Содержание
- Новый Федеральный закон N 163-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
- Новые условия регистрации по адресу работодателя
- Кто, если не работодатель?
- Возможные последствия для работодателей и работников
- Глобальные изменения института миграционного учета иностранных граждан: комментарии юриста
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРИВЕДЕНИЯ К ЕДИНООБРАЗИЮ ТЕРМИНОЛОГИИ, КАСАЮЩЕЙСЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 27.06.2018 N 163-ФЗ (последняя редакция)
- Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Миграционный учет иностранного персонала юридическими лицами — работодателями перестал существовать. Почти перестал.
Обязанность ставить на миграционный учет осталась неизменной у средств размещения — гостиницы, кемпинги, отели, хостелы, санатории и другие организации с ОКВЭДами 55-ой группы.
Иные организации, которые ранее имели обязанность и право ставить на миграционный учет, например работодатели в связи с заключением трудового договора, от такой обязанности освобождены. Но, потеряв обязанность постановки на миграционный учет иностранного персонала, работодатели потеряли и право регистрировать иностранных сотрудников по своему адресу.
За небольшим исключением – обязанность (и право) регистрировать персонал остались у работодателей, предоставляющих любое жилье: бытовки, вагончики, проживание на производстве.
Разберем подробно:
1 Законодательное обоснование — 163 ФЗ от 27.06.2018 г.
2 Причины отмены миграционного учета
3 Последствия отмены миграционного учета
4 Миграционный учет во временных сооружениях
5 Миграционный учет разъездных сотрудников
6 Запрет на миграционный учет в 2011 году
7 Аннулирование миграционного учета по юридическому адресу
8 Плюсы и минусы регистрации по адресу проживания
Законодательное обоснование — 163 ФЗ от 27.06.2018 г.?
Миграционный учет иностранных граждан регулирует 109 Федеральный Закон о миграционном учете. 2 самых важных понятия закрепленных в этом законе — принимающая сторона и место пребывания.
27 июня Президентом подписан 163 ФЗ, то есть поправки к указанному 109 ФЗ «О миграционном учете», которые сводятся к следующему: — место пребывания иностранного гражданина — место его преимущественного проживания (сна и отдыха),
- принимающая сторона — работодатель, но только при условии предоставлении места проживания. В жилом или нежилом помещении. Даже если такой иностранный работник будет жить в бытовке или вагончике.
То есть ставить на миграционный учет иностранных сотрудников смогут только компании, предоставляющие фактическое место проживания.
90% работодателей место проживания иностранцам не предоставляют, соответственно с них снимается ответственность ставить на миграционный учет. Но лишаясь ответственности, работодатель теряет и право.
Для сравнения. Местом пребывания ранее определялось так:Стало так:То есть главная характеристика места пребывания — сон и отдых иностранного работника.
Основания для постановки ранее были:теперь же основания для миграционного учетаПричины отмены миграционного учета юридическими лицами
Таких причин 2:
Первая это Определение Конституционного Суда № 22-П 2017 г. по делу 2 американцев, которые были выдворены за нарушение правил пребывания. При этом иностранцы пребывали (получили приглашения и визы) в юридическом лице, а проживали в жилом помещении (квартире). На миграционный учет были поставлены тоже юридическим лицом, которое их и пригласило.
При проверке адреса проживания указанные иностранцы были привлечены к ответственности за проживание не по адресу принимающей организацией и депортированы. Конституционный Суд решил, что понятие места пребывания в законе размыто, неясно и допускает двоякие трактовки и постановил изменить определение места пребывания иностранных граждан и понятие принимающая сторона.
Вторая причина — разумное и логичное желание органов МВД знать, где фактически находится каждый иностранный гражданин в определенный момент времени. Предоставляя работодателям право ставить на миграционный учет иностранных граждан, законодатель создал такую ситуацию, при которой почти все работающие иностранцы оказались поставлены на миграционный учет по юридическим адресам.
Зачастую, чтобы физически найти такого иностранца, представителям полиции приходилось выходить в адрес, устанавливать работодателя и вручать запрос о предоставлении информации о местонахождения сотрудника.
Последствия отмены миграционного учета для работодателей
Отмена обязанности ставить на миграционный учет иностранный персонал с переносом обязанности на физических лиц, фактически предоставляющих жилье, повлечет крупный кризис в системе миграционного учета.
Дело в том, что физические лица (собственники квартир) очень не хотят регистрировать или ставить на миграционный учет иностранных граждан в тех жилых помещениях, которые сдают иностранцам, хотя при этом зарабатывают на этом деньги.
Отменяя обязанность (и право) ставить на миграционный учет иностранный персонал организациями, законодатель не отменил обязанности отслеживать законность пребывания такого персонала в период трудовой деятельности.
115-ый федеральный закон, регулирующий трудовую деятельность иностранных граждан, говорит:
«Работодатели имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, законно пребывающих на территории РФ».
То есть работодатель должен отслеживать срок действия документов иностранного сотрудника, даже если сам работодатель не несет ответственность за их оформление. Иностранный работник с истекших миграционным учетом (или вообще без него) законно пребывающим не будет.
Важно
Работодатели освобождены от обязанности ставить иностранные персонал на миграционный учет, но следить за наличием действующей регистрации все равно обязаны
Так возникает ситуация когда работодатель хочет, но не может поставить на миграционный учет иностранного сотрудника, физическое лицо (у которого проживает сотрудник) просто не хочет его регистрировать, а при истечении миграционного учета иностранный гражданин обязан покинуть территорию России или стать нелегалом и потерять работу.
Возникнут проблемы и при постановке на миграционный учет.
Если сейчас 90% иностранных граждан ставятся на учет юридическими лицами, которые отслеживают изменения в миграционном законодательстве, имеют наработанные навыки оформления бланков и подготовки документов для подачи на мигучет, то с 7 июля это обязанность перейдет на физических лиц.
Возникают большие сомнения, что каждый гражданин сможет с первого раза правильно заполнить бланки, подготовить пакет документов и подать его в УВМ.
А ведь кроме постановки на учет есть еще обязанность продления миграционного учета по оплаченным чекам. Продление мигучета по чекам делается не в течении 7, а всего лишь 3 дней. Причем при каждой оплате чека. Будут ли ежемесячно собственники квартир отпрашиваться с работы чтобы зарегистрировать иностранца? Скорее всего нет.
Миграционный учет во временных строениях
Новые правила миграционного учета обязывают работодателей ставить на миграционный учет персонал, проживающий во временных сооружениях и строениях. В первую очередь это строительные бытовки.
Это очень правильное решение законодателя, потому что по статистике ГУ МВД по Санкт-Петербургу, 24 % патентов на работу выдаются рабочим строительной сферы. Где живут каменьщики и монолитчики из стран Средней Азии? В бытовках на строительном объекте.
Факт
50 тысяч иностранцев — именно столько строительных работников живут в бытовках и вагончиках. Это только в Санкт-Петербурге
Последние 3 года УВМ выдает около 200 тысяч патентов на работу, значит 50 тысяч человек зарегистрированы в офисах строительных компаний, а живут на стройках. Возникает лишь вопрос как строительная компания, предоставляющая места проживания иностранным работникам в бытовках на стройке, сможет подтвердить не зарегистрированное право собственности на временные сооружения, которые даже адреса не имеют?
Скорее всего, будут какие-то разъяснения МВД, но поправки к 109 ФЗ вступают в силу уже 7 июля.
Миграционный учет разъездного персонала
Еще одна большая проблема новых правил мигучета. Речь идет о водителях-дальнобойщиках, машинистов поездов и т.д. По старым правилам такие работники подлежали постановке на миграционный учет по адресу работодателя, а для сна и отдыха использовали транспортное средство.
Дальнобойщики-иностранцы продолжат экономить командировочные деньги и спать не в гостиницах, а в своих же автомобилях, но вот где теперь будут зарегистрированы такие работники неясно.
Запрет на миграционный учет организациями в 2011 году
Что интересно, запрет на постановку на миграционный учет иностранного персонала по адресам организаций уже принимался в 2011 года. Продержался такой запрет всего полтора месяца, после чего был отменен. Тогда ФМС России констатировала, что за указанный период собственники жилых помещений зарегистрировали мизерное количество иностранцев. По сути, юридические лица (работодатели) с миграционного учета иностранцев сняли, а физические не поставили.
Где в указанный период находились иностранные граждане, ФМС просто не знала.
Аннулирование миграционного учета по юридическому адресу
Еще один вопрос, волнующий работодателей – будет ли аннулирован миграционный учет, ранее оформленный работодателем на юридический адрес?
Поправки к 109 ФЗ ответ на данный вопрос не дают. Статья 23 того же 109 ФЗ перечисляет список оснований для снятия с учета – выезд иностранца из России, постановка на учет по иному адресу, фиктивная постановка на мигучет или смерть.
Теоретически, ранее оформленный миграционный учет иностранных работников сохранит свое действие до момента постановки на учет уже собственником жилья, в котором сотрудник и проживает.
Но Дума готовит новый сюрприз для работодателей – законопроект № 336885-7, который вносит обязанность уведомлять об убытии / снятии с миграционного учета каждого иностранного работника в случае расторжения трудового договора.
После его подписания и вступления в законную силу все работодатели, ранее оформившие работникам миграционный учет по юридическому адресу, будут обязаны подать уведомления об убытии каждого конкретного сотрудника.
Плюсы и минусы постановки на мигучет по жилым адресам
Несомненным плюсом является отмена одной из обязанностей для большинства работодателей. Напомним штрафы за неисполнение обязанностей по постановке на миграционный учет для организаций начинаются от 400 тысяч ( ч.4 ст.18.9 КоАП РФ).
Плюсом является и реальное проживание иностранца в указанном адресе. Минусов новых правил регистрации иностранных граждан пока больше:
-
отсутствие разъяснений полномочных органов о порядке осуществления миграционного учета по новым правилам,
-
уклонение физических лиц от постановки на учет иностранных постояльцев и как следствие выход большого количества иностранных работников в нелегальное поле,
-
невозможность работодателя помочь с оформлением документов иностранному сотруднику в случае истечения миграционного учета,
-
огромные очереди в УФМС и МФЦ из граждан, желающих зарегистрировать у себя одного единственного иностранца.
Все как в старые добрые времена
Новый Федеральный закон N 163-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Уважаемый студент,
Информируем Вас о том, что в связи с вступлением в силу нового Федерального закона N 163-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», с воскресенья 08 июля 2018 года изменяется процедура постановки на учёт иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 08 июля 2018 года миграционный учет по адресу г. Москва, ул. Мясницкая, д.20 производиться не будет.
Оформление на миграционный учет необходимо будет производить в территориальном органе МВД РФ по фактическому месту проживания:
- Если Вы проживаете в общежитии, сотрудники общежитий будут оказывать помощь в оформлении регистрации в территориальном отделении МВД РФ по адресу общежития,
- Если Вы проживает в арендуемой квартире, тогда регистрацию оформляет собственник квартиры (арендодатель) в территориальном отделении МВД РФ по ходатайству НИУ ВШЭ.
Для того, чтобы зарегистрироваться по месту проживания в арендуемой квартире, необходимо сделать следующее:
- Договориться с Вашим арендодателем об оформлении Вам миграционного учета по адресу арендуемого жилья;
- Заранее направить заявку для подготовки ходатайства в Центр визово-миграционного сопровождения иностранных граждан (ул. Мясницкая, д. 20, кабинет 538; visa-registration@hse.ru , тел.: +7 (495) 531-0063)
- На сайте ГУ МВД России по г. Москве https://77.xn--b1aew.xn--p1ai/ms/Otdeli_migracii_po_AO проверить, в какое отделение необходимо обращаться для оформления миграционного учета;
- Связаться с отделом по вопросам миграции в том районе, где находится арендуемая квартира, и уточнить перечень условий и документов, требуемый именно в данном районе (пакет документов, часы приема, контактное лицо и т.д.);
- Пакет документов должен быть предоставлен и подан его в соответствующий отдел по вопросам миграции. Документы подавать может только собственник жилого помещения.
- Если арендодатель отказывается Вас регистрировать, необходимо проинформировать Центр визово-миграционного сопровождения иностранных граждан.
Напоминаем, что оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из РФ и въезжает вновь, получая новую миграционную карту, а также, если иностранный гражданин регистрируется в другом городе, при возвращении в Москву ему требуется перерегистрация.
Обращаем Ваше внимание, что регистрация, оформленная до 08 июля 2018 года по адресу Москва, ул. Мясницкая, д. 20 действительна до выезда из РФ.
В настоящий период во время проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 до 25 июля 2018 года включительно регистрацию оформить необходимо в течение 72 часов. С 26 июля 2018 года оформить миграционный учет необходимо в течение 7 рабочих дней после въезда в РФ.
Получить консультацию по вопросам нового миграционного режима можно в Центре визово-миграционного сопровождения иностранных граждан НИУ ВШЭ:
Москва, ул. Мясницкая, д. 20, кабинет 538; visa-registration@hse.ru, тел.: +7(495) 531-0063
График работы центра с 25 мая по 25 июля 2018 года:
понедельник — пятница с 9:30 до 19:00 ч.
выходные и праздничные дни с 11:00 до 16:00 ч.
График работы центра с 26 июля 2018 года:
понедельник — пятница с 9:30 до 19:00 ч.
Dear HSE students,
Starting from July 8, 2018, you cannot apply for migration registration at 20 Myasnitskaya Ulitsa in Moscow.
To register at your place residence in a rented apartment, please:
Новый порядок постановки на учет для иностранных граждан вступил в силу с 8 июля 2018 года. Принятый в июне документ (закон № 163-ФЗ от 27.06.2018) вносит изменения в Федеральный закон № 109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Как же скажутся на работодателях нововведения, перечисленные в законе № 163-ФЗ от 2018? В обзоре по миграционному учету в новом формате мы рассмотрим прописанные отныне в законе возможности для юридических лиц по регистрации работников-иностранцев на адрес организации.
Новые условия регистрации по адресу работодателя
Отныне постановка на миграционный учет организацией (по ФЗ-163) по своему адресу возможна лишь в том случае, если указанные работники-мигранты на этой территории проводят не только рабочее время, но и действительно проживают. Местом проживания при этом может быть подсобное помещение компании или даже отдельное временное строение (бытовка, вагончик).
Соответствующий пункт статьи 21 закона № 109-ФЗ после внесения изменений гласит: «Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном».
Документ уточняет, что «фактическое проживание» означает место, регулярно используемое для сна и отдыха.
Напомним, до сих пор при найме иностранной рабочей силы организация указывала при постановке на мигрантский учет свой адрес, хотя в большинстве случаев работники там только трудились, а проживали в других местах.
Читайте также: Уведомление о прибытии иностранного гражданина (бланк 2018)
Кто, если не работодатель?
Что делать тем, кому компания-работодатель не может обеспечить постановку на миграционный учет иностранных работников с проживанием, а также иностранцам, чье временное пребывание на территории РФ не связано с трудоустройством? В первую очередь такому иностранцу или лицу без гражданства необходимо найти себе место постоянного проживания. Собственник указанного помещения (будь то физическое или юридическое лицо) и должен взять на себя постановку на миграционный учет.
Статья 21 закона № 109-ФЗ в новом изложении обрисовывает широкий круг возможностей в зависимости от причин и целей временного пребывания гражданина в стране. Согласно ей помимо работодателя иностранный гражданин может встать на учет по адресу:
- жилого помещения, где он будет фактически проживать;
- организации, оказывающей гостиничные услуги;
- санатория/дома отдыха/турбазы и др.;
- медицинской или социальной службы (в случае стационарного нахождения);
- учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором содержится иностранец.
Для потенциальных наемных работников остаются на выбор следующие возможности:
- сьемная квартира/комната, чей собственник готов оформить регистрацию;
- гостиница, хостел, общежитие и др. аналогичные учреждения, самостоятельно ставящие иностранца на миграционный учет.
Успевших до 8 июля встать на миграционный учет иностранных работников никто не обяжет проходить регистрацию заново (уже по новым правилам), даже если в документах указан адрес юридического лица, а живет работник на съемной квартире. Имеющаяся на данный момент регистрация будет действительна до окончания своего срока.
Читайте также: Как узнать черный список мигрантов ФМС России
Возможные последствия для работодателей и работников
Большинство работодателей (исключение составляет, пожалуй, только строительная отрасль) место для проживания иностранным работникам не предоставляет. Таким образом, транснациональным компаниям, а также иностранным организациям, представленным в РФ, потребуется принимать дополнительные меры для поддержания легального статуса своих сотрудников, не имеющих российского гражданства. Такой мерой может быть приобретение организаций в собственность жилых помещений (квартир), в которых организация сможет официально оформлять работников.
Пострадают компании, стремящиеся сократить расходы за счет использования неквалифицированного и низкоквалифицированного труда работников-мигрантов, но не владеющие помещениями для их размещения. Эти компании резко потеряют свою привлекательность в качестве работодателей.
Особые трудности возникнут и у самих работников, многие из которых, будучи зарегистрированными работодателем, предпочитали арендовать отдельное жилье для себя и членов семьи. Собственники жилых квартир не против арендаторов-иностранцев, но крайне редко соглашаются регистрировать их на своей жилплощади.
Таким образом, в числе возможных последствий окажется сокращение иностранных рабочих у компаний, не предоставляющих проживание, а также повышение спроса на дешевые общежития, оказывающие услуги по постановке на миграционный учет.
Глобальные изменения института миграционного учета иностранных граждан: комментарии юриста
27 июня 2018 года Президент подписал Федеральный закон от 27.06.2018г. № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Закон вступает в силу с 9 июля текущего года.
Володин Е.В. (Инфо-Центр)
Законом предлагается кардинально изменить существующую систему миграционного учета иностранных граждан (ранее я уже писал о соответствующем законопроекте).
Напомним, что в настоящее время согласно положениям действующего законодательства, судебной и правоприменительной практике постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания возможна как по месту их фактического проживания, так и по местонахождению (по адресу) организации, в которой он осуществляет трудовую деятельность.
Принимающей стороной может выступать как лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает, так и лицо, у которого он осуществляет трудовую деятельность.
Фактическое проживание иностранного гражданина по адресу, не совпадающему с местом его постановки на миграционный учет при условии наличия трудовых отношений с принимающей стороной не может рассматриваться как нарушение правил миграционного учета.
Поскольку речь идет о кардинальных изменениях, целесообразно привести текст изменений, вносимых в Закон о миграционном учете.
Вводится новая трактовка места пребывания иностранного гражданина (далее – место пребывания).
В новой трактовке место пребывания – «место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее – место пребывания) – жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона».
Таким образом, организация может стать принимающей стороной лишь в конкретном случае, ссылка на который приводится в самом Законе. Напомню, что в соответствии со статьей 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
жилой дом, часть жилого дома;
квартира, часть квартиры;
комната.
Возможность использовать в качестве места пребывания нежилое помещение (иное) сохраняется при условии, если иностранный гражданин фактически в нем проживает.
Вместе с тем вводится новая трактовка термина принимающая сторона. В предлагаемой редакции «сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации».
Таким образом, принимающей стороной, то есть лицом, на которое Законом возлагается обязанность по представлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, признается любое из перечисленных выше лиц, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации (что предполагает наличие у указанного лица правоустанавливающих документов и заключение соответствующего договора между сторонами) предоставляет для фактического проживания (то есть для регулярного использования для сна и отдыха) иностранным гражданам жилое или иное помещение (то есть нежилое).
Вводится следующий порядок осуществления миграционного учета, прописанный в части 2 статьи 21 Закона о миграционном учете:
Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится;
3) по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
Итак, резюмируя вышеизложенное. Постановка иностранного гражданина на учет по адресу организации (в соответствии со статьей 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации под местом нахождения юридического лица понимается место его государственной регистрации на территории РФ), в которой он осуществляет трудовую деятельность, будет возможна лишь при условии, что мигрант фактически проживает по ее адресу (то есть регулярно использует помещения организации для сна и отдыха).
Также постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они работают, возможна в случае, если организация владеет помещением, строением, сооружением, в том числе временном (на праве собственности или праве пользования), которое не имеет адресных данных, но предоставляется организацией для фактического проживания своим работникам (видимо, речь идет о «бытовках»).
Таким образом, постановка иностранных граждан по адресу организации, в которой они осуществляют трудовую деятельность, станет в принципе невозможна, а работодатели перестанут быть принимающей стороной для своих иностранных работников.
Рассмотрим предполагаемые последствия принятия Закона.
- У работодателя (заказчика работ/услуг) исчезает обязанность постановки на учет по месту пребывания иностранных работников (за исключением тех единичных для масштабов страны случаев, когда иностранцы проживают в помещениях, предоставляемых юридическим лицом).
Исчезает сама возможность совершения работодателем административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Исчезает извечный вопрос – обязательно ли при заключении договора с иностранным гражданином осуществлять его постановку на учет по месту пребывания от лица работодателя. В органах миграционного учета исчезнут очереди представителей юридических лиц по вопросу постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания по адресу организации – работодателя.
- Постановка на учет по месту пребывания станет возможно только по адресу фактического проживания иностранного гражданина, то есть в подавляющем большинстве случаев, в жилых помещениях, предоставляемых гражданами России.
Учитывая формулировку в термине принимающая сторона как лицо предоставившее в соответствии с законодательством Российской Федерации помещение для фактического проживания иностранного гражданина возможно истребования органами миграционного учета документов, подтверждающий право пользования помещением, предоставляемым иностранному гражданину для проживания.
В органах миграционного учета на порядки возрастут очереди граждан России с обращениями о постановке на учет проживающих у них иностранных граждан. Увеличится количество фиктивных «регистраций» и, как следствие, фактов привлечение к уголовной ответственности граждан России, решивших «срубить легкие деньги».
- С учетом того, что Законом не предполагается особый порядок вступления закона в силу, он вступит в силу по общему принципу – в течение 10 дней со дня его официального опубликования. В день вступления закона в силу все иностранные граждане, на момент вступления закона в силу поставленные на учет по адресу юридических лиц, окажутся вне правового поля. Поскольку привести свой правовой статус в соответствии с законом в течение указанного времени они (и органы миграционного учета) физически не успеют. Скорее всего речь пойдет о нескольких миллионах человек.
Такое положение вещей несомненно приведет к активизации деятельности сотрудников полиции (в течение первых нескольких месяцев) по пресечению нарушения порядка пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, перегруженности в работе судов общей юрисдикции, массовому принятию судебных актов об административном выдворении иностранных граждан с территории Российской Федерации, принятию решений о неразрешении им въезда в Россию в течение 5-ти лет. Это приведет к массовому оттоку иностранных граждан из Российской Федерации.
- С учетом утраты работодателем статуса принимающей стороны работодатели, привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда, будут лишены возможности обращения в органы власти в сфере миграции по вопросам продления, восстановления виз своих работников. В соответствии с пунктом 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства» за оформлением, продлением, восстановлением виз вправе обращаться иностранные граждане лично либо через принимающую иностранного гражданина в Российской Федерации сторону (что и происходит в настоящий момент времени). Таким образом, решать указанные вопросы придется самим иностранным гражданам.
- Неурегулированным окажется и вопрос согласования пребывания иностранных граждан на территориях с регламентированным посещением, поскольку в настоящее время в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 4 июля 1992 г. № 470 «Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» обязанность обращаться за согласованием возложена на принимающую организацию (фактически на работодателя).
Следует отметить, что в Федеральный закон от 18.07.2006г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» ранее еще в 2010 году вносились аналогичные по сути изменения.
Федеральным закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. пункты “а” и “б” части 1 статьи 3 Закона) также вводилась обязательная постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания только по адресу фактического проживания и исключались нормы, позволяющие работодателям выступать принимающей стороной по отношению к своим иностранным работникам.
Закон вступил в силу с 15-го февраля 2011 года. Однако уже 20 марта 2011 года по инициативе Минэкономразвития России (в которое поступили массовые обращения от представителей бизнеса) был принят Федеральный закон от 20.03.2011 № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вернул все на свои места (пункты “б” и “в” части 1 статьи 1 Закона) и с тех пор понятия «место пребывания» и «принимающая сторона» не претерпевали изменений.
Как видно, законотворцы историю не помнят и выводов из нее не делают…
>Федеральный закон от 27.06.2018 N 164-ФЗ
27 июня 2018 г. N 164-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПРИВЕДЕНИЯ К ЕДИНООБРАЗИЮ ТЕРМИНОЛОГИИ, КАСАЮЩЕЙСЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
5 июня 2018 года
Одобрен
Советом Федерации
20 июня 2018 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 17, ст. 1462; 2003, N 46, ст. 4444; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; 2009, N 30, ст. 3735; 2011, N 30, ст. 4590) следующие изменения:
1) абзац 21 статьи 5 изложить в следующей редакции:
«защита прав, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира;»;
2) в статье 9:
а) в наименовании слова «народов и» заменить словами «народов Российской Федерации и представителей других»;
б) слова «Граждане, составляющие коренные малочисленные народы и этнические общности» заменить словами «Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, и представители других этнических общностей»;
3) в статье 49:
а) часть первую изложить в следующей редакции:
«Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, представители других этнических общностей, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.»;
б) часть третью после слова «территории» дополнить словами «в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
в) в части четвертой слово «ведут» заменить словом «осуществляют».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 18; 1999, N 2, ст. 246; 2001, N 26, ст. 2579; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 25; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 21, ст. 2527; 2016, N 15, ст. 2066) следующие изменения:
1) абзац четвертый пункта 3 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.»;
2) в статье 6:
а) в абзаце третьем пункта 1 слова «на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» заменить словами «в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
б) в абзаце втором пункта 3 слова «на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» заменить словами «в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
3) пункт 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:
«3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.»;
4) в пункте 2 статьи 13:
а) абзац первый после слов «традиционного проживания и» дополнить словом «традиционной»;
б) абзац второй после слов «традиционного проживания и» дополнить словом «традиционной».
Статья 3
В пункте 1 статьи 6.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2007, N 49, ст. 6061) слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности».
Статья 4
В абзаце четвертом статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2011, N 49, ст. 7037; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3394; N 30, ст. 4217; 2016, N 1, ст. 5; N 27, ст. 4183) слова «родовые, семейные» заменить словами «семейные (родовые)», после слова «общины» дополнить словом «коренных», слова «занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования» заменить словами «осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность».
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2208; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 17; N 14, ст. 1575; 2015, N 29, ст. 4382) следующие изменения:
1) в преамбуле слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
2) в статье 1:
а) в абзаце первом пункта 1 слово «хозяйствование» заменить словами «хозяйственную деятельность»;
б) в пункте 4 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
3) в части 1 статьи 3:
а) в абзаце первом слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность»;
б) в абзаце втором слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционная хозяйственная деятельность»;
4) в статье 5:
а) в наименовании слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
б) в части 1:
в абзаце первом слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в абзаце первом пункта 1 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в абзаце первом пункта 2 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 3 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 8 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в) в абзаце первом части 2 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
5) в статье 6:
а) в наименовании слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
б) в абзаце первом слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в) в пункте 4 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
г) в пункте 10 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
6) в наименовании статьи 7 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
7) в статье 8:
а) в наименовании слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
б) в части 1:
в абзаце первом слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 1 слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
в пункте 2 слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
в пункте 4 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 5 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 9 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в) в части 2:
в абзаце первом слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 1 слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
в пункте 4 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
в пункте 5 слова «традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые» заменить словами «, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность, занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов и создаваемые»;
в пункте 6 слова «традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами»;
в пункте 7 слова «традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов» заменить словами «, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами»;
8) в статье 9 слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность», после слов «традиционными промыслами» дополнить словами «малочисленных народов»;
9) в пункте 3 статьи 10 слово «хозяйствованию» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
10) в статье 11 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
11) в части 1 статьи 12 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
12) в части первой статьи 14 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности».
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3122; 2002, N 12, ст. 1093; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2013, N 52, ст. 6961) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в абзаце втором слово «хозяйствование» заменить словами «хозяйственную деятельность»;
б) в абзаце третьем слова «районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование» заменить словами «местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность»;
в) в абзаце четвертом слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
г) в абзаце пятом слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность»;
д) в абзаце шестом слова «малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование» заменить словами «в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность»;
2) в пункте 1 статьи 7:
а) в абзаце пятом слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
б) в абзаце шестом слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
3) в статье 8:
а) в абзаце восьмом пункта 3 слово «хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
б) в пункте 4 слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность»;
в) в пункте 5 слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
4) в абзаце шестом пункта 1 статьи 10 слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
5) в пункте 1 статьи 11:
а) в абзаце втором слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность»;
б) в абзаце пятом слова «традиционное хозяйствование» заменить словами «традиционную хозяйственную деятельность»;
6) в пункте 2 статьи 12 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
7) в абзаце первом пункта 1 статьи 20 слово «хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности»;
8) в абзаце третьем пункта 2 статьи 22 слова «традиционного хозяйствования» заменить словами «традиционной хозяйственной деятельности».
Статья 7
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3122; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2009, N 30, ст. 3735; 2010, N 30, ст. 3998; 2013, N 27, ст. 3440, 3477; N 52, ст. 6971, 7011; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 10, ст. 1418; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3890; N 27, ст. 4287; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766) следующие изменения:
1) пункт 3 статьи 7 после слов «проживания и» дополнить словом «традиционной», после слов «Российской Федерации и» дополнить словами «представителей других»;
2) в подпункте 13 пункта 2 статьи 39.10 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
3) в подпункте 5 пункта 1 статьи 39.33 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
4) в подпункте 4 пункта 1 статьи 39.34 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
5) в абзаце седьмом пункта 1 статьи 78 слово «хозяйствования» заменить словами «хозяйственной деятельности»;
6) пункт 5 статьи 97 после слов «проживания и» дополнить словом «традиционной», после слов «Российской Федерации и» дополнить словами «представителей других».
Статья 8
Абзац шестой пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2004, N 30, ст. 3088; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6597; 2011, N 1, ст. 40; N 49, ст. 7057; 2012, N 50, ст. 6966; 2014, N 26, ст. 3394) изложить в следующей редакции:
«являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;».
Статья 9
В пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 252; 2009, N 48, ст. 5743; 2010, N 31, ст. 4173; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 14, ст. 1999) слова «компактного проживания коренных малочисленных народов» заменить словами «традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Статья 10
В абзаце первом пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 30, ст. 3098; 2011, N 1, ст. 47; 2013, N 49, ст. 6328; N 52, ст. 7011; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4269, 4287) слова «традиционного образа жизни, хозяйствования» заменить словами «традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности».
Статья 11
Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3030; 2010, N 11, ст. 1176) следующие изменения:
1) абзац третий статьи 2 изложить в следующей редакции:
«он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.»;
2) пункт 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.»;
3) пункт 5 статьи 10 после слов «малочисленным народам» дополнить словами «Российской Федерации».
Статья 12
В части 6 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 108-ФЗ «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3119; 2014, N 49, ст. 6920) слова «компактного проживания коренных малочисленных народов» заменить словами «традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Статья 13
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 49, ст. 7057; 2014, N 49, ст. 6916) следующие изменения:
1) часть 3 статьи 2 после слова «Севера» дополнить словами «, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
2) часть 2 статьи 2.1 после слова «Севера» дополнить словами «, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Статья 14
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2011, N 49, ст. 7047, 7057; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6955) изложить в следующей редакции:
«4) являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность;».
Статья 15
В части 3 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2016, N 27, ст. 4183) слова «занимающихся традиционными отраслями хозяйствования» заменить словами «осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность».
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
Москва, Кремль
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 27.06.2018 N 163-ФЗ (последняя редакция)
«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;
Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 7 июня 2018 года
Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года
Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2007, N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3589; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 23, ст. 2866; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6950; 2014, N 52, ст. 7557; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 2:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее — место пребывания) — жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;»;
б) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), — гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;»;
2) в части 1 статьи 20 слова «обязан встать» заменить словами «подлежит постановке»;
3) статью 21 изложить в следующей редакции:
«Статья 21. Основание для учета по месту пребывания
1. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:
1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;
2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.
2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.
3. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, об адресе организации в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.».
Президент Российской Федерации
В. Путин