Доплата за классное руководство

Вознаграждение за классное руководство

Классный руководитель — наставник и человек, способный помочь детям в трудную минуту. К сожалению, даже столь нужную работу оплачивают весьма скромно. Однако у бухгалтера проблем все равно хватает: нужно рассчитать и выплатить заработную плату вместе с доплатой за классное руководство.

Бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены субсидии на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством Российской Федерации (Закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», далее — Закон N 198-ФЗ). Перечень учреждений, которые вправе получать данные субсидии, определен в Правилах предоставления в 2008 — 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 860 (далее — Постановление N 860).

Так, субсидии на выплату вознаграждения за классное руководство положены учреждениям, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, следующих типов:

  • общеобразовательные учреждения;
  • вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;
  • кадетские школы и кадетские школы-интернаты;
  • общеобразовательные школы-интернаты;
  • образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ);
  • специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);
  • образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.

Таким образом, на федеральном уровне определен конкретный перечень видов общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам которых должно выплачиваться вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Однако реализация приоритетного национального проекта «Образование», осуществляемая на условиях софинансирования, не исключает того, что на региональном уровне перечень типов и видов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, может быть расширен и в них за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации может устанавливаться выплата дополнительного вознаграждения за осуществление функций классного руководителя (Письмо Минобразования России от 25 апреля 2006 г. N АФ-100/03 «О рекомендациях ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ», далее — Письмо N АФ-100/03).

В ряде субъектов Российской Федерации перечень таких образовательных учреждений, в которых устанавливается дополнительное вознаграждение за осуществление функций классного руководителя за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, уже расширен. Например, дополнительное вознаграждение устанавливается педагогическим работникам образовательных учреждений, деятельность которых регулируется:

  • Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237), к которым относятся вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях;
  • Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. N 1204), к которым относятся начальные школы — детские сады, начальные школы — детские сады компенсирующего вида и прогимназии, а также иными типовыми положениями.

Размер доплаты

Размер субсидии, предоставляемой каждому субъекту Российской Федерации, определяется в пределах сумм, утвержденных Законом N 198-ФЗ, из расчета 1000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью:

  • не менее наполняемости, установленной для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях (как правило, она составляет 25 человек);
  • либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в общеобразовательных учреждениях, вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, кадетских школах, кадетских школах-интернатах, общеобразовательных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, расположенных в сельской местности (п. 3 Постановления N 860).

Наполняемость классов может определяться на 1-е, 5-е и т.д. число каждого месяца.

Для классов, наполняемость которых меньше установленной, расчет размера субсидии осуществляется с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся. Под уменьшением размера вознаграждения в классах с наполняемостью менее 25 человек в городской местности и менее 14 человек в сельской местности понимается расчет пропорционально численности обучающихся в соответствии с формулой (Письмо Минобразования России от 8 февраля 2006 г. N 17ю-50-93 «О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью»):

S = 1000 руб., при N >= M,

1000 руб.
S = ——— x N, при N < M,
M

где S — ежемесячное вознаграждение за классное руководство в одном классе;

N — количество обучающихся в классе;

M — расчетная наполняемость полнокомплектного класса (M = 25 человек для классов общеобразовательных учреждений, расположенных в городах, M = 14 человек для классов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности).

Пример 1. Расчетная наполняемость полнокомплектного класса — 25 человек (М). По состоянию на 1-е число месяца наполняемость составила 20 человек (N).

Размер ежемесячного вознаграждения в этом случае составит 800 руб. (1000 руб. / 25 чел. x 20 чел.)

При этом субъекты Российской Федерации разрабатывают свои нормативно-правовые акты об установлении вознаграждения, предусматривающие порядок, размер и условия его выплаты. К примеру, в п. 1.2 Приказа Департамента образования г. Москвы от 26 февраля 2006 г. N 87 «О выплате вознаграждения за классное руководство» сказано, что объем выплат определяют из расчета 1000 руб. за классное руководство в классе наполняемостью 25 человек и более, с наполняемостью менее 25 человек — размер вознаграждения уменьшается пропорционально количеству обучающихся в данном классе (из расчета 40 руб. за одного обучающегося). А для Владимирской области размер вознаграждения регулируется Постановлением Губернатора от 22 января 2007 г. N 26 «О мерах государственной поддержки педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководства».

На федеральном уровне размер ежемесячного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, — суворовских военных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, общеобразовательных школ-интернатов, кадетских школ и кадетских школ-интернатов, вечерних (сменных) общеобразовательных школ при воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, составляет 1000 руб. (Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850, от 7 сентября 2006 г. N 548).

Таким образом, размер вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета не может превышать 1000 руб. в месяц, в том числе и в сельской местности. Ведь наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях сельской местности (в количестве 14 человек) является условной нормой. Ее используют для расчета объема субсидий субъектам Российской Федерации с учетом реально складывающейся наполняемости классов.

Установление большего размера вознаграждения за классное руководство в классах наполняемостью более 25 обучающихся в городской местности противоречило бы п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», а также п. 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила — СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной (Письмо N АФ-100/03). Однако такой порядок не исключает возможности принятия решения на уровне субъекта Российской Федерации о выплате вознаграждения в большем размере за счет средств субъекта Российской Федерации в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной указанными выше нормативно-правовыми актами наполняемости классов.

Желательно, чтобы на региональном уровне были определены моменты, связанные с тем, как выплачивается вознаграждение. К примеру, в Постановлении Губернатора Новосибирской области от 23 января 2006 г. N 16 обозначено, что вознаграждение за выполнение функций по классному руководству должно выплачиваться учителю пропорционально отработанному им в данном месяце количеству дней.

Заметим, при определении размера субсидии учитывают районные коэффициенты к заработной плате, установленные за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что по своей правовой природе вознаграждение за классное руководство является не компенсационной выплатой, а составной частью заработной платы работника со всеми вытекающими последствиями, а именно:

  • вознаграждение за классное руководство выплачивают одновременно с заработной платой;
  • вознаграждение за классное руководство и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, учитываются при определении базы по НДФЛ, ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Особо следует обратить внимание на проблему, возникшую с выплатой процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В Правилах N 860 отсутствует упоминание о том, что в объеме субсидий на выплату вознаграждения за классное руководство учтены средства на выплату процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако, учитывая принцип софинансирования приоритетных национальных проектов, это не может служить основанием для отказа работникам в выплате упомянутых процентных надбавок к заработной плате с учетом вознаграждения за классное руководство, так как противоречит ст. 317 Трудового кодекса.

При регулировании порядка установления вознаграждения за классное руководство также необходимо иметь в виду, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами педагогического работника в зависимости от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой.

Отпускные и больничные

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Постановление N 213), при расчете среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете оплаты за период временной нетрудоспособности, среднего заработка при начислении ежегодного основного и дополнительного отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, дополнительных отпусков в связи с обучением и при расчете пенсий. Учитывают вознаграждение за классное руководство и при определении среднего заработка, сохраняемого за педагогическими работниками по основному месту работы, направленными с отрывом от основной работы для повышения квалификации в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610).

Подтверждением указанной позиции служит Письмо Минфина России от 8 июня 2007 г. N 12-02-03/2507 «О выплате отпускных педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», не признающего такие расходы нецелевым использованием средств.

Надо сказать, проверяющие не всегда с этим согласны, обвиняя образовательные учреждения в том, что те используют средства не по целевому назначению, тратя выделенные федеральные субсидии на начисление и выплату отпускных, пособий по временной нетрудоспособности без учета фактически отработанного времени, с включением в расчет среднего заработка вознаграждения за классное руководство. Однако, если дело доходит до суда, арбитры поддерживают учреждения (Постановления Дальневосточного округа от 5 октября 2007 г. по делу N Ф03-А59/07-1/3602, от 13 августа 2007 г. по делу N Ф03-А59/07-1/2910, от 31 июля 2007 г. по делу N Ф03-А59/07-1/2767). Служители Фемиды оперируют тем, что если в положении, утвержденном администрацией области, о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководства педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений области предусмотрено, что вознаграждение учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка (в том числе при исчислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, отпускных), то претензии проверяющих необоснованны. Ведь такое положение соответствует требованиям ст. 139 Трудового кодекса, п. 2 Положения N 213. Кроме того, Постановление N 860 не запрещает включение вознаграждения в счет отпускных и пособий по нетрудоспособности и выплату их за счет средств целевых субсидий из федерального бюджета.

Внимание! Субсидии, выделяемые за счет средств федерального бюджета на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, включают расходы по статье 210 «Оплата труда и начисления на оплату труда», в том числе:

  • по подстатье 211 «Заработная плата» — денежные выплаты педагогическим работникам образовательных учреждений вознаграждения за выполнение функций классного руководителя (включая и коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями);
  • по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» — средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (26%) и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%).

О документах

Для выплаты вознаграждения следует издать соответствующий приказ. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют в коллективном договоре, положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения) и трудовом договоре с работником.

Принимая во внимание, что п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) устанавливает порядок распределения объемов учебной (педагогической) работы педагогических работников, при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки, могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением функций классного руководителя:

  • при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;
  • выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;
  • кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;
  • выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов;
  • при возложении на педагогических работников функций классных руководителей в новом учебном году должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

Внимание! При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них выполнять работу по классному руководству эти обязанности могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в двух классах, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника, поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено. Размер вознаграждения за выполнение функций по классному руководству в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе.

В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

В случае необходимости обязанности по классному руководству могут также возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников общеобразовательного учреждения (п. 6 Письма N АФ-100/03).

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и отмене доплаты и вознаграждения.

Примерное положение о классном руководстве приведено на с. 45.

А.Ю.Ильина

Редактор-эксперт

журнала «Бюджетный учет»

Воспитательный момент

Сейчас практически во всех регионах страны каждая школа сама решает, сколько доплачивать своим сотрудникам за классное руководство и иную работу, не связанную с конкретной преподавательской деятельностью. Причем выплаты идут не из фонда заработной платы, а из так называемого надтарифного фонда, который формируется исходя из количества учеников, числа побед на олимпиадах, платных услуг, которые оказывает школа, и так далее.

Помимо классного руководства, в каждой школе есть еще дюжина надбавок, например, за проверку тетрадей, за проведение спортивных мероприятий. Получаются разные суммы, но зачастую надбавка составляет 500-1000 рублей, сообщил «РГ» Владимир Кузнецов, председатель территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюза работников народного образования и науки.

— Конечно, очередь из педагогов, желающих взять классное руководство, в Петербурге не стоит, — констатирует Кузнецов. Поэтому уже несколько лет профсоюз обращается к городским властям с предложением принять меры по увеличению надбавок, среди которых на первом месте именно классное руководство.

Почему именно это направление? Да потому что без классного руководства в школе никак, а учитель фактически занимается этой деятельностью в свое личное время: он проводит классные часы, родительские собрания, переписывается в родительских чатах, а иногда и вовсе ходит домой к ученикам, оказавшимся в сложной ситуации.

В штатном расписании школ должност классного руководителя нет. Финансирования — тоже

Председатель Ассоциации директоров школ Петербурга Константин Тхостов отмечает: несмотря на то что деятельность классного руководителя регламентирована значительным количеством нормативов — от федерального законодательства до локальных актов школы, — в штатном расписании учебных заведений должности классного руководителя нет. И соответственно все выплаты изначально носят формат компенсационных.

— Школа как бы компенсирует учителю время, которое он затрачивает на эту работу, — объясняет Тхостов. — Но материального подкрепления этой деятельности практически нет. В Москве же педагоги получают доплату за классное руководство из двух источников — не только из бюджета школы, но и от властей города.

По этому пути собирается пойти и Петербург. Такой алгоритм позволит не только значительно увеличить сумму компенсации, но и уравняет в возможностях большие школы с крупными бюджетами и, следовательно, надтарифными фондами и небольшие учебные заведения, которые при всем желании не могут начислить своим педагогам такие же высокие надбавки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *