Содержание
- История праздника
- Документация
- Организационно-методическая работа учителя-дефектолога заключается в планировании содержания деятельности по всем направлениям работы: диагностическому, коррекционному, консультативно-просветительскому и т.д., а также тщательном оформлении и систематическом ведении документации.
- Перечень документации учителя-дефектолога.
- Карты обследования учащихся (протокол обследования; дефектологическое представление на учащегося; лист наблюдений за учащимся, отражающий этапы и результат коррекционной работы, динамику занятий.).
- График работы учителя-дефектолога
- Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.
- Учитель-дефектолог образовательного учреждения, независимо от ведомственной подчиненности, на ставку заработной платы выплачивается за 20 часов педагогической (учебной) работы в неделю. Методическая работа учителя-дефектолога (подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, повышение квалификации, самообразование, посещение семинаров, оформление документации и пр.) проводится в остальное время – 16 часов.
- График работы составляется исходя из учебной нагрузки специалиста.
- Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю (1 рабочая ставка), которые направлены на:
- -проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
- -изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
- -консультативную работу с педагогами и родителями;
- -участие и подготовку ПМПконсилиумов, методических объединений, педсоветов.
- Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором школы
- Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 – 40 минут. Периодичность занятий не менее 2- 3 раз в неделю.
- Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом.
- Списочный состав (наполняемость группы) детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа учителем-дефектологом, должна составлять не менее 20 человек на ставку рабочего времени.
- Зачисление осуществляется при комплексной диагностике и изучения ребенка в индивидуальной и групповой деятельности в начале учебного года, или при поступлении вновь прибывшего ученика. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05 – 25.05. ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
- В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм.
- Список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям.
- Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению).
- Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.
- Журнал посещаемости занятий.
- Журнал консультаций.
- В журнале отмечаются индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов. В этот журнал вносятся консультации педагогов по поводу их профессиональной деятельности (общение с детьми, управление классным коллективом, успеваемость и пр.)
- Должностная инструкция.
- Годовой отчет учителя-дефектолога.
- Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
- Паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
- Портфолио профессиональных достижений учителя-дефектолога
- Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
- Портфолио – индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
- Один из вариантов структуры портфолио.
- 1. Общие сведения:
- фамилия, имя, отчество
- образование
- специальность
- квалификация
- стаж педагогической работы
- занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем
- нагрузка
- 2. Самообразование учителя:
- тема самообразования и материалы по ней
- курсы повышения квалификации
- творческие работы на курсах повышения квалификации
- участие в конференциях, круглых столах, семинарах
- участие в экспериментальной работе
- 3. Достижения учителя
- грамоты
- благодарности
- награды
- звания
- 4. Методическая работа:
- участие в методическом объединении учебного заведения, города
- учебные программы (государственные, авторские)
- программы итоговых и промежуточных аттестаций
- планы уроков
- анализ уроков
- контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные учителем
- методические разработки
- обучающие программы, презентации к урокам
- мультимедийные разработки педагога
- 5. Распространение передового опыта
- открытые уроки
- выступления на семинарах, конференциях
- материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах
- публикации
- 6. Достижения учеников
- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях
- проектные работы учащихся
- описание творческих работ учащихся
- показатели качества знаний учащихся за последние 3 года
- отчеты по срезам знаний
- рейтинг учеников
- Просмотреть: Документация учителя-дефектолога
- Учителя-дефектологи
- На чем основывается дефектолог в своей работе
- Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
История праздника
Первые специалисты лечили только некоторые отклонения в речи. И только в конце XIX века, благодаря разработке новых способов понимания, анализа и передачи речи, логопедия вышла на новый уровень. Эти методы стали использовать в своей деятельности А. Мелвилл Белл и А. Грэхем Белл (отец и сын).
Период с 1945 по 1965 гг. был ознаменован разработкой новейших подходов в терапии, которые позволяли лечить психологические факторы, лежащие в основе расстройства речи.
С каждым годом научные представления о речевой деятельности совершенствовались, и в результате общество получило современную логопедию, которая основывается на педагогическом содержании. Благодаря психологии, физиологии, языкознанию, а также основам дефектологии, речь стала рассматриваться как системное образование, которое и влияет на психическое развитие.
Учитывая весомую роль логопедов в жизни пациентов, и был создан этот международный профессиональный праздник. Его цель – информирование человечества о существовании науки о нарушениях речи и способах их устранения посредством специального обучения.
Документация
Организационно-методическая работа учителя-дефектолога заключается в планировании содержания деятельности по всем направлениям работы: диагностическому, коррекционному, консультативно-просветительскому и т.д., а также тщательном оформлении и систематическом ведении документации.
Перечень документации учителя-дефектолога.
-
Карты обследования учащихся (протокол обследования; дефектологическое представление на учащегося; лист наблюдений за учащимся, отражающий этапы и результат коррекционной работы, динамику занятий.).
-
График работы учителя-дефектолога
Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.
Учитель-дефектолог образовательного учреждения, независимо от ведомственной подчиненности, на ставку заработной платы выплачивается за 20 часов педагогической (учебной) работы в неделю. Методическая работа учителя-дефектолога (подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, повышение квалификации, самообразование, посещение семинаров, оформление документации и пр.) проводится в остальное время – 16 часов.
График работы составляется исходя из учебной нагрузки специалиста.
Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю (1 рабочая ставка), которые направлены на:
-проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);
-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
-консультативную работу с педагогами и родителями;
-участие и подготовку ПМПконсилиумов, методических объединений, педсоветов.
-
Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором школы
Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 – 40 минут. Периодичность занятий не менее 2- 3 раз в неделю.
-
Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом.
Списочный состав (наполняемость группы) детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа учителем-дефектологом, должна составлять не менее 20 человек на ставку рабочего времени.
Зачисление осуществляется при комплексной диагностике и изучения ребенка в индивидуальной и групповой деятельности в начале учебного года, или при поступлении вновь прибывшего ученика. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05 – 25.05. ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.
В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм.
-
Список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям.
-
Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению).
-
Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.
-
Журнал посещаемости занятий.
-
Журнал консультаций.
В журнале отмечаются индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов. В этот журнал вносятся консультации педагогов по поводу их профессиональной деятельности (общение с детьми, управление классным коллективом, успеваемость и пр.)
-
Должностная инструкция.
-
Годовой отчет учителя-дефектолога.
Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
-
Паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).
-
Портфолио профессиональных достижений учителя-дефектолога
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.
Портфолио – индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:
Один из вариантов структуры портфолио.
1. Общие сведения:
-
фамилия, имя, отчество
-
образование
-
специальность
-
квалификация
-
стаж педагогической работы
-
занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем
-
нагрузка
2. Самообразование учителя:
-
тема самообразования и материалы по ней
-
курсы повышения квалификации
-
творческие работы на курсах повышения квалификации
-
участие в конференциях, круглых столах, семинарах
-
участие в экспериментальной работе
3. Достижения учителя
-
грамоты
-
благодарности
-
награды
-
звания
4. Методическая работа:
-
участие в методическом объединении учебного заведения, города
-
учебные программы (государственные, авторские)
-
программы итоговых и промежуточных аттестаций
-
планы уроков
-
анализ уроков
-
контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные учителем
-
методические разработки
-
обучающие программы, презентации к урокам
-
мультимедийные разработки педагога
5. Распространение передового опыта
-
открытые уроки
-
выступления на семинарах, конференциях
-
материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах
-
публикации
6. Достижения учеников
-
результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях
-
проектные работы учащихся
-
описание творческих работ учащихся
-
показатели качества знаний учащихся за последние 3 года
-
отчеты по срезам знаний
-
рейтинг учеников
Просмотреть: Документация учителя-дефектолога
Учителя-дефектологи
дети с ОВЗ. К категории детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время относят детей, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
Таким образом, речь идет о широком диапазоне учащихся, у одних из которых проблема в развитии может быть решена одним специалистом, например, учителем-логопедом, у других, для ее решения требуется помощь ряда специалистов, при этом важным фактором являются специальные условия обучения и пролонгированные сроки коррекционной работы.
Группа риска детей, имеющих предрасположенность к возникновению трудностей в обучении в школе.
На чем основывается дефектолог в своей работе
Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно‑педагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что, в первую очередь, предполагает обеспечение взаимодействия участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Данный подход предусматривает также реализацию комплекса мер, обеспечивающих эффективное проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно‑педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами. Коррекционно-педагогическое сопровождение также необходимо и тем учащимся классов компенсирующего обучения, которые не нуждаются в систематических занятиях дефектолога.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1. Сенсомоторное развитие
- развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движений;
- развитие межполушарного взаимодействия.
Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).
2. Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).
3. Развитие мнемических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв).
4. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия
- развитие слухомоторной координации;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации
Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу; выстукивание ритмической структур по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти.
5. Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.
Средства: дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: » как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание).
6. Формирование навыка письма
Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.
7. Формирование навыка чтения
Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).
8. Формирование вычислительных навыков и навыков решения задач
Формирование понятия числа, числовой последовательности, вычислительных навыков, навыка решения задач разного типа, понятия о геометрических формах, построениях
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.