться в новую одежду и даже использовать в своих схемах детей.

Если вы порядочный покупатель, то, наверное, не стоит начинать «качать права» и показать чек. Ведь за огромную недостачу в магазине владелец может уволить с работы всю смену охранников.

Фотографирование продаваемых товаров

Часто в магазинах можно наблюдать такую картину: приобретая одежду, покупатель фотографирует понравившуюся вещь и отправляет снимок подруге или членам своей семьи, дабы посоветоваться о правильности своего выбора. Незамедлительно подходит охранник и заявляет, что в данном учреждении вести фотосъемку запрещено.

И в этой ситуации покупатель не нарушает законы и действует правомерно. Конституционное право гражданина РФ свободно получать и передавать информацию еще никто не отменил, а любые ссылки на внутренние инструкции супермаркета неуместны.

В данной ситуации можно спокойно рассказать охраннику о своих правах покупателя, и о том, что гражданский кодекс не запрещает съемку товара.

Теперь вы уяснили для себя: люди в форме, стоящие на выходе из супермаркетов, это обычный персонал торгового центра (наемный работник). Имеет ли право охранник магазина проверять сумку покупателя – категорически нет! Зная права потребителя, мы надеемся, что вы никогда не станете участником подобных неправомерных проверок.

На что имеет право охранник в магазине?

Охранник может сослаться на ст. 12.1 рассматриваемого закона, где написано, что охранник вправе требовать от граждан соблюдения внутреобъектных требований, которые устанавливаются клиентом или заказчиком, например, ходить строго на голове. Но в той же статье есть важная оговорка – требования не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Принудить вас сдать вещи в камеру хранения охранник тоже не может. Как и заставить вас упаковать вещи в специальный пакет или поставить на них пломбу. Вы можете смело отказаться, ссылаясь на рассматриваемый закон.

Охранник не может вас запретить снимать товар в магазине на фото или видео. Вопрос о том, где прописано, что товар нельзя фотографировать не поставит охранника в тупик, он сошлется на внутренние правила магазина. А вот тот момент, что такие правила в такой редакции нарушают не только гражданский кодекс, но и Конституцию, точно поставит охранника в тупик. Если с вами спорят – попросите найти такую норму в законодательстве. Вот только вас задерживать в момент поиска охранник права не имеет.

Вы даже можете снимать самого охранника. Но в том случае, если его действия направлены на вас или окружающих. И сослаться в данном случае нужно на то, что действия охранника неправомерны, а съемка, которую вы ведете, нужна для того, чтобы были доказательства неправомерности действий. Если охранник просто стоит, а вы его снимаете, то его претензии будут вполне обоснованы.

Это однозначно ставит охранника в жесткие поведенческие рамки. Из этого следует, что самое главное право охранника в плане осуществления своих функций в магазине или супермаркете – наблюдать и осуществлять задержание лиц, совершивших правонарушение. И это не значит, что можно бить человека головой об пол, пока он не потеряет возможность к двигательной активности. Это значит, что охранник должен вызвать сотрудников полиции и препятствовать выходу потенциального нарушителя закона за пределы магазина. И на то у него должны быть веские причины, потому что в противном случае можно использовать правовые методы привлечения излишне мнительного охранника к ответственности. Вплоть до денежной компенсации за ваши моральные страдания, вызванные удерживанием вас в магазине против вашей воли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *