Декларативная норма

2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.

Особенность норм КП:

1) большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

2) как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

3) нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

4) нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

5) применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм КП:

1) нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

2) нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

3) учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

4) дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

5) нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

6) нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

7) нормы — исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Для общественных отношений вообще и для правоотношений в частности характерно наличие как минимум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности.

Субъектами конституционно-правовых отношений выступают:

а) народ (проведение референдумов, выборов в высшие органы федерации, органы субъектов);

б) российское федеративное государство;

в) субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономная область, автономные округа;

г) административно-территориальные единицы — районы, города, районы в городах, городские и муниципальные округа, префектуры, поселки, села;

д) государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;

е) органы местного самоуправления;

ж) Президент Российской Федерации — глава российского государства;

з) главы субъектов Российской Федерации;

и) общественные объединения граждан — партии, общественные организации, движения, комитеты и т. д ;

к) депутаты представительных органов государственной власти;

л) комиссии и комитеты органов законодательной власти;

м) общие собрания граждан, сельские сходы;

н) избирательные комиссии;

о) граждане Российской Федерации;

п) иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами.

В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События — это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимают юридические факты, которые происходят по воле людей.

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

1. Государственная территория. В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной территории России.

2. Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

3. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20); достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

4. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.

Подписание Президентом РФ указа, несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.

Предыдущая

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виде – нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

— общеобязательность;

— установление государством;

— обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

— защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности.

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.

3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, — в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.

5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний.

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.

6. По степени обязательности специфика конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры.

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности.

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.

Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

— регулятивные – учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

— охранительные – устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:

— общие;

— дефинитивные;

— нормы-принципы;

— нормы-цели;

— нормы-гарантии;

— коллизионные;

— оперативные;

Общие нормы — фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности – ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы – вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание – парламенте РФ – является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы – направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы – указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы – направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

— управомочивающие –наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

— обязывающие – принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

— запрещающие — нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

— императивные – когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

— диспозитивные – как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся:

— материальные – регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

— процессуальные – определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

— постоянные – не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

— временные – нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

— исключительные – действуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

— в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;

— на территории отдельных субъектов – региональные;

— на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы – декларации – которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ – норма-декларация – РФ- Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения – направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» — равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы. Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

Декларативный это

В разделе Прочие юридические вопросы на вопрос юристы!объясните, что значит права зачастую носят декларативный характер заданный автором Невропатолог лучший ответ это право должно быть гарантированно, т. е. подкреплено механизмом его реализации и механизмом контроля за соблюдением этого права, если этих механизмов нет, то право декларативно. Если закрепить в КРФ такую норму: «каждый имеет право поселиться на луне» и больше ничего в данном направлении не сделать — получится настоящая декларативность — «прокукарекал — а там хоть вообще не рассветай». К сожалению в раиссе такие права составляют большинство. Но не следует слепо относить декларативность к злу, декларативность нужна — это механизм, когда определенные правовые принципы закрепляются в законодательстве, так сказать, «на вырост» — они будут действовать тогда, когда общество и государство в своем развитии достигнет определенной стадии, на которой сложатся все необходимые условия для реализации этого принципа. Т. е. декларативность — это цель, к которой надо стремиться.
Самый удачный пример декларативности как цели — это норма КРФ — «Россия — это правовое и социальное государство» — может быть когда -нибудь им станем.

Учредительные нормы

Смотреть что такое «Учредительные нормы» в других словарях:

  • УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА — юридические документы,которые наряду с законодательством являются правовой основой деятельности юридических лиц, их участия в гражданском обороте. У.д.ю.л. необходимая предпосылка их возникновения. В качестве У.д.ю.л. могут выступать устав,… … Энциклопедия юриста

  • Глава 9. Нормы права — Глава 9 НОРМЫ ПРАВА Нормы праваСтруктура правовой нормыГипотезаДиспозицияСанкцияВиды норм права … Элементарные начала общей теории права

  • Отправные нормы — исходные нормы, отличающиеся высоким уровнем нормативности, особой структурой (отсутствие санкции, гипотезы), способами выражения и др. В результате развития правовой культуры появилась необходимость и возможность юридического признания… … Элементарные начала общей теории права

  • Виды норм права — группы правовых норм, отличающиеся предметом, методом, способом регулирования, объемом нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие поступков и действий людей, выступающих… … Элементарные начала общей теории права

  • Право Европейского союза — Это статья о праве Европейского союза. О Европейском праве в широком смысле см. статью Европейское право. Право Европейского союза (англ. European Union law, фр. Droit de l Union européenne) система правовых норм, регулирующая процесс… … Википедия

  • ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ — в соответствии со ст. 94 ГК обществом с дополнительной ответственностью (далее ОДО) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого … Юридический словарь современного гражданского права

  • Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

  • ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО — сложный правовой феномен, являющийся результатом совместного правотворчества и международного сотрудничества европейских государств; имеет несколько значений. Исторически Е.п. представляет собой общее право континентальной Европы (лат. jus… … Энциклопедия юриста

  • Право международных организаций — отрасль современного международного права, нормы которой определяют статус международных организаций, регулируют вопросы их создания и деятельности. С момента возникновения первых международных организаций стали возникать нормы, которые… … Википедия

  • Прибыль — (Profit) Прибыль это превышение всех доходов фирмы над её затратами Расчет прибыли предприятия с учетом доходов и расходов, формула налогооблагаемой прибыли и распределение чистой прибыли Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *