Драка в школе последствия

Больную тему обсудили в эфире программы «Я — потребитель!» на радиостанции «Комсомольская правда» (97,2 Fm в Москве и Подмосковье) юридический обозреватель «КП», ведущая программы Анна Добрюха, председатель Колллегии адвокатов «Павлович и партнеры» адвокат Олег Павлович и начальник отдела по делам несовершеннолетних ОВД по району «Раменки» Вера Магомедова. Анна Добрюха: — Если в школе случается драка: один ребенок выступает в роли зачинщика, другой ребенок пострадал, — как с юридической точки зрения решаются такие вопросы? Что грозит ребенку или родителям ребенка-зачинщика, и как действовать родителям того ребенка, который пострадал? Вера Магомедова: — Потерпевшей стороне необходимо обратиться в медучреждение для фиксации телесных повреждений, которые получил ребенок. В основном это делается в травмпунктах. Из травмпункта автоматически приходит телефонограмма в милицию. Но родители пострадавшего ребенка могут параллельно сами прийти в милицию и написать заявление. Обращаться нужно в ОВД, которому подведомственна территория, где находится школа. После этого детская комната милиции (ДКН) рассматривает данное заявление, опрашиваются все стороны: свидетели, учителя, выясняется, где они были во время драки. Направляется бумага директору школы о необходимости рассмотреть это происшествие, провести педсовет. Если драка происходила в стенах школы, то школа несет ответственность. Анна Добрюха: Какого рода эта ответственность? Вера Магомедова: — К сожалению, школы обычно пытаются все скрыть, говорят, что это было на перемене, учителя не могли уследить. В основном учителя несут только дисциплинарную ответственность. Потому что в драке они не участвовали, но допустили. Анна Добрюха: — А что касается самого ребенка – зачинщика драки и его родителей? Их могут привлечь к какой-то ответственности? Вера Магомедова: — Родители не привлекаются к ответственности. Если здоровью потерпевшего причинен вред средней тяжести или более тяжелый вред, то с 14 лет могут привлечь к ответственности самого ребенка. До 16 лет, как правило, назначают условное наказание. За причинение легкого вреда здоровью подростки привлекаются к уголовной ответственности с 16 лет. Олег Павлович: — Я полностью солидарен с печалью по поводу того, что ответственности на сегодняшний день, хотя бы административной, учителя, проморгавшие драку, к сожалению, не несут. В Госдуме есть депутаты, которые пытаются этот вопрос решить, чтобы безответственность в школе не была такой повсеместной. Однако, к сожалению, речь сводится к тому, что учителя, вступая в сговор с учениками, пытаются любой конфликт, который повлек какие-то последствия, нивелировать тем, что ребенок сам ударился, никакой драки не было. А заставить детей дать показания, которые нужно, несложно. Анна Добрюха:- Олег, у родителей пострадавшего ребенка есть какие-то рычаги для того, чтобы добиться хотя бы денежной компенсации? Олег Павлович: — Если причинен материальный и моральный вред, тогда можно обращаться в суд. До 14 лет образовательное учреждение, медицинское учреждение либо другое учреждение, которому был вверен ребенок, несет материальную ответственность за причиненный имущественный и моральный вред. С 14 до 18 – там уже сложнее. Такой прямой оговорки в законе нет. Анна Добрюха: — Получается, что родители пострадавшего ребенка иск должны предъявлять не родителям обидчика, а непосредственно самому образовательному учреждению? Олег Павлович: — Я бы советовал в такой ситуации предъявлять иск в солидарном порядке и образовательному учреждению, и родителям. Но все дело в том, что нужно будет доказывать или родителям виновного ребенка, или школе, что это все произошло не по их вине. И вот здесь уже вступает корпоративное сообщество учителей, которые пытаются обычно этот конфликт свести на нет. И доказать бывает очень сложно. Драки бывают в любом возрасте, если это без последствий, не надо на это реагировать, все мы дрались. Здесь нужно смотреть по последствиям, что случилось. И я не совсем согласен, когда учителя говорят, что конфликт или последствия случились не во время урока, а на перемене. Это не имеет значения, поскольку классное руководство определяет ответственность классного руководителя не только во время урока. Если ЧП случилось на перемене либо на пришкольной территории, для этого в школе должен быть дежурный учитель и завуч по воспитательной работе. То есть должностное лицо в любом случае есть. Поэтому виновных искать надо, несмотря на противодействие, и решать вопросы с возмещением вреда, если таковой наступит. Все о наших законных правах и обязанностях в самых разных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни – в программе «Я потребитель!» с Анной Добрюха на радиостанции «Комсомольская правда» (97,2 Fm в Москве и Подмосковье). Слушайте программу каждый вторник и пятницу с 12.00 до 13.00.

Школьная драка: правовые последствия

Прежде всего, необходимо вызвать полицию и медицинских работников (это может быть школьный врач, либо врач скорой помощи).

Если сделать это не представляется возможным, либо администрация образовательного учреждения возражает против этого, необходимо настоять на том, чтобы был составлен акт о несчастном случае. В нем должно быть отражено дата и время несчастного случая (драки), его участники, обстоятельства и последствия. Акт составляется в присутствии нескольких работников образовательного учреждения и подписывается ими. Важно, чтобы факт причинения повреждений и их тяжесть были надлежащим образом зафиксированы в акте (протоколе).

После того, как вы получите надлежащим образом заверенную копию акта о несчастном случае, необходимо немедленно отправиться в ближайшее медицинское учреждение (или травмпункт) для освидетельствования и определения степени тяжести причиненных повреждений. Далее все зависит от того, каким образом вы хотите наказать обидчика: привлечь его к уголовной ответственности (в случае, если он достиг соответствующего возраста), либо получить компенсацию физического и (или) морального вреда.

В первом случае, после травмпункта необходимо обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту нанесения побоев (или причинения той или иной степени тяжести вреда здоровью вашего ребенка). Если же вам достаточно того, чтобы родители обидчика компенсировали вам средства, затраченные на лечение и моральный вред, необходимо озадачиться составлением и подачей в суд гражданского иска о возмещении вреда.

Ответ на этот вопрос определяется множеством факторов: возрастом ребенка, особенностями его правового статуса, степенью тяжести причинения вреда здоровью пострадавшего ребенка и др. От этого зависит определение виновного субъекта: будет ли это сам ребенок, его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), или администрация образовательного учреждения, на территории которого произошла драка.
Ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность обоих родителей в равной мере заботиться о детях и воспитывать их. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Ст. 18 ФЗ «Об образовании» говорит о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В большинстве случаев весь груз ответственности за действия детей несут законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), если не докажут, что вред возник не по их вине.

При этом за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, родители отвечают в полном объеме; за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, родители отвечают только в том случае, если у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Уголовная ответственность носит персональный характер (за противоправные действия виновный отвечает лично), поэтому родители могут нести только материальную ответственность. Однако и из этого правила есть исключения. Они касаются случаев эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В этом случае, несовершеннолетний самостоятельно несет материальную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса РФуголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. К числу таких преступлений относятся, в том числе, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; • полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно); • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

За причинение легкого вреда здоровью или побои уголовная ответственность наступает лишь с 16 лет. При наличии смягчающих обстоятельств, положительной характеристики личности ребенка, который первый раз совершил преступление, уголовное наказание скорее всего будет заменено мерами воспитательного воздействия и ребенок будет направлен в специализированное воспитательное учреждение. В случае, если это невозможно в силу тяжести совершенного преступления, суд будет решать вопрос об условном осуждении. Помимо этого, ребенок будет находиться под пристальным вниманием в Отделе по делам несовершеннолетних в местном отделе внутренних дел и районной Комиссии по делам несовершеннолетних.

Согласно ч. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Таким образом, если драка произошла во время образовательного процесса или просто во время нахождения в школе (иной образовательной организации, обязанной осуществлять за ним надзор), школьная администрация в лице директора будет нести материальную ответственность за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по его вине.

Для юридической ответственности, будь то уголовная или гражданская определяющее значения имеют последствия противоправных действий других лиц. В уголовном праве общественно-опасные последствия являются важнейшим элементом состава преступления, без которого в большинстве случаев, нет и самого преступления. В гражданском праве, последствия в виде материального или морального вреда также входят в состав гражданского правонарушения. Иными словами, нет последствий – нет деяния (противоправного действия) – нет ответственности.

В качестве превентивной или воспитательной меры, директор школы может применить дисциплинарное взыскание в отношении педагога, в ведении которого находились подравшиеся дети, но не более того.

«Не избил, а подрался». Как говорить с учителями, если вызывают в школу из-за поведения ребенка

Кажется, только недавно прозвенел первый звонок, а уже началась самая короткая и любимая школьниками вторая четверть учебного года. Для кого-то учеба стала приятным и увлекательным делом. А кто-то в школу ходит как на Голгофу: занудные уроки, нелады в школьном коллективе, изматывающая домашка, когда у взрослых сдают нервы, а у детей заканчиваются силы… А тут еще и это: «Родителей — в школу!»

Ваша детка набедокурила. Разбитый унитаз в школьном туалете, пропавший у одноклассника гаджет, найденный в рюкзаке вашего ребенка, драка с одноклассником прямо на уроке, несносное поведение, когда ваш «всем мешает» и тому подобное… Мало ли что из этого перечня послужило причиной вызова родителей в школу. Неприятно, конечно, но идти надо. Итак, вас вызвали в школу для разбора полетов, а точнее залетов вашего ребенка. Как себя вести, что говорить и что делать — в этом материале.

Наталья Поспелова — специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 28 лет работала в органах охраны детства Беларуси, из них 12 — в Национальном центре усыновления. Автор более 100 методических и публицистических работ по проблемам социального сиротства и семейного неблагополучия. Одна из основателей республиканского портала по поиску семей для детей-сирот www.dadomu.by и единственного в СНГ ежемесячного издания для замещающих родителей и специалистов органов опеки и попечительства — газеты «Домой!». Референт Белорусского общественного объединения замещающих семей «С надеждой». Профессиональная специализация: альтернативные формы жизнеустройства детей-сирот; споры родителей о воспитании детей; сопровождение семей, желающих принять или уже принявших детей-сирот на воспитание. E-mail автора nastapos@mail.ru

Начнем с того, что «благую весть» о вызове в школу вы можете получить разными путями. Наиболее распространенный — классная позвонит вам на мобильный (рабочий, домашний), скажет, что разговор не телефонный и хорошо бы вам зайти в школу в определенное время. Возможно, вызов в школу будет зафиксирован на отдельной страничке в дневнике ребенка, а может, сам ребенок передаст просьбу учительницы. Обязательно детально уточните у педагога, какой вопрос вы будете обсуждать (неудачи в учебе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или педагогами, какую-то конкретную ситуацию, связанную с отклоняющимся или противоправным поведением ребенка). Настаивайте, чтобы учительница четко сформулировала причину вашего приглашения в школу. Не стесняйтесь сказать, что вас взволновало ее приглашение и просите по возможности подробнее обрисовать ситуацию, в связи с которой вас вызывают для беседы.

Также не забудьте уточнить, кто еще из педсостава подтянется для укрепления флангов вызвавшего вас педагога. Одно дело — беседовать один на один, и совсем другое, если к разбору залета подключится школьный истеблишмент: заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог или педагог социальный. Важно определить число возможных оппонентов. Позаботьтесь, чтобы и вы не были в меньшинстве: желательно посетить учреждение образования обоим родителям. Да, нелегко сегодня отпроситься с работы, однако можно договориться о встрече в субботу (аллилуйя шестому школьному дню), постараться замениться на работе и т.п. Просто нет ничего важнее, чем разобраться в ситуации, в которой оказался ваш ребенок.

Разумеется, ребенок будет волноваться из-за вашего похода в школу. И это повод поговорить, в том числе — о его волнении. Расспросите об инциденте, послушайте его версию событий. Ваша вовлеченность и небезразличие являются для ребенка спасательным жилетом. Иногда родители бездумно навязывают детям стереотипы, которые в сложных ситуациях не только не работают, но и приносят деструктивный эффект. Я про «ябеду-корябеду» и «плаксу-ваксу-гуталин». По сути, в запретах плакать и жаловаться ребенок слышит от родителя безжалостное: «Никто тебе не поможет. Сам давай справляйся». Каково это, знать, что ты один в трудную минуту и ты в одиночку должен противостоять неприятностям? В чем тогда смысл семьи? Поэтому не отмахивайтесь, когда ребенок делится с вами своими проблемами, находите время, чтобы дать ему возможность пожаловаться и пожалеться. Не думайте, что детские проблемы простые оттого, что детские. Нередко за этими проблемами скрываются отнюдь не детские последствия.

Слушая рассказ ребенка о случившемся, обязательно порассуждайте о том, как можно было в той ситуации поступить по-другому, приведите пример из своей детской истории.

Ваша вера в ребенка и во все лучшее в нем, на самом деле, является тем сдерживающим фактором, который в будущем убережет его от неправильных поступков. Поэтому в беседе с разволновавшимся ребенком убедите его в том, что ваши отношения с ним никак не изменятся, на них не повлияет данный конкретный инцидент и что вместе вы найдете силы решить все проблемные вопросы и постараетесь всё исправить.

«Непримиримую позицию занимают взрослые, которых в детстве никто не защищал»

Чувства, которые испытывает родитель, которому о его ребенке рассказывают что-то неприятное, разумеется, негативные. Среди массы реакций на вызов в школу можно выделить две наиболее типичные.

Некоторые взрослые занимают сразу же наступательную и нетерпимую позицию: раз на мое дитя нападают — всех порву/построю/заставлю пожалеть, что вызвали! Такие родители сильно реагируют на вызов, начинают нервничать, достается и ребенку: он уж и не рад, что стал эпицентром событий, и разрывается между верностью взрослому (надо поддерживать фон настроения и боевой дух родителя) и собственным впечатлением от инцидента. Не следует думать, что ребенок напрочь лишен критичности. Да, она у него в силу возрастной незрелости хромает, однако она есть и она работает. В возрасте, когда у ребенка активно формируется стыд и совесть (а это возраст от 8−9 до 12 лет), он достаточно чувствителен к неправильному поведению, своему — в том числе, и очень нуждается в моральных ориентирах. Родителей детей 5−6 лет, читающих материал, я бы просила не использовать в высоких воспитательных целях тему «как тебе не стыдно?!», потому как в этом возрасте дети реально не понимают, что такое стыдно, совестно и бессовестно. В общем, не пылайте нравоучительными наставлениями в беседах со старшими дошкольниками и самыми младшими школьниками. Кстати, способность краснеть от стыда дети приобретают тоже с возрастом, по мере гормонального созревания. Именно поэтому мы никогда не видели ребенка 4−7 лет с красным от стыда лицом. Эту способность у детей скорее можно встретить ближе к началу пубертата, т.е. переходного возраста.

Фото: Анжелика Василевская, TUT.BY

Вернемся к нашему накосячившему младшему школьнику. Непримиримую и априори несогласную позицию как реакцию на вызов в учреждение образования, как правило, занимают те взрослые, которых самих в детстве никто не оберегал, не защищал, и, по большому счету, особо никто не ценил. Такие взрослые идут в школу как на поле боя. В этих обстоятельствах вряд ли есть возможность рассчитывать на конструктивный диалог с педагогом и благоприятный по последствиям для ребенка разбор его залета. Еще одним следствием бойцовской позиции родителей может стать его разговор с педагогами на повышенных тонах, в силу чего есть риск получить репутацию конфликтных, проблемных, неуживчивых. Все бы ничего, но не следует забывать, что одним из критериев отнесения ребенка к категории находящихся в СОП (социально-опасном положении) является «проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта». Кому приятно находиться на всяческих «учетах» и в «отдельных папках»? Если вы допустите развитие беседы по конфликтному сценарию, то у педагога может «сложиться пазл»: и мама скандалистка, и ребенок с противоправным поведением. Занавес. Потому старайтесь держать свои эмоции под контролем. Если бы ситуация не беспокоила педагога, он вряд ли бы решился беспокоить вас.

Заметна у взрослых и прямо противоположная реакция на вызов в школу: раз учительница сказала — так оно и есть: ребенок подвел, не оправдал, «как ты мог?!», «ну как же так?» и т.п. Родители идут смиренно выслушивать претензии, заочно или прилюдно сдавая свое чадо, т.е. предавая его. Как правило, такое поведение характерно для взрослых с архаичными представлениями о школе, а также для тех, кто сам рос в семье с излишне требовательными и взыскательными родителями, которые никогда не ошибаются и всегда правы.

Именно эта позиция, на мой взгляд, наиболее катастрофична для отношений с ребенком, она способна нарушить или даже разрушить доверие ребенка к своему взрослому. Считывая страх и неуверенность, транслируемые родителем перед беседой с педагогами, ребенок укрепляется в мысли, что, оказывается, его родители вовсе не такие уж смелые и решительные, как он всегда раньше думал, что есть кто-то или что-то, что заставляет его родителей трепетать и паниковать. И коль скоро родители — слабаки, на кого же надеяться в трудную минуту? У кого искать защиту?

Прописанные крайности не являются исчерпывающими. Потому можно только приветствовать появление и расширение группы родителей, которые стараются занять в ситуации вызова в школу продуктивную позицию, сочетающую безусловную любовь и доверие к своему ребенку и уважение к учителю и его усилиям.

«Дочь не украла, а взяла. Сын не избил, а подрался»

Рассмотрим два наиболее типичных примера вызова в школу родителей младшего школьника.

Ситуация 1. «Ваш сын избил одноклассника, порвал ему пиджак».

Ситуация 2. «Ваша дочь украла новый дорогой телефон у одноклассницы».

В первом случае педагог пытается вам донести, что сын — бандит и хулиган, во втором, что дочь — воровка. Родителю больно и неприятно, кто бы спорил! Можно вступить в сражение с педагогом, перейти на личности «Кто вам дал диплом о педагогическом образовании?! Вы класс распустили, за дисциплиной не следите! У опытных педагогов такие инциденты не происходят!». Можно посоглашаться и покраснеть, вернуться домой и закатить ребенку показательные выступления: «Я хотела провалиться от стыда сквозь землю», а можно обсудить ситуацию с максимальной пользой для ребенка и своей семьи. Важно соблюдать некоторые правила разбора залетов.

Для начала поработайте над терминологией: моя дочь не украла, а взяла чужую вещь; мой сын не избил, а подрался. Дайте понять педагогу, что вы против навешивания ярлыков и крайних формулировок, и вы не в суде, где квалифицируют преступные деяния злоумышленников, а потому предложите воздержаться от использования уголовно-процессуального словаря. Старайтесь снизить эмоциональную накаленность и негативный подтекст терминов: это поможет снизить напряжение в разговоре.

Не забудьте правило из «ветхого педагогического завета», которое, несмотря на частое использование, в ряде ситуаций доказывает свою состоятельность: запрещайте оценивать ребенка. Можно оценивать только его поступки, знания, поведение, но не ребенка. Отделяйте поступок ребенка от его личности.

Подчеркните, что вы понимаете, как учительнице неприятно, что такое произошло именно в ее классе, скажите, что вы не собираетесь спихнуть ответственность за происходящее на нее одну, что разделяете ее обеспокоенность и благодарны за приглашение на разговор, предлагаете вместе искать пути решения проблемы и сделаете все от вас зависящее, чтобы не случилось рецидива.

Дальше приступайте к разбору залета, но именно в совокупности факторов, не вырывая его из контекста, не изолированно. Уточните у педагога, кто еще из детей пострадал от подобных действий вашего ребенка, т.е. выясните, идет ли речь о разовом инциденте, или другие дети тоже жаловались на плохое поведение вашей детки? Если педагог заявляет об отсутствии серийности проблемного поведения ребенка, приложите усилия разобраться, что стало провоцирующим фактором в обоих случаях.

Если вы внимательны, вовлечены в своего ребенка и у вас с ним доверительные отношения, то не составит труда догадаться, что на самом деле стоит за инцидентом. Одноклассник, с которым подрался ваш сын, нередко задирал вашего мальчика, в обсуждаемой ситуации спусковым механизмом к драке послужил факт, что одноклассник, пробегая мимо, резко толкнул вашего, тот упал на вазон с цветком и ушибся.

Одноклассница новым гаджетом не просто гордилась — она использовала его для противопоставления другим детям. Она сказала вашей дочке, что будет дружить только с теми, у кого крутой телефон. Выходит, у кого есть новый телефон — тот хороший и с ним можно общаться. Дочка обиделась и не придумала ничего лучшего, чем взять телефон, ответив, таким образом, на обиду.

Она вовсе не собиралась пользоваться телефоном, она хотела повысить свою самооценку, обладая статусной вещью, стремилась успокоить себя: с ней тоже можно дружить!

В обоих случаях понятно, что дети выбрали не совсем корректные способы решения проблем. Но мальчик постарался защитить себя от постоянных нападок одноклассника, а девочка — от унижений со стороны одноклассницы. Да, способы были выбраны детьми не ахти, но, как говорится, выбирали из скудной копилки имеющегося опыта. Поэтому дайте понять педагогу, что считаете очень важной воспитательную работу с детьми, направленную на исключение подобных ситуаций, когда детям приходится прибегать к отчаянным способам решения межличностных проблем.

Сообщите педагогу, что не одобряете поступок своего ребенка, но находитесь на его стороне. Чтобы показать свое единство с ребенком, старайтесь в речи использовать больше местоимений «мой», «моя», «мы», «у нас». Спросите у собеседницы, допускает ли она право людей на ошибку. Постарайтесь убедить педагога, что ребенок в силу возраста и недостаточности опыта просто выбрал неподходящую модель поведения.

Тот факт, что вы на стороне своего ребенка, вовсе не означает, что вы против всех остальных. Избегайте поляризации, разведения участников по разные стороны баррикад, подчеркните, что многие дети в этом возрасте выбирают неправильные способы разрешения внешних и внутренних конфликтов. На противостояние с учительницей вы выйдете только в случае, если попытаетесь обвинить ее в случившемся. Избегайте этого.

Обязательно поинтересуйтесь у педагога, приглашены ли для беседы родители детей — участников конфликтов. Сообщите, что готовы встретиться с ними и обсудить ситуацию проблемного поведения ваших детей.

Завершая беседу, обязательно попросите учителя рассказать вам что-то хорошее о вашем ребенке. Этим вы усилите позицию, направленную на поддержку ребенка.

Конечно, многое в результате беседы будет зависеть от того, какой педагог вас вызвал. Кому-то из родителей будет продемонстрирована позиция педагогического пофигизма «абы дети не мешали», кто-то почувствует плохо скрываемое пренебрежение профессионально деформированного давателя уроков. Не каждому в качестве классной дамы достанется Мария Монтессори, и особенно надеяться, что в рамках непрекращающегося эксперимента на разбор залета детки вас вызовет великий Дамблдор, тоже не приходится. Однако избегайте ситуационных выводов и не спешите: понаблюдайте, какие действия со стороны педагога последуют после вашего похода в школу.

По возвращении из школы обязательно уложите свои эмоции по полочкам и обсудите ситуацию с переживающим за вас и себя ребенком. Дайте ему понять, что не одобряете его поступок, но вы с ним на одной стороне. Порассуждайте о том, как можно было поступить по-другому. Одобрительно отзовитесь о педагоге, обязательно расскажите, что хорошего вы узнали от учительницы и полюбуйтесь реакцией вашего школьника. Вы, бесспорно, решите эти возрастные проблемы с тем, чтобы потом решать проблемы большего масштаба, всегда находясь на стороне своего ребенка. И пусть конфликтов у вашего ребенка будет меньше!

Отчего зависит дальнейшее развитие событий

Ответственность за школьную драку могут нести родители, дети, администрация. Факторы, которые влияют на степень ответственности:

• Возраст детей, которые принимали участие в драке.
• Особенности правового статуса зачинщика.
• Степень тяжести нанесенных побоев пострадавшего ребенка.
• Где именно произошла драка.
• Время, в которое состоялась драка.

По действующему законодательству ответственность за неправомерные поступки несовершенного ребенка в первую очередь несут юридические представители: родители, опекуны, усыновители. Также воспитанием ребенка должны заниматься родители, которые обязаны преподнести уроки нравственности, отвечают за интеллектуальное и физическое развитие ребенка на пути к формированию личности. Так что в большинстве случаев материальная ответственность ложится на плечи юридических представителей. Уголовная ответственность будет налаживаться лично на обвиняемого. Также если 16 летний ребенок работает по договору или состоит на работе у родителей, материальная ответственность ложится на обвиняемого.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность — это самая строгая мера наказания за учинение драки с нанесением телесных повреждений.

• Уголовная ответственность может налаживаться на лицо, которое достигло 16 летнего возраста на момент совершения правонарушения.
• В случае умышленного причинения вреда здоровью, ответственность может быть наложена на ребенка с 14 лет.

В каких случаях будет возбуждено уголовное дело

Не все драки заканчиваются судебными разбирательствами, а тем более уголовными, но в некоторых случаях их не избежать:

• При нанесении вреда, который повлек последствия в виде тяжелых телесных повреждений.
• При серьезных травмах органов жизнедеятельности, которые могут перерасти в инвалидность.
• В случае нанесения повреждений, которые стали причиной выкидыша.
• Если драка произошла под воздействием наркотических или алкогольных веществ.
• Если драка спровоцировала утрату трудоспособности пострадавшего более чем на 1/3.

В любом случае простым наказанием здесь не обойтись, драка — это серьезное правонарушение. Если такие поступки не привели к серьезным последствиям, родителям необходимо провести с ребенком серьезную беседу, обратится за помощью к полиции с просьбой прочитать лекцию о правах подростков и их уголовной ответственности.

Школьные драки — ответственность за драки школьников

    • tw
    • fb
  • date25.02.2009 / 11:20
  • printВерсия для печати
  • 13891

Очень часто дети дерутся. И, как это не печально, школьные драки кончаются травмами, нарушением здоровья и психики детей. Как бороться с драками в школе? Как родители могут повлиять на ситуацию?

Предотвратить детскую жестокость, соответственно и драки школьников можно только соответствующим воспитанием ребенка с рождения, ограничением просмотра убийств, драк и насилия по телевизору и Интернету. К сожалению, в нашем обществе достойно воспитать ребенка может не каждый человек. И от встречи ребенка с хулиганом и задирой в школе не уберечь. Однако можно повлиять на отношение к своему ребенку хулиганов. Ведь чаще всего для побоев выбирают слабых детей. Поэтому неплохо бы заняться физической подготовкой ребенка. Если уж не бокс, то хотя бы бег. У хулиганов будет меньше желания драться с сильным или быстрым.

Кроме этого необходимо чтоб и родители, и дети знали об ответственности за нанесение вреда здоровью, причиной которого являются школьные драки. Это можно сделать, например, распространяя информацию из этой статьи. И, уж если дело дошло до драки в школе , необходимо действовать. И действовать должны родители. Если не бороться с таким явлением как драки школьников , то хулиганы будут чувствовать свою безнаказанность и избивать других детей.

Законодательством РФ предусмотрены различные возможности для защиты прав потерпевшего.

Так, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ). Если виновному в избиении исполнилось 16 лет, он может нести уголовную ответственность по ст. 115 УК РФ — «умышленное причинение легкого вреда здоровью» или по ст. 116 УК РФ – «побои» и др.

Для возбуждения дела необходимо обратиться в милицию по месту жительства.

Если в милиции отказывают в возбуждении дела, то необходимо обратиться в суд. В жалобе в суд необходимо описать преступление, указать на место его совершения, привести сведения о лице, которое обвиняется вами в преступлении. Укажите список свидетелей, которых необходимо вызвать, и обратитесь к суду с просьбой о принятии дела к производству.

Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть еще и гражданско-правовая. Поэтому необходимо обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда (ст. 1073-1074 ГК РФ). Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

В случае если виновному меньше 14 лет, то ответственность несут его родители.

Если драки школьников произходят в то время, когда ребята должны находиться под надзором, то ответственность несет и школа. Поскольку в соответствии со ст.1068 Гражданского кодекса РФ, юридические лица отвечают за вред, причиненный действиями (бездействиями) их работников при исполнении ими своих служебных обязанностей. Данную статью конкретизирует статья 32 Закона «Об образовании»: образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Поэтому по вашему иску ответчиками будут родители и школа. Если виновному больше 14 лет, то ответственность он несет самостоятельно. Однако если своих средств у него нет, то возмещать вред будут родители.

За совершение противоправных действий, например, школьные драки, учеником, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется, если ученику исполнилось 15 лет. Если ему меньше 15 лет, то отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

Есть еще и административная ответственность за совершение учащимся в школе мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание), за распитие спиртных напитков.

Таким образом, есть способы борьбы за права и интересы своих детей. Стоит их опробовать! Ведь никто кроме родителей защищать детей не будет.

Бесплатная юридическая консультация на информационно-правовом портале ЮКОН.

Отчисление за нарушение устава, исключение из школы

Разбираем драку в элитной школе. Как остановить малолетних дебоширов

26 февраля в столичной школе № 67 подрались третьеклассницы. Девочки заработали серьёзные травмы, так что пришлось обращаться в больницу, — черепно-мозговые и травмы живота. Их влиятельные родители из суда, префектуры и силовых структур угрожают друг другу расправой. Лайф выяснил подробности инцидента и спросил у следователя, адвоката и психолога, как быть, если ваш ребёнок серьёзно подрался в школе, а вы хотите восстановить справедливость.

Как развивался конфликт

В три часа дня в больницу № 9 им. Сперанского доставили трёх девчонок с синяками. Каждая — не старше 10 лет. У них обнаружили травмы головы и живота, и врачам даже пришлось двух из них госпитализировать. Быстро выяснилось: произошедшее — результат драки. Вызвали полицию.

Отец девочки, которую считают зачинщицей конфликта, работает в силовых структурах. Его и раньше вызывали к директору школы из-за поведения дочери.

— Алина1 перевелась в эту школу в сентябре и практически сразу стала задирать детей. Однокласснице Мире доставалось от Алины особенно крепко, и незадолго до конфликта мама Миры пришла к директору с просьбой воздействовать на смутьянку, — рассказал Лайфу источник в столичной полиции. — По итогам этого разговора директор вызвал к себе отца Алины и попросил принять воспитательные меры. Как мы видим по инциденту, это не помогло.

Непосредственной причиной драки, уточняет собеседник, стала резкая фраза Алины на перемене. Та обозвала одноклассницу «толстой». Подруги одноклассницы разозлились, началась потасовка, в которой поучаствовали пять девочек.

Конфликт детей привёл к нешуточному противостоянию родителей. Теперь они обмениваются взаимными угрозами и собираются подавать друг на друга заявления в полицию. Каждый из родителей — человек непростой. По неподтверждённой информации, у одной девочки они работают в префектуре, у второй — в суде. Отец третьей пострадавшей — тёзка топ-менеджера «Ростелекома» (у редакции нет железных доказательств, что это один и тот же человек).

По информации Лайфа, после драки родители зачинщицы собираются перевести её на домашнее обучение.

В школе началась служебная проверка. Свою проверку проводят полицейские Дорогомиловского района и сотрудники Следственного комитета по двум статьям: «Халатность» и «Неисполнение обязанностей по воспитанию».

После драки заявлением машут

Родители любят скидывать ответственность за плохое воспитание своих детей на школу, убеждён следователь СКР Георгий. Он сетует на почти полное отсутствие ответственности для их родителей.

— Предусмотренная ответственность для родителей — в основном административная. Грубо говоря, ребёнок может убить кого-нибудь, а родители за это просто заплатят две тысячи штрафа по статье 5.35 КоАП. Это даже не может стать основанием для лишения или ограничения их родительских прав, — объяснил Лайфу Георгий, который занимался в том числе расследованием преступлений, совершённых несовершеннолетними. — Поэтому я убеждён, нужно ужесточать персональную ответственность родителей за общественно опасное поведение их детей.

Существует и уголовная статья за неисполнение обязанностей по воспитанию, добавил следователь. Однако она применяется, если докажут, что мать или отец не просто плохо воспитывали, но и жестоко обращались с ребёнком.

По просьбе Лайфа следователь пошагово объяснил, что делать родителям, если их ребёнка избили в школе.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов заявил, что корни проблем необходимо искать в семье.

— Дети с асоциальным поведением — это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята. Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. У взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски, — объяснил он Лайфу. — Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться.

По мнению адвоката Александра Островского, скорее всего, по результатам доследственной проверки могут быть привлечены как директор, так и классный руководитель.

— Педагогов могут привлечь по статье 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Срок наказания может составить до трёх лет лишения свободы, — рассказывает Островский. — Могут привлечь и по 293-й статье «Халатность». Ведь по закону в то время, когда несовершеннолетний находится в школе, ответственность за него несёт не родитель, а педагоги. Именно классный руководитель недосмотрела за девочками, которые подрались на перемене, да и директор школы как руководитель несёт юридическую ответственность за всех учащихся.

Как отмечает юрист, если выяснится, что в ходе драки кто-то из учениц получил серьёзные увечья, директор 67-й школы Андрей Козлов может отправиться в тюрьму сроком на 5 лет.

Островский отмечает: родителям школьников надо быть всегда готовыми, что им в суде придётся защищать своих детей, требуя компенсации от родителей хулиганов.

— Или уже в Следственном комитете или прокуратуре настаивать, чтобы нерадивых родителей драчунов привлекали к уголовной ответственности, — считает Александр Островский.

1Имена детей изменены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *