ДТП с велосипедистом

Основные виды ДТП с участием велосипедиста и их причины

Каждая конкретная авария, участниками которой являются механическое транспортное средство и велосипед, по-своему уникальна. Однако по общим признакам такие происшествия можно объединить в большие группы и даже определить причины этих ДТП. Рассмотрим основные виды подобных происшествий.

Наезд на велосипедиста, движущегося по дороге в попутном с автомобилем направлении

Основной причиной таких происшествий является нарушение велосипедистом ПДД. Многие водители таких транспортных средств забывают заблаговременно подавать сигналы поворота и, объезжая препятствия, попадают под колеса попутных машин.

Еще одной причиной является крайне редкое использование велосипедистами нашей страны различных приспособлений и одежды, делающих их более заметными на дороге. Велосипед сравнительно мал, а глаз водителя привык к более крупным объектам, поэтому велосипедиста могут просто не заметить. Такая опасность особенно возрастает в темное время суток. Конечно, это никак не уменьшает вину водителя, однако, надев специальную одежду со светоотражающими элементами, велосипедист существенно снижает вероятность ДТП со своим участием.

Наезд при движении велосипедиста по проезжей части навстречу потоку машин

Правилами дорожного движения велосипед признается транспортным средством. Согласно тем же правилам автомобиль или мотоцикл являются механическими транспортными средствами. И хотя эти две группы транспортных средств имеют некоторые отличия, ПДД обязаны соблюдать все участники дорожного движения.

Любое транспортное средство должно двигаться по правой части дорожного полотна с соблюдением рядности. Велосипед, движущийся навстречу потоку машин, – это грубейшее нарушение правил, которое может привести к трагедии.

Если вам необходимо проделать какой-то участок пути именно таким образом, встаньте с велосипеда и катите его по обочине. В этом случае вы становитесь пешеходом и действуете в соответствии с правилами.

Столкновение с автомобилем в местах выезда из дворов и сопредельных территорий

Такие случаи составляют едва ли не большинство ДТП с участием велосипедистов, которые в подобных ситуациях могут двигаться как по проезжей части, так и по тротуару. Основной причиной столкновений в этом случае является ограниченный обзор у водителя автомобиля.

При выезде из дворов обзор зачастую ограничивают зеленые насаждения, различные киоски и рекламные конструкции. И если в это время по тротуару движется велосипедист, вероятность столкновения весьма высока. При этом виновником происшествия может быть признан любой из его участников. Причиной является то, что согласно ПДД водитель, с одной стороны, обязан пропустить велосипедиста, с другой – велосипедист при движении по тротуару не должен создавать помехи движению других лиц, а в потенциально опасных местах обязан спешиваться.

Если же водитель выезжает на дорогу, обзор ему часто закрывают припаркованные у края дороги машины. В этом случае он может просто не заметить велосипедиста из-за низкой посадки. В случае столкновения с велосипедом, выехавшим из-за припаркованных на краю дороги машин, виновным будет признан автомобилист, так как он не пропустил транспорт, движущийся по дороге. Хотя в этом случае велосипедист мог бы избежать аварии, поскольку его более высокая посадка в большинстве случаев позволяет видеть надвигающуюся опасность.

Наезд на пешеходном переходе

ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом – еще один случай столкновений. Чаще всего причиной происшествия является нарушение велосипедистом ПДД. Дело в том, что при движении по пешеходному переходу он должен спешиться и толкать велосипед рядом с собой. В этом случае он становится пешеходом и приобретает преимущество над транспортом на переходе.

Ответственность участников ДТП

При столкновении транспортных средств лица, управляющие ими, отвечая на вопрос, кто виноват, признают свою вину. Однако следует держать себя в руках и не торопиться с выводами – виновность в России окончательно определяет только суд.

Поэтому вызывайте сотрудников ГИБДД, оформляйте происшествие и не спешите признавать свою вину – у специалистов по этому поводу может быть иное мнение.

Следует иметь в виду, что за нарушение ПДД основным наказанием является штраф – его нарушитель уплатит в любом случае. Однако в зависимости от тяжести последствий происшествия виновника ДТП могут привлечь и к иным видам ответственности – материальной или уголовной.

Ответственность водителя автомобиля

Если автомобилист признан виновником ДТП с участием велосипедиста, степень его ответственности прежде всего зависит от того, какие последствия повлекла авария. Если лицо, управлявшее велосипедом, погибло или стало инвалидом, придется нести уголовную ответственность – до двух лет лишения свободы. Если велосипедист, получив травмы, остался жив и не стал инвалидом, предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 25 тыс. рублей и 2 года лишения прав на управление транспортом.

Ответственность велосипедиста

В случае ДТП большинство из нас склонно жалеть велосипедиста как человека, который физически страдает сильнее, чем другие участники аварии. Однако закон подходит к этому вопросу иначе, и для нарушителей, управляющих велосипедами, тоже предусмотрены наказания. Если велосипедист просто нарушил ПДД, штраф составит 800 рублей. Если он был пьян, штраф возрастает до 1 – 1,5 тыс. рублей.

Такая же сумма штрафа – от 1 до 1,5 тыс. рублей – установлена и за совершение ДТП по вине велосипедиста. При этом важно понимать, что штрафом можно отделаться только в случае, если пострадавшие не погибли и не стали инвалидами, иначе наступит уголовная ответственность. Кроме того, придется возмещать материальный ущерб. А поскольку полиса ОСАГО велосипедисты не имеют, ущерб придется возмещать из собственных средств.

Читайте более подробно о том, что грозит за наезд на велосипедиста.

Как происходит возмещение ущерба при ДТП с велосипедистом

После введения обязательного полиса ОСАГО водитель автотранспорта, своевременно его оформивший, лучше защищен материально от претензий по поводу ущерба, нанесенного в результате ДТП, произошедшего по его вине. Выплата компенсации производится страховой компанией, в которой приобретен полис.

Чтобы получить компенсацию, велосипедисту следует обратиться в страховую компанию виновника происшествия и предоставить:

  • Справку о произошедшем ДТП.
  • Копию одного из следующих документов:
    • протокола об административном правонарушении;
    • постановления по делу об административном правонарушении;
    • постановления об отказе в возбуждении дела.
  • Извещение о ДТП.
  • Документы, удостоверяющие личность заявителя.
  • Документы, указанные в пп. 4.1, 4.2, 4.4 -4.7 положения «О правилах ОСАГО» Банка России от 19.09.2017 года – если возмещается вред здоровью.

Если страховая компания отказывает в выплатах, пострадавший имеет право обратиться в суд с обязательным соблюдением процедуры досудебного урегулирования. На практике это означает, что в страховую компанию нужно отправить заказным письмом претензию с описанием вложения и уведомлением о вручении. Если через 10 дней после вручения претензии удовлетворяющий вас ответ не получен, можно подавать исковое заявление в суд.

Если у водителя отсутствует полис ОСАГО, ущерб превышает сумму, покрываемую страховкой, или требуется возмещение морального ущерба, все эти суммы виновник ДТП покрывает за счет личных средств. Если он отказывается произвести выплаты добровольно, следует обращаться в суд.

Как известно, велосипедисты полиса ОСАГО не имеют и весь ущерб, причиненный по их вине, возмещают из личных средств.

Велосипед не является транспортным средством повышенной опасности, поэтому ответственность водителя наступает по ст. 1064 ГК РФ. Если виновник ДТП отказывается возместить ущерб добровольно, придется также обращаться в суд.

ДТП с участием велосипедиста

Добрый день, уважаемый читатель.

С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов.

Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная с того, что водитель велосипеда не выполнил требования ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения друг друга просто не заметили.

Правила дорожного движения для велосипедистов рассмотрены в отдельной статье на pddmater.ru:

Сегодня же речь пойдет про популярные аварии с участием велосипедистов:

  • Столкновение с велосипедистом на тротуаре.
  • ДТП с велосипедистом при выезде из двора.
  • Движение велосипеда навстречу автомобилям.
  • Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе.
  • ДТП на остановке общественного транспорта.

В начале данной статьи расскажу об одном факте, который не известен многим водителям автомобилей. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги способен разогнаться до скорости 30-35 км/ч. При этом речь не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые могут развить куда большие скорости.

Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты часто имеют скорость, сравнимую со скоростями автомобилей. В некоторых случаях велосипедисты могут обгонять автомобили. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.

Столкновение с велосипедистом на тротуаре

Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам, а не по проезжей части. Связано это с тем, что движение по тротуару является более безопасным. Тем более ПДД в некоторых случаях разрешают движение по тротуару.

Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:

В данном примере белый автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся. Однако на практике так происходит далеко не всегда.

Причинами столкновения могут послужить:

  1. Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).
  2. Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).
  3. Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.

ДТП с велосипедистом при выезде из двора является одним из самых распространенных. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста. Разберемся, кто же виноват в данном ДТП.

С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чашу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч.

На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 5-15 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.

Итак, если Вы попали в похожую ситуацию за рулем автомобиля, то в документах о ДТП укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.

Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снизьте скорость и посмотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.

ДТП с велосипедистом при выезде из двора

Рассмотрим схему еще одного популярного столкновения с велосипедистом:

В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Белый автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту (пункт 8.3 ПДД). В случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.

На практике у велосипедиста есть возможность избежать столкновения и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителя легкового автомобиля. Поэтому велосипедист заранее видит автомобиль и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.

Примечание. Точно также велосипедисту следует поступить и при движении по главной дороге на перекрестке. Велосипедист имеет преимущество, однако водитель более низкого легкового автомобиля может его попросту не заметить. Виноват в ДТП будет водитель, однако велосипедисту от этого легче не будет.

ДТП на остановке общественного транспорта

Еще одна неприятная для велосипедиста ситуация — объезд общественного транспорта на остановке:

Ситуация развивается следующим образом. На остановке общественного транспорта останавливаются один или несколько автобусов (на рисунке выше — желтый). Велосипедист пытается его объехать и перестаивается левее. Однако автобус начинает движение до того, как велосипедист завершил маневр. Если водитель автобуса не заметил велосипедиста, то он начинает перестроение на левую полосу. Велосипедист оказывается зажат между автобусом (справа) и автомобилями (слева).

Виновник ДТП будет зависеть от того, с кем столкнулся велосипедист: с автобусом или с автомобилем. Если велосипедист врезался в автобус, то в соответствии с пунктом 18.3 ПДД виновниками будут являться оба водителя. Если же велосипедист перестроился влево и задел автомобиль, движущийся без изменения направления, то в ДТП виноват будет только он сам.

В общем, объезд автобусов и троллейбусов, остановившихся для высадки пассажиров, является достаточно опасным маневром для велосипедиста. Причем однозначно сказать, как лучше поступить в сложившейся ситуации, невозможно.

Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что в теплое время года и водителям, и велосипедистам нужно быть предельно внимательными и избегать лишнего риска.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 17 апреля 2019Раздел: Дорожно-транспортные происшествия

Доброго времени суток, меня сбыли машина.

Как в первом случае, только я ехал по велодорожке (знаки 4.4.1 и 1.24 стояли) Значит машина ехала по главной, заворачивала на право, а я ехал как указано на картинке, только наоборот сверху вниз, т.е. на встречу к потоку машин, но по велодорожке.

Когда ехал, то видел, что водитель стоял и пропускал женщину с коляской, слева никого не было, пока он стоял и пропускал, решил воспользоваться случаем и проехать данный участок. И вот меня сбивают при этом протаранив на капоте около 1,5 метров, получил травмы средней тяжести. ГАИ признало, что виноват сам водитель в соответствие 13.1 ПДД. «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.»;

Вопрос: имел ли я право пересекать верхом данный участок дороги, если весели знаки 4.4.1 и 1.24 ??

P.S : если затрудняетесь, то могу выслать к Вам на почту место ДТП со всеми знаками. Благодарю!

nigelbrooks, здравствуйте.

Если у Вас есть схема места ДТП, то выложите ее в данной теме.

Судя по описанию, Вы могли двигаться по данному участку. Однако это не значит, что Вы имели преимущественное право проезда.

Удачи на дорогах!

Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :

1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?

Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :

1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?

Эти вопросы никак не разъясняются в ПДД, поэтому их каждый пытается трактовать под себя. Я бы рекомендовал в таких местах заранее выезжать на середину полосы, чтобы автобус не смог объехать сбоку, и тормозил сзади. Но то я. Во мне поболе 100 кг. И далеко не только жира. Кроме того на велосипеде у меня зеркало, чтобы наблюдать обстановку сзади. Если купить велошлем, то есть зеркала, которые крепятся на него. Очень удобная вещь.

Здравствуйте. улица с 4х полосной проезжай частью. двигается велосипедист в левой полосе начинает перестраиваться в правую полосу не подовая знаков поворота его сбивает автомобиль едущий по правой полосе. Вопрос кто в этом случае виноват? говорят водитель авто всегда виноват. Спасибо.

Alex, здравствуйте.

Приведенной Вами информации недостаточно, чтобы определить виновника/виновников ДТП.

Если ДТП произошло в момент перестроения велосипедиста, то он гарантированно будет одним из виновников.

Удачи на дорогах!

попал в ситуацию как в первом описанном случае. выезжал со двора, а велосипедист врезался в заднюю дверь по тротуару. Инспектор, оформляющий ДТП, сказал, что меня признают виновным.

Здравствуйте!

У меня была схожая ситуация как во втором примере, но я не ехала параллельно с машиной. То есть я направлялась по тротуару и видела перед собой заезд на парковку ( то есть мне надо было его проехать этот пробел между тротуарами ) и видела что белый грузовик выезжает. Ну я на тот момент подсознательно решила что опасности нет и продолжила свой путь, к сожалению оказалось так что с другой стороны заезжала другая машина и соответсвенно я её, а это машина меня не заметил и произошло ДТП. Конечное повреждением моего транспорта (велосипеда), моих нескольких ушибов и царапины на автомобиле. К моему счастью владелец авто был очень добрый и понимающим человек и взял на себя ответственность за ремонт моего велосипеда и отвёз меня в больницу. Но, я хотела б узнать кто ж все таки виноват ?!

попал в ситуацию как в первом описанном случае. выезжал со двора, а велосипедист врезался в заднюю дверь по тротуару. Инспектор, оформляющий ДТП, сказал, что меня признают виновным.

Инспектор верно сказал.

7.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

Здравствуйте!

У меня была схожая ситуация как во втором примере, но я не ехала параллельно с машиной. То есть я направлялась по тротуару и видела перед собой заезд на парковку ( то есть мне надо было его проехать этот пробел между тротуарами ) и видела что белый грузовик выезжает. Ну я на тот момент подсознательно решила что опасности нет и продолжила свой путь, к сожалению оказалось так что с другой стороны заезжала другая машина и соответственно я её, а это машина меня не заметил и произошло ДТП. Конечное повреждением моего транспорта (велосипеда), моих нескольких ушибов и царапины на автомобиле. К моему счастью владелец авто был очень добрый и понимающим человек и взял на себя ответственность за ремонт моего велосипеда и отвёз меня в больницу. Но, я хотела б узнать кто ж все таки виноват ?!

В Вашем случае обоюдка. Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части, и виноват автомобилист, не пропустивший Вас.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части — в следующих случаях:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

— габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

— движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

— по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

— велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

Serpiph!

Вы противоречите тому, что доказывал Максим в статье про расположение велосипеда на ПЧ. На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.

по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:

— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

Поэтому утвержение

Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части

Не верно. И ещё.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

sclar, Максим в статье показал, что если рассматривать первый вариант, то езда на велосипеде бессмысленна. Поэтому с большой долей вероятности имеется в виду второй вариант. Но уже никак не Ваше утверждение

На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.

без каких-либо оговорок.

Почему Вы заявляете, что движение по тротуару в этом случае разрешено? Это не перекрёсток, а заезд на прилегающую территорию — парковку.

Поэтому утвержение

Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части

Не верно. И ещё.

И автомобилист именно съезжал с дороги на прилегающую территорию. Перечитайте внимательно ещё раз статью и мой ответ.

sclar, Максим в статье показал, что если рассматривать первый вариант, то езда на велосипеде бессмысленна. Поэтому с большой долей вероятности имеется в виду второй вариант. Но уже никак не Ваше утверждение

На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.

Да здесь признаю. Не дочитал. Однако утверждение №2, так же как и №1, это всего лишь логические умозаключения. Что такое нет возможности? Есть возможность? Ни один юридический документ этого не определяет. А как Вы считаете, можно ли считать, что нет возможности двигаться по правому краю, когда нужно объехать ряд 10 — 30 припаркованных автомобилей? Когда создаётся реальная опасность для велосипедиста.

Я считаю, и знаю это из практики, что объезд припаркованных автомобилей на велосипеде очень опасный манёвр.

Кто рассудит.

Во всяком случае, и это я знаю из долгой практики, ещё ни один гаишник не привлёк ни одного велосипедиста за езду по тротуарам. Я езжу постоянно мимо сотрудников ДПС, даже около Областного МВД по тротуару, Ни кто ни разу даже замечания не сделал.

А это реальный критерий. Езда по проезжей части опасна — значит невозможна.

И автомобилист именно съезжал с дороги на прилегающую территорию. Перечитайте внимательно ещё раз статью и мой ответ

.

Здесь вообще не понял. Если автомобилист съезжает с дороги (хоть на прилегающую территорию, хоть в кусты) то ясно написано должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. И не написано, где при этом идут (едут) эти самые пешеходы (велосипедисты).

Спасибо! Очень полезная статья!

Подскажите пожалуйста. Сегодня выезжала с второстепенной дороги на главную поворачивая направо. Посмотрела направо, налево, никого нет. Начинаю маневр (поворот направо) и сталкиваюсь лоб в лоб с велосипедистом. Откуда он взялся, не понимаю, скорее всего не увидела его из-за стоящего на углу магазина. Велосипедист, кстати, двигался не по правой стороне проезжей части, а по левой, то есть по обочине встречной полосы. Обменялись телефонами, разъехались, обоюдно решили ГАИ не вызывать. Но теперь мучаюсь вопросом, кто же все таки виноват? И может ли велосипедист написать какоето заявление в ГАИ или в полицию?

Анастасия, если это возможно, приложите схему происшествия либо ссылку на панораму указанного места. По имеющемуся описанию я не могу сказать, что именно нарушил каждый из участников происшествия.

Теоретически в описанной Вами ситуации второй участник может обратиться в ГИБДД, однако такое бывает нечасто. В будущем, чтобы исключить подобные ситуации, обменивайтесь не телефонами, а расписками о том, что Вы не имеете друг к другу претензий после ДТП. Пример оформления приведен в этой статье.

Удачи на дорогах!

Общие правила участия велосипедистов в дорожном движении

Приоритетным вариантом передвижения велосипедистов является использование специально отмеченных дорожек. При движении в пределах такой дорожки, гражданин на велосипеде имеет безусловный приоритет перед остальными участниками. В остальных случаях на велосипедиста распространяются все основные правила дорожного движения, в том числе при нахождении на тротуаре, обочине, автомагистрали или на пешеходном переходе. Отметим наиболее важные моменты, связанные с участием такой категории граждан в дорожном движении:

  1. велосипед, в отличие от автомобиля, не рассматривается законом как источник повышенной опасности – следовательно, при отсутствии вины в ДТП, гражданин на велосипеде полностью освобождается от ответственности;
  2. для управления велосипедом не предусмотрено страхование по программе ОСАГО, поэтому для возмещения с него причиненного ущерба придется обращаться в суд;
  3. установление вины велосипедиста в ДТП происходит по общим правилам, в том числе с составлением процессуального протокола.

На управление таким транспортным средством не требуется получать специальное разрешение в виде водительских прав. Однако это не освобождает велосипедиста от соблюдения ПДД, а выявленные факты нарушения будут предметом административного разбирательства.

Что делать при ДТП с велосипедистом

Порядок действия автовладельца, попавшего в ДТП с участием велосипеда, будут незначительно отличаться от общих правил. Необходимо выполнить следующие требования закона:

  • убедиться, что в результате аварии не пострадали граждане (пешеходы, велосипедист, иные участники движения);
  • если имеются пострадавшие, нужно вызвать медицинскую помощь – если выезд врачей невозможен, либо требуется немедленное оказание медицинской помощи, допускается покинуть место аварии и доставить жертву в ближайшую больницу;
  • на месте ДТП нужно выставить знак аварийной остановки и уведомить сотрудников ГИБДД о случившемся инциденте.

Перемещать транспортные средства с места аварии разрешается только для освобождения проезда другим машинам, либо для доставления пострадавших в медучреждение.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от характера столкновения, а также от иных факторов. Велосипедист не имеет полиса ОСАГО, поэтому оформление европротокола будет невозможно, даже при отсутствии пострадавших или ущербе менее 100 тыс. руб. Целесообразно вызвать инспектора ГИБДД, так как попытка мирного урегулирования спора может обернуться обвинением в оставлении места столкновения.

Должностное лицо ГИБДД обязано зафиксировать все обстоятельства аварии, а также установить возможные нарушения ПДД. В частности, возможны следующие варианты дальнейших действий:

  1. если водитель нарушил правила и является виновником наезда, в отношении него составляется процессуальный протокол (точный состав КоАП РФ или УК РФ, по которому последует наказание, будет зависеть от обстоятельства инцидента);
  2. если авария произошла по причине нарушения правил велосипедистом, будет составлен протокол по ст. 12.29 КоАП РФ;
  3. для возмещения причиненного ущерба с виновного водителя велосипедист сможет обратиться в страховую компанию, которой был выдан полис ОСАГО;
  4. при установлении вины велосипедиста, для возмещения ущерба и морального вреда нужно подавать иск в порядке гражданского судопроизводства.

Как определить, чьи действия привели к аварии, и как правильно зафиксировать виновность одного из участников дорожного инцидента? При составлении протокола, сотрудник ГИБДД зафиксирует все обстоятельства столкновения. В частности, на схеме места происшествия будет указана траектория движения транспортных средств, наличие дорожной разметки, знаков и светофоров. По возможности, будут записаны данные о свидетелях конфликта, получены записи с видеорегистратора машины или камер видеофиксации.

В большинстве случаев, виновником таких инцидентов признают автовладельца, который управлял источником повышенной опасности. В отношении велосипедиста вина может устанавливаться при следующих обстоятельствах:

  • создание аварийной обстановки в результате маневрирования или перестроения по проезжей части, без соответствующих предупреждающих сигналов руками;
  • проезд на запрещающие дорожные знаки или красный свет светофора, если водитель был лишен объективной возможности предвидеть такой вариант развития событий;
  • выезд на скоростную проезжую часть при наличии велосипедной дорожки;
  • проезд через пешеходный переход на велосипеде;
  • иные аварийные ситуации.

В ДТП на пешеходном переходе с велосипедистом будет учитываться, как именно происходит переход через зебру. Хотя водитель обязан пропускать граждан, переходящих дорогу по специальной разметке, его вина может отсутствовать, если велосипедист решил проехать без спешивания. На пешеходных переходах действует запрет передвижения на велосипеде, так как это не дает возможность водителю предвидеть неожиданное появление помехи.

При установлении признаков опьянения у водителя и/или велосипедиста, сотрудник ГИБДД обязан выдать направление на медосвидетельствование. Если по результатам обследования факт опьянения подтвердится, наказание для указанных участников аварии будет существенно строже. Отказ от прохождения освидетельствования повлечет наказание только для автовладельца. Если такой отказ заявит велосипедист, этот факт будет учтен при определении размера штрафа, однако дополнительного наказания не последует.

После составления протокола, сторонам предстоит возместить причиненный по их вине ущерб.

Ущерб по вине велосипедиста

Если в действиях велосипедиста выявлено нарушение ПДД, санкции последуют по ст. 12.29 КоАП РФ (если в ДТП отсутствуют пострадавшие граждане):

  1. при отсутствии факта опьянения – денежный штраф в сумме 800 руб.;
  2. если медучреждение подтвердило состояние опьянения – штраф составит от 1000 до 1500 руб.;
  3. при любом варианте административных санкций, велосипедист будет обязан компенсировать имущественный и моральный вред, причиненный по его вине.

Процедура возмещения ущерба и морального вреда будет проходить по правилам ГК РФ и ГПК РФ. Для доказывания виновности велосипедиста будет использован процессуальный протокол, либо постановление о назначении штрафа по ст. 12.29 КоАП РФ.

Для оценки имущественного ущерба нужно обратиться к независимому оценщику. О месте и времени проведения диагностики велосипедиста нужно уведомить в письменной форме. По итогам обследования, фиксируется характер и объем повреждений машины, составляется экспертное заключение с расчетом стоимости ремонтно-восстановительных работ.

Сумма компенсации морального вреда является оценочным показателем. Хотя истец обязан указать размер компенсации при подаче иска, точную сумму определит суд при оценке всех обстоятельств дела.

Ущерб по вине водителя авто

Если протоколом подтверждается виновность автовладельца, точный размер наказания по КоАП РФ будет зависеть от обстоятельств ДТП, нарушенного пункта правил, наступивших последствий. Возместить имущественный и моральный вред велосипедист сможет по следующим правилам:

  • при составлении процессуального протокола обязательно указываются реквизиты полиса ОСАГО и страховой компании – эти сведения пострадавший может использовать для обращения за компенсацией;
  • при отсутствии у водителя действующего полиса ОСАГО, он понесет дополнительную административную ответственность, а возмещение ущерба будет проходить в судебном порядке;
  • компенсацию морального вреда можно взыскать только через суд, так как данная выплата не подпадает под программу ОСАГО.

Полисом ОСАГО предусмотрен максимально возможный размер выплат для возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан. Для возмещения ущерба, причиненного велосипеду или иному имуществу, указанный лимит установлен в 400 тыс. руб. Для компенсации вреда здоровью граждан эта сумма составляет 500 тыс. руб., и определяется затратами на лечение и восстановление потерпевшего.

При отсутствии полиса ОСАГО, а также для компенсации морального вреда, велосипедисту придется обращаться в суд. Для расчета имущественного ущерба нужно представить поврежденный велосипед, либо иные предметы и вещи, независимому оценщику. Заключение этого специалиста будет являться надлежащим доказательством в суде. Сумма компенсации морального вреда рассчитывается по общим правилам, а судебный акт будет принудительно исполнен через службу ФССП.

Возможен и вариант возмещения ущерба при обоюдной вине автовладельца и велосипедиста. В этом случае взыскать ущерб можно только через суд, который определит точную степень вины каждого участника аварии. В преимущественном положении будет находиться велосипедист, так как автомобиль относится к источникам повышенной опасности – владельца такого объекта могут обязать возместить ущерб даже при отсутствии вины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *