Имеет ли право психолог

Имеет ли право психолог злиться на своего клиента?

Bceгдa ли мы, нaхoдяcь в пoзиции клиeнтa, имeeм в лицe cвoeгo пcихoлoгa чeлoвeкa, иcпытывaющeгo к нaм тoлькo пoлoжитeльныe чyвcтвa? Moжeм ли мы oжидaть, чтo пpoфeccиoнaл пpocтo oбязaн в любoй мoмeнт иcпытывaть к нaм cимпaтию и paдocть oт oбщeния c нaми? Имeeт ли пpaвo пcихoлoг злитьcя нa cвoeгo клиeнтa и ecли дa, тo нyжнo ли этy злocть дeмoнcтpиpoвaть?

Русецкая Жанна

Психолог имидж-аналитик

Инструмент, которым работает психолог — это он сам. И его эмоциональные реакции на поведение клиента — одна из важнейших составляющих данного инструмента.
Раздражение, злость психолога во время сессий являются для него ценной информацией, во многом помогающей понять ситуацию клиента.
Блокирование же нашей сигнальной системы — запрет на негативные эмоции по отношению к клиенту — лишает специалиста возможности быть эффективным.
Важно уметь отслеживать свои реакции в процессе работы с клиентом, верно их интерпретировать и использовать. Ну и экологично утилизировать потом за ненадобностью.

Давыдова Эльмира Халимовна

консультант по профориентации взрослых и школьников

Психолог не может не испытывать разные чувства по отношению в клиенту: и страх, и гнев, и раздражение, и нежность, и восторг… Он ведь живой человек. И клиент тоже может всё это испытывать.
Однако психолог находится в рефлексивной позиции по отношению к своим импульсам, эмоциям. Клиент может не быть в этой рефлексивной позиции, а психолог- обязательно. И что же ему, психологу, делать со своими чувствами? Прежде всего — воспринимать их как часть комплексного терапевтического процесса. Он отдает себе отчет в злости и говорит себе: «Да, вот это злость. Я чувствую злость». Он может сказать об этом пациенту в какой-либо форме. Например, он может сказать так: «Я чувствую злость сейчас. Вот когда вы это сделали — я почувствовал прилив злости. А вы как? Что чувствуете вы?»
Этот момент — момент истины — он очень ценный. И очень важно с ним работать.
Скрывать нельзя. Нужно обсудить. Если скроешь на словах, выразится не вербально: интонационно или на лице появится выражение ненависти. И это клиент все равно заметит и отметит. А ведь именно за тем он и приходит на терапию, чтобы научиться быть в контакте с собой и овладевать своими состояниями, быть честным с собой и получить адекватную обратную связь от мира.
_____________
И потом это нужно обсудить с супервизором. Ведь злость может быть частью процесса терапии, а может быть приветом от какого-либо скелета в шкафу самого терапевта.
Но эти приветы от склелетов в шкафу тоже нормальная вещь. Только не надо превращаться терапевту в клиента своего клиента. Терапевт должен руководить этим альянсом в любом случае.

Виноградова Елена Леонидовна

Психолог-консультант, кандидат психологических наук

Для меня вопрос «имеет ли право терапевт злиться на клиента?» звучит так же, как: «имеет ли право человек мерзнуть, когда открыто окно?». Кто-то будет мерзнуть, кто-то нет, но эти ощущения — естественный ответ организма на определенный импульс. Другое дело, стоил ли делиться с окружающими своим состоянием, и если да, то в какой форме это лучше сделать.

Так же и с гневом на терапии. Чувства, возникающие у психолога по отношению к клиенту, называются контрпереносными. Они могут дать богатейшую информацию о том, как устроен внутренний мир клиента, какую модель отношений, выстроенную в жизни с кем-то из близких, он пробует разыграть с терапевтом. Анализируя свой контрперенос, психолог должен проверить, не связаны ли его реакции на клиента с собственными «слепыми пятнами», не срезонировали ли таким образом его личные проблемы. В этом помогает супервизия.

Когда становится понятно, на что именно возникает злость, что конкретно делает клиент, что вызывает такие чувства, будет полезно ему это вернуть. Но в какой форме? Это зависит от того, в каком состоянии находится клиент, насколько он устойчив и открыт для негативной обратной связи. В любом случае, терапевт не может себе позволить бурных эмоциональный реакций. Но для кого-то из клиентов даже простая фраза «Я на Вас злюсь» может оказаться невыносимой. В таких случаях работа должна быть предельно филигранной, необходимо соблюсти баланс между поддержкой и обращением к реальности. Кстати, довольно часто причина, по которой терапевт испытывает гнев по отношению к клиенту — это перекладывание ответственности последнего за результат терапии. Ведь известно, что ответственность в этой совместной работе разделена пополам. А клиент не хочет вкладываться, прилагать усилия во время терапии и ждет, что терапевт «сотворит чудо».

Тухарели Елена Константиновна

Психолог-консультант, арт-терапевт, сертифицированный специалист по метафорической психотерапии, когнитивно-поведенческой терапии. Действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги. Работаю со взрослыми людьми индивидуально и в группе.

Все-таки психолог – живой человек, знание психологии не делает нас какими-то сверхлюдьми. А любой человек может испытывать всю гамму эмоций, в том числе и отрицательных, в том числе и злость. Вопрос в том, что сам психолог с ней делает и как ее прорабатывает. Здесь уже речь идет о профессионализме, знаниях и навыках специалиста. Любой отклик в процессе сессии необходимо учитывать, это сигналы, которые возникают не просто так, в том числе и эмоции психолога. Полезно проработать для себя этот вопрос, например, с супервизором. Просто подавлять злость, игнорировать ее — будет не экологично ни для самого специалиста, ни для клиента. Думаю, что такие эмоции будут даже полезны психологу, чтобы помочь отрефлексировать свое состояние и свое отношение к проблеме клиента, так сказать, определить «больные точки». Возможно, эта же проблема откликается у специалиста, тем самым показывая, что она не проработана и в этой точке надо сделать остановку и упор на работу с текущим вопросом, что б не «застревать» на сессиях в дальнейшем.

Йованович (Мячина) Татьяна Юрьевна

Врач-психотерапевт, психолог, сексолог. Работаю со взрослыми очно и онлайн.

Злость – это эмоция. А эмоция – это та психическая единица, которая не регламентируется понятиями «имеет» или «не имеет» право.

Злость, как впрочем, и любая другая эмоция, может возникнуть у любого человека вообще или у психолога, в частности.

Да простят меня уважаемые аФФтары вопроса, но я его немного переформатирую: «Имеет ли право психолог ПОКАЗЫВАТЬ своему клиенту, что он злится на него?»

И тогда мой однозначный ответ: НЕТ.

Некоторые коллЭги практикуют провокативные методы, которые предполагают демонстрацию гнева, злости, недовольства и другие проявления «ярости благородной».

Но это способствует лишь ретравматизации одних клиентов и уходу навсегда других.

Поэтому, если уважаемый пИсИхолог чувствует раздражение – злость – гнев, и т.п. в отношении своего клиента, то, НОГИ В РУКИ, И БЕГОМ К СВОЕМУ СУПЕРВИЗОРУ!!!

Балыкин Александр Иванович

педагог, психолог

Как-то ученик спросил Учителя: «Учитель, имеешь ли ты право проявлять эмоции как простой человек, который не достиг просветления и не может быть, как ты — в состоянии спокойствия и умиротворения?»

Учитель дал ответ на вопрос ученика: «Ты видишь сейчас моё тело, которому ничего не угрожает — а поэтому оно спокойно и умиротворенно. Если бы вдруг рядом появился голодный тигр, тело бы убегало от него в страхе со всех ног. Но может ли убегать тот, кто будучи в теле называет себя «Я»? Боялся бы ли он тигра? — ведь он невидим и одновременно сущий, безмолвен и одновременно постоянно творящий сущее.

Независимо от того, насколько ты осознаешь себя и тем самым называешься просветленным, твоё тело есть часть окружающего тебя мира, наделенного инстинктом выживания. И именно он заставляет тела бояться, агрессировать, плакать, и т.п. Неважно, просветленный ты или нет, тело всегда будет реагировать быстрее, чем ты это осознаешь, потому что ты в нём гость, и подчиняешься его законам.

Запомни, мой друг, правом проявлять эмоции наделена жизнь, а «Я» — лишь безмолвный её творец и созерцатель.»

Ионов Юрий Анатольевич

Квалифицирован в клинической и педагогической психологии. Сертифицированный семейный психотерапевт, личностно-ориентированный (реконструктивный) психотерапевт, краткосрочный позитивный психотерапевт (SFBT/ОРКТ), кризисный психотерапевт. Работаю с детьми и взрослыми, мужчинами и женщинами по широкому кругу вопросов очно и в интернет.

Имеет ли право психолог злиться?

А как иначе?! Отчего же он должен быть лишён прав на переживания?! Как и любой свободный человек, права имеет — и злиться, и радоваться, и огорчаться, и выражать свои переживания.

Хотя, что касается выражения переживаний, здесь могут быть, и есть ограничения.

Выражать свои переживания психолог должен в конструктивной манере.

Вообще это в компетенции профессиональной этики.

А вот как использовать свои переживания к пользе клиента — этим занимается методика консультирования (психотерапии) и супервизия.

Искренняя обратная связь о том, какие переживания вызывают те или иные действия клиента, поданная в конструктивном ключе, просто и прямо — понятно — ценнейший материал для его трансформации.

Мануковская Екатерина Владимировна

практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, ведущая терапевтических групп, автор статей по психологии

Да, да и еще раз да. И для этого масса причин. Во всяком случае, в той области психологии, а точнее психотерапии, которой я занимаюсь уже много лет – в гештальт-терапии.

Если мы говорим о правах, то у психолога ровно столько же прав, как и у любого другого человека. У него есть только одно важное ограничение на злость – впрочем, у других людей оно тоже есть. А именно: проявляя злость, ему необходимо параллельно осознавать, к чему это приведет клиента. Поэтому психолог задает себе вопросы:

  • Поможет ли моя злость клиенту или затормозит процесс терапии? Будет ли она ему в этот момент полезна?
  • Какая именно степень проявленной злости будет максимально эффективна в этот момент?

Раздражение? Злость? Бешество? Ярость? Думаю, что раздражение – это то чувство, на которое у психолога не должно быть ограничений. Психологи – тоже люди. И стоит сообщить клиенту о том, что он переходит некую грань, и этот переход раздражает.

Ну и бесспорно – плюсы злости. Их много.

+ Показывая клиенту свою злость, мы даем ему право на проявление собственной злости, живых реакций в адрес другого человека, а не только бесконечное сдерживание или привязанную к лицу улыбку.

+ Показывая свою злость, мы как бы говорим: ты можешь быть человеком с самыми разными чувствами. Злость – одно из них. И это естественно.

+ Показывая свою злость, мы выставляем границу между собой и клиентом. Показываем, что себя можно и нужно защищать. И это одна из задач терапии. Ибо большинство приходящих ко мне людей и слыхом не слыхивали о том, как отстаивать, защищать, выстраивать границы своей личности, своего жизненного пространства.

+ Показывая свою злость и потом вместе с клиентом осознавая, что происходило в этом фрагменте терапевтического процесса, мы помогаем увидеть, что злость – это энергия действия. Без злости не было бы движения вперед.

Поэтому выводы про проявление злости просты: злиться можно и нужно, но отслеживая для чего, в какой момент, в какой форме, что это даст, куда может продвинуть, поможет ли клиенту стать более живым, более устойчивым и т.д.

Злитесь, ищите подходящие слова для своей злости, делайте это искренне. Удачи!

Корженко Ольга Владимировна

Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, работаю индивидуально со взрослым и с семейными парами

Хочется ответить «имеет», ибо живой человек и имеет право на любое чувство по отношению к другому человеку. Но что это за злость и что можно с ней сделать, чтобы она не была разрушительна для психотерапевтического процесса? Поймав себя на злости к пациенту, например за то что он опаздывает, не платит вовремя, не слушает и т.д. хорошо бы задуматься: а почему? откуда это чувство и что именно злит? Возможно это проективная идентификация пациента и это его чувство злости на нас мы словили. Тогда, что злит его? Высокая стоимость, наша холодность, жесткий сеттинг? Можно думать, а можно спросить. Возможно откровенный разговор по поводу злости продвинет терапевтический процесс. Злость может быть в нашем контрпереносе. Тоже интересно разобраться. Это те чувства, которые, возможно, испытывают многие люди рядом с нашим пациентом? и что в нем вызывает такие чувства? Или мы опять же слились с его чувствами, которые пациент часто испытывает по отношению к значимым объектам, а к нам на сессии испытывает в переносе. Проанализировав нашу злость мы многое поймём о пациенте и получим дополнительные инструменты для работы, и это лучше чем отрицать злость или подавлять её в себе.

Шамова Марина Валерьевна

Клинический психолог, психотерапевт-кинезиолог, бизнес-коуч, рейки-терапевт, для взрослых и детей; работаю так же по Skype

Вступая в терапевтические отношения, психолог принимает профессиональную психологическую форму и поэтому всё, что он (она) будет «делать», будет являть собой проявления терапии. Он имеет право как человек испытывать при этом весь спектр эмоций, который преломляется профессиональной позицией и поэтому и злость, «как по мановению волшебной палочки», приобретает целебное предназначение. Особенно это становится возможным, если психолог углублённо изучал и проходил психоанализ. Здесь, в таких случаях и при таких задачах, прохождение психоаналитической практики незаменимо для явления «полноценного» профессионала-психолога.

Имеет существенное значение не только качество гнева психолога, но и временнЫе характеристики, т.е., как долго он (она) испытывает гнев и главное — как быстро и каким характером, манером отражает его клиенту, трансформируя собственные эмоции в этот целебный посыл. Иногда требуются сутки на такой процесс (что очень длительно), и здесь психолог должен быть Мастером-профессионалом «обыграть» всё так, чтобы в исходе случился у клиента и инсайт, и катарсис.

И всё же понимание ситуации и проблем клиента существенно сужает возможности испытывания негативных эмоций терапевтом и эмпатийная позиция является изначальной мощной вакциной от гнева или других эмоциональных реакций, по сути своей максимально далёких от осознанного режима восприятия ситуации терапии.

Гордина Оксана

Работа с Родом, трансформационные игры

Если эмоции мешают вести консультацию, то психолог должен пойти сам на консультацию к своему супервайзеру, то есть на супервизию. Постарайтесь осознать важный факт: если сложный клиент вызывает чувство злости или гнева, это значит, что случился контрперенос как ответная реакция на перенос клиента. Сначала клиент перенес на психолога свою личную ситуацию, тот не выдержал и отреагировал эмоциональным взрывом (в лучшем случае – мысленно готов отреагировать, но его негативный настрой ощущается клиентом чисто интуитивно).

Удержать эмоции под контролем психологу помогут дыхательные практики. В момент, когда назревает эмоциональный всплеск, надо через дыхание постараться сохранить контроль над ситуацией, а после идти на супервизию. Так так в «перегреве» будут оба – консультант и клиент, то лучше всего предложить клиенту подышать вместе. Например, подойдет практика «бхастрика».

БХАСТРИКА ПРАНАЯМА.

Бхастрика не зря переводится как «кузнечные меха». Считается, что эта практика разжигает внутренний огонь (раджас). При этом вдох и выдох одинаково активны. Начинать осваивать бхастрику пранаяму необходимо постепенно, с 5-7 активных вдохов-выдохов, и медленного темпа, переходить к увеличению количества дыхательных циклов и темпа по мере продвижения практики.

В огне бхастрики пранаямы сгорают все токсины и лишние калории, а также вялость, апатия, плохое настроение; улучшается цвет лица, состояние кожи; тонизируются кишечник, печень, селезенка, поднимается настроение, улучшается память и развиваются интеллектуальные способности. Осторожность требуется людям, страдающим хроническим бронхитом и бронхиальной астмой. Противопоказаниями являются гипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, повышенная нервная возбудимость, эпилепсия, глаукома, желчнокаменная болезнь, онкозаболевания, туберкулез, обострение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, беременность.

Техника проведения:

Вы сидите на коленях, пятки находятся под попой. Со вдохом руки интенсивно выбрасываются вверх. Представляйте как выталкиваете из себя токсины, вытесняемые поступающим кислородом. С выдохом под собственной тяжестью руки опускаются вниз, как будто помогают выжимать из тела все ненужные остатки. После 1 раунда наблюдайте за своими ощущениями. Рекомендуется 3 раунда по 10 вдохов и выдохов.

Психолог. Психиатр. Психотерапевт. Кто есть кто?

Психолог. Психиатр. Психотерапевт.

Кто есть кто?

«Зачем мне психолог? Я же не псих!» Не знаю, как вы, а я не раз слышала подобные фразы. Поначалу я не относилась к таким высказываниям всерьез, но со временем масштаб происходящего меня начал настораживать. Похоже, и правда при общей осведомленности населения, далеко не каждый человек ясно представляет себе, чем принципиально отличается психолог от психиатра. А если я к этим двум словам добавлю ещё и слово «психотерапевт»?

Психолог. Психиатр. Психотерапевт. Написала и вспомнила выражение «заблудиться в трёх соснах». Мне казалось, что статья на эту тему – самое простое, что может быть. А получается, что заблудиться — дело нехитрое. Если с психологом и психиатром все более менее просто и ясно, то попытка доступно и при этом близко к реальности описать, кто такой психотерапевт в России, лично у меня вызывает глубочайшие затруднения. Но я всё же попробую.

Начну с самого простого. Возвращаясь к названию данной статьи, хочу отметить, что понятия «психология», «психотерапия» и «психиатрия» произошли вовсе не от слова «псих», а от древнегреческого слова «псюхе», что в переводе означает «душа, дух».

Слово «психология» происходит от древнегреческих «душа» и «знание» и может быть переведено как знание о душе. «Психиатрия» — от древнегреческих «душа» и «врач», «врачебный». Можно сказать, что психиатр – это врачеватель души. «Психотерапия» происходит от древнегреческих «душа» и «лечение». То есть, если дословно, то психотерапия – это лечение, оздоровление души. К настоящему времени в переводе изменилось лишь то, что на языке современной науки «псюхе» означает «психика».

Действительно, специалисты, о которых идёт речь, похожи. И психологи, и психотерапевты, и психиатры – это специалисты в области психической жизни человека. И те, и другие изучают, как наша психика устроена, что и как влияет на нашу психическую жизнь, как помочь человеку, столкнувшемуся с теми или иными психологическими проблемными ситуациями. И те, и другие оказывают помощь людям, столкнувшимся с психологическими трудностями в своей жизни.

При этом в деятельности каждого из трёх этих специалистов есть свои особенности. Давайте попробуем разобраться.

Психолог.

Психолог – это специалист, который занимается исследованиями психики человека или оказанием психологической помощи психически здоровым людям.

Я не случайно написала «или», поскольку в России в настоящее время, на мой взгляд, очень мало психологов, которые одновременно хорошо, профессионально могли бы делать и то, и другое. Чаще хорошие специалисты мне встречались в отдельной области – либо теоретики-исследователи, либо психологи-практики.

Если даже психолог и работает с людьми, страдающими психическими заболеваниями, он сотрудничает в этом вопросе с другими специалистами – психиатрами, врачами-психотерапевтами и т.д.

Психолог – это специалист, имеющий завершенное высшее психологическое образование или прошедший переподготовку на базе высшего образования по специальности «Психология». В России право на оказание психологических услуг имеют специалисты с данным образованием, подтвержденным дипломом государственного образца.

Обучаясь профессии, психологи изучают накопленные человечеством знания о психике человека. Как она устроена, что и как влияет на нашу психическую жизнь. Каковы этапы развития психики в течение жизни человека, какие психологические задачи решает человек в разные периоды своей жизни. С чем связаны расстройства психики и различные психологические проблемы человека. Как помочь человеку, столкнувшемуся с теми или иными психологическими проблемами, сложностями в жизни.

Отличие профессионального психолога от так называемого «психолога по-жизни» заключается в том, что в своей работе он опирается не только на свой жизненный опыт и человеческую интуицию, которые в той или иной степени есть у каждого. Профессиональный психолог также опирается на научные знания, на специальные умения и навыки, которым обучается не один год. И, оказывая психологическую помощь, помимо собственной личности использует специальные профессиональные научно-обоснованные методы.

Психолог — это не врач. Психолог не имеет права прописывать лекарства, ставить медицинские диагнозы и назначать в соответствии с этим какое-то медикаментозное лечение. В работе психолога есть понятие психологического диагноза, но оно не имеет никакого отношения к лечению медицинскими препаратами.

Кратко о том, что включает в себя понятие психологической помощи:

Психологическая диагностика – это определение психологических особенностей человека в связи с тем или иным вопросом, ситуацией, заявленными клиентом. Диагностика проводится с помощью специальных бесед, тестов, опросников и даже игр.

Психологическое просвещение и консультирование – это предоставление человеку необходимых психологических знаний, которые нужны ему для понимания той ситуации, с которой он обращается к психологу, и поиска вариантов поведения в ней, а также вариантов изменения ситуации. Это и предоставление рекомендаций. Как правило, просвещение и консультирование проходит в форме беседы с человеком или группой людей.

Развивающая работа – это деятельность психолога, направленная на развитие у человека тех или иных психологических функций, способностей, качеств через специально разработанную систему игр и упражнений. Например, развитие внимания, памяти, лидерских способностей, уверенности в себе и т.д. Развивающая работа бывает индивидуальная и групповая. Групповая форма работы представляет собой или занятия, похожие на традиционные уроки, когда участники выполняют различные задания психолога, или многим известные групповые тренинги, в которых участники группы активно взаимодействуют друг с другом и с психологом в ходе игр, упражнений, дискуссий и других мероприятий.

Психологи работают в очень разных областях деятельности человека. В каждой из этих разных областей есть своя специфика – они отличаются друг от друга и особенностями клиентов, с которыми работают специалисты, и особенностями психологических проблем и задач, в которых оказывается помощь, и даже особенностями условий работы. Вот лишь некоторые примеры таких областей. Психологи дошкольных учреждений, психологи в школах, психологи в специальных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, психологи в других образовательных детских организациях (например, система дополнительного образования). Психологи в пенитенциарной (тюремной) системе, психологи в спорте, психологи в социальных центрах, психологи в медицинских учреждениях (поликлиника, санаторий, психиатрические и наркологические диспансеры и стационары и т.д.). Психологи в армии, психологи в хосписах, психологи в МЧС, психологи в бизнес-организациях (управление персоналом, организационное консультирование, обучение персонала и т.д.), психологи в политике, частно-практикующие психологи-консультанты и т.д.

Психиатр.

Психиатр – это специалист с высшим медицинским образованием, который оказывает помощь человеку в диагностике и лечении психических болезней. Психиатр, в отличие от психолога, врач. Врач, который имеет общую базовую медицинскую подготовку и на её основе проходит специализацию по психиатрии в течение нескольких лет.

То есть психиатр оказывает психиатрическую помощь людям с теми или иными психическими расстройствами (обратимыми и необратимыми, ярковыраженными и слабовыраженными). Он помогает пациенту распознать заболевание; достигнуть устойчивой ремиссии или преодолеть болезнь, если это возможно; адаптироваться к изменениям в состоянии здоровья и как можно дольше сохранять дееспособность. Психиатр также оказывает поддержку родственникам пациента, проводя разъяснительную работу.

Средства лечения, которые использует психиатр, преимущественно, медицинские (лекарства, специальные процедуры). А также — информирование (например, разъяснение сути заболевания и лечения), убеждение (рациональная терапия) и развитие социальных навыков у пациентов в случаях тяжёлых нарушений психики и социальной дезадаптации.

Надеюсь, психиатры меня простят за столько краткое описание. Думаю, данная специальность и область деятельности достойна более подробного освещения. Но делать это, думаю, стоит не мне. Да и цели данной статьи несколько иные.

Психотерапевт.

Самая сложная в описании категория специалистов, на мой взгляд.

В России официально право называться психотерапевтом закреплено за врачом-психиатром, который прошёл дополнительно специализацию по психотерапии и получил удостоверение врача-психотерапевта.

Однако законодательство несколько отстаёт от реальной практики (и от общемировой). А может быть оно и не старается догнать, а просто идёт с ней вразрез. В частности, психотерапевтические методы как средства в работе психолога подробно описываются в учебной литературе, одобренной министерством образования РФ для вузов, где обучают специальности «Психология», и в государственных документах, регулирующих деятельность психологов.

Поэтому важно понимать, что психотерапией в России занимаются как врачи-психотерапевты, так и психологи, прошедшие специальную дополнительную психотерапевтическую подготовку, помимо базового образования.

Итак, условно говоря, психотерапевты бывают двух видов. Это врачи-психотерапевты и психологи-психотерапевты.

«Врач-психотерапевт», как уже было сказано, это отдельная специализация на базе высшего медицинского образования. Врач-психотерапевт может оказывать помощь человеку в решении его психологических проблем как путём лекарственного воздействия, так и с применением психологических средств.

Чтобы было понятнее, кратко обозначу, что относится к психологическим средствам в работе психотерапевта: беседа (которая, как правило, отличается от обычного бытового разговора) и различные виды научения, которые обеспечивают овладение человеком новыми способами взаимодействия с окружающим миром.

По поводу лекарственного лечения следует отметить несколько моментов.

Во-первых, выписывать и рекомендовать лекарства имеет право врач-психотерапевт, ведущий частную практику на основании полученной лицензии, или же врач-психотерапевт, являющийся сотрудником лицензированного медицинского учреждения.

Во-вторых, если вы обратитесь к врачу-психотерапевту, то совсем не обязательно, что вам назначат лекарства. Хороший врач-психотерапевт назначает лекарства только тогда, когда находит их необходимыми или желательными для улучшения состояния пациента, и всегда это обсудит с вами.

В-третьих, ещё один важный момент. Если вы хотите, чтобы ваш врач-психотерапевт действительно мог кроме лекарств предложить вам что-то полезное в плане помощи, то у него должна быть серьезная подготовка в рамках какой-либо из современных психотерапевтических школ.

Врач-психотерапевт может работать:

  • с людьми, страдающими различными психическими расстройствами (обратимыми и необратимыми, ярковыраженными и слабовыраженными),
  • с психически здоровыми людьми, переживающими временные трудности психологического характера.

Психолог-психотерапевт — это специалист с высшим психологическим образованием, также прошедший дополнительную серьезную подготовку в рамках какой-либо из современных психотерапевтических школ. Он может использовать в работе только психологические средства оказания помощи (опять же – беседу и различные виды научения).

Если психолог-психотерапевт рекомендует Вам таблетки или иные лекарства, особенно, если он делает это очень настойчиво – бегите от него подальше. Когда профессиональный психолог-психотерапевт считает, что для улучшения вашего состояния может быть полезно лекарственное сопровождение, он скажет вам об этом и порекомендует обратиться к соответствующему врачу.

Психолог-психотерапевт может оказывать психотерапевтическую помощь:

  • психически здоровым людям и людям с обратимыми психическими нарушениями (например, невротические расстройства, невротические реакции на стресс, травмирующие обстоятельства и т.д.).
  • в остальных случаях психолог работает в сотрудничестве с врачом-психотерапевтом и/или психиатром.

Поскольку, термин «психотерапевт» официально закреплён у нас в России за врачами, психологи, как правило, не используют его по отношению к себе. То есть на самом деле вы вряд ли встретите такое сочетание — «психолог-психотерапевт». Оно было использовано в этой статье для упрощения описания. На практике же, скорее всего, психолог, который практикует психотерапию, назовёт себя просто психологом, психологом-консультантом, оставив за кадром название своей специализации, либо обозначит психотерапевтическую школу, в рамках которой работает, например: «Психолог, гештальт-терапевт», «Психоаналитик», «Психолог, системный семейный терапевт» и т.д.

Теперь подробнее о профессиональной подготовке наших психотерапевтов.

По состоянию на сегодняшний день (лето 2011 года), государственный курс обучения врача-психиатра для получения квалификации психотерапевта составляет примерно 4 месяца. И если для освоения нюансов медикаментозного лечения этого врачу может быть и достаточно (учитывая его предыдущие годы обучения в мед. вузе, интернатуру и врачебный опыт), то для освоения психологических методов оказания помощи это ничтожно мало.

То же самое касается и психологов. Пять лет вузовского образования дают лишь базовую подготовку в плане психологической диагностики, консультирования и развивающей работы. Если же психолог в качестве направления своей деятельности хочет выбрать психотерапию, то ему необходимо дополнительно учиться.

Итак, под качественной психотерапевтической подготовкой как врача-психотерапевта, так и психолога, я понимаю не только общие основы психотерапии, которые преподают и тем, и другим в рамках их обязательного государственного обучения. Я имею ввиду дополнительное участие специалиста еще и в долгосрочной обучающей программе по освоению какого-либо психотерапевтического метода, подхода. Таких подходов в настоящее время в мире довольно много: психоанализ, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, символдрама, психодрама, системная семейная терапия, сказкотерапия и другие. Обучение тому или иному психотерапевтическому подходу занимает от 3-х до 6-ти лет и включает в себя как теоретическую подготовку, так и прохождение личной психотерапии самим обучающимся (обазательное), и практику с клиентом под супервизией (по-простому — наблюдением, наставничеством) более квалифицированного специалиста.

Не проходя подобного дополнительного обучения ни психолог, ни врач-психотерапевт, на мой взгляд, не могут качественно оказывать полноценную психотерапевтическую помощь.

В идеале предполагается, что психологи, психологи-психотерапевты, врачи-психотерапевты и психиатры взаимодействуют друг с другом, когда сферы их компетентности пересекаются. Например:

  1. Школьный психолог, предполагающий, что проблемы обучения и поведения школьника связаны с психологической атмосферой в семье или с полученной психологической травмой, и понимающий, что у него нет достаточной подготовки или просто времени на систематическую работу с ребёнком, порекомендует родителям обратиться к психотерапевту (не важно, врачу или психологу-психотерапевту).
  2. Психолог-психотерапевт ведёт клиента вместе с врачом-психотерапевтом, когда считает нужным определиться, нужна ли его клиенту медикаментозная поддержка или когда медикаменты уже назначены.
  3. Психиатр сотрудничает с психотерапевтом по поводу оказания помощи пациенту, страдающему психическим расстройством (чтобы помимо медикаментозного лечения пациент был включен в психотерапевтическую работу по социально-психологической реабилитации).

Однако на практике, к сожалению, такое сотрудничество имеет место пока ещё не часто. Совместную работу психологов, психотерапевтов и психиатров можно увидеть в некоторых медицинских учреждениях (например, в психиатрических клиниках). А вот в частной практике данное явление, на мой взгляд, встречается реже. Если же такое профессиональное партнёрство специалистов имеет место, то клиентам и пациентам, нуждающимся одновременно в психологической и в медицинской поддержке, очень повезло.

Написала я это не просто для того, чтобы посетовать на сложившуюся ситуацию. Я хочу обратить ваше внимание на то, что при необходимости вы сами можете участвовать в том, чтобы вам оказывали квалифицированную помощь, а не только надеяться на случайное удачное стечение обстоятельств.

Например, если ваш психолог рекомендует вам обратиться к врачу-психотерапевту, или наоборот, психотерапевт в поликлинике, назначая лекарства, говорит о том, что не лишней была бы для вас работа с психологом, проясните для себя, в связи с чем они дают такую рекомендацию и постарайтесь её учесть. Потому что в некоторых случаях, психолог действительно не может быть вам полезен один, и в сочетании с приёмом лекарств ваше общение с психологом может быть более продуктивным. И наоборот, не всегда прописанные таблетки и микстуры сами по себе способствуют стабильному улучшению, хотя на время они приносят облегчение и угасание или исчезновение симптомов.

Я думаю, что для человека, далёкого от медицины и психологии, действительно может быть непросто разобраться в том количестве специалистов, которое предлагает сейчас рынок медицинских и психологических услуг. К тому же объективно сферы деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов немного пересекаются. Их нельзя разграничить совершенно чётко.

Хочется верить, что мне удалось внести для вас хоть немного ясности в этот вопрос.

Медицинский психолог vs медицинский работник: разбираемся в понятиях

Автор
  • Тарасов Виталий Евгеньевич

Медицинская психология в качестве профессиональной деятельности специалистов является элементом системы лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, осуществляемых медицинскими учреждениями, и, отнюдь не случайно психологическая работа включена в состав перечня медицинских услуг, оказываемых населению. При этом часто возникает вопрос: является ли медицинский психолог медицинским работником? Да, является. Далее представлены нормативно-правовые акты, обосновывающие данное утверждение, а также рассмотрены ключевые вопросы правового статуса «медицинский работник» в контексте должности «медицинский психолог».

Для начала обратимся к определению, сформулированному в законе.

В соответствии с п.13. ст. 2. Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность».

В соответствии с п.10. ст. 2. Закона, «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

В соответствии с п.3. ст. 2. Закона, «медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг».

Перечень медицинских услуг представлен в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н, где практическая деятельность медицинского психолога прямо указана.

В соответствии с п.4. ст. 2. Закона, «медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение».

В соответствии с п.5. ст. 2. Закона, «медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности».

Однозначный ответ на вопрос «является ли медицинский психолог медицинским работником» раскрыт в Приложении к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н г. Москва «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

В номенклатуре есть три категории медицинских работников:
1.1. Должности руководителей.
1.2. Должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
1.3. Должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием.

Медицинский психолог указан в последней категории Медицинских работников.

Для чего в этом важно разобраться?

I. Во-первых, это вопросы АТТЕСТАЦИИ

Аттестация медицинских психологов приравнена к аттестации медицинских работников и проводится по должности, предусмотренной действующей номенклатурой должностей. Это приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 г. № 1183н, п. 1.3.

Порядок и сроки прохождения медицинскими работниками аттестации для получения квалификационной категории определены приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.04.2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории».

Для специалистов с высшим психологическим образованием, допущенных до 1997 года к работе на должности «Медицинский психолог», Минздравсоцразвития РФ подготовил разъяснительное письмо о порядке присвоения квалификационных категорий, от 16.12.2008 № 9858-ВС «О подготовке медицинских психологов».

II. Во-вторых, статус медицинского работника предполагает повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками утверждены Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников организуются в соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 15.06.2017).

Однако, (и это ВАЖНО) в указанном приказе Квалификационные требовании к медицинским психологам отсутствуют. А, следовательно, до момента пока они не будут разработаны и включены в данный документ нет практической возможности исполнять обязанность, предусмотренную п.4 по Повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

III. Третий вопрос, касающийся статуса медицинского работника, вредность труда и право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

В зависимости от места работы медицинского психолога законодатель по-разному регламентирует его право на дополнительный отпуск.

Этот вопрос следует рассматривать в двух направлениях:

1) место вашей работы обозначено в отдельном приказе Минздрава, в котором четко определены сроки дополнительного отпуска и льгот

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 482 выделено 3 категории Наименований должности (специальности, категории работников), для каждой из которых установлен разный по продолжительности ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. В эти категории входит медицинский психолог

a. Медицинские работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, — 35 календарных дней;
b. Медицинские работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, -14 календарных дней;
c. Медицинские работники, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, — 14 календарных дней.

2) Медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям, отпуск предоставляется по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ), ФЗ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Если рабочее место аттестовано как вредное (2, 3, 4 степень опасности), то минимальный дополнительный отпуск – 7 дней (ч. 2 ст. 117 ТК РФ). При этом внутренним приказом или коллективным трудовым договором может быть установлено и большее количество дней дополнительного отпуска.

Узнать, есть ли у вас вредность на рабочем месте, вы можете у своего инспектора по труду, попросив у него карту спецоценки (СОУТ) своего рабочего места. В соответствии с Письмом Минтруда России от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010 «Об обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда», каждому работодателю предписывается завершение проведения специальной оценки условий труда в срок не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.

Материал предоставлен Ассоциацией медицинских (клинических) психологов.

Опубликовано 31 января 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *