Содержание
Порядок обращения с жалобами на прокурора
При обнаружении ущемления своих прав — гражданин должен обратится именно к вышестоящему начальству, но не писать сразу в Генпрокуратуру. Если в наивысшей инстанции будет обнаружено, что жалоба не была рассмотрена нижестоящими органами — она будет отправлена именно к ним. Поэтому порядок обращения с жалобой должен быть следующим: районный прокурор – городской прокурор – областной прокурор – Генпрокурор.
Жалобы, которые направлены в адрес прокурора по вине определенных его действий, имеют ряд отличительных черт по сравнению с жалобами на действия следователя. Жаловаться на прокурора можно в двух случаях:
- если прокурор не осуществляет надлежащего контроля за ведением расследования и работой следственных органов;
- если распоряжения и предписания прокурора не взяты во внимание или не выполнены следственными органами.
Если вышеперечисленные события имеют место при ведении расследования — это является основанием для обращения с жалобой к вышестоящему прокурору. По первому моменту жалобу подать достаточно просто. Ведь методика работы у нескольких людей, пусть и занятых в одном деле, — разная, и проконтролировать каждый шаг следователя прокурор просто не в силах. Поэтому обвиняемой стороне стоит лишь постоянно обращать внимание вышестоящих органов на конкретные моменты. После нескольких подряд жалоб, надзирающий прокурор не сможет не вмешаться в процесс. Итогом может быть просто усиление давления на прокурора либо же вовсе отстранение его от дела.
В ведении расследования многое зависит от прокурора и его характера. Если следователь понимает, что мягкость прокурора позволяет ему вести расследование по-своему — он воспользуется такой возможностью. Однако и сам прокурор, ведя многочисленные дела, физически не в состоянии проконтролировать исполнение абсолютно всех своих указаний. Поэтому следователь не будет прямо идти против указаний и распоряжений прокурора. Он может молча их оставлять без внимания, всегда держа их в голове, чтобы при необходимости пойти на хитрость и сделать вид исполнительности. Подобное игнорирование указаний является веской причиной для подачи жалобы на прокурора, который не интересуется исполнительностью следователя. Однако, если написать жалобу на действия прокурора — она может попасть в руки этого же прокурора. Поэтому уже в шапке необходимо указать, что обращение идет к вышестоящему прокурору. А в тексте самой жалобы следует в уважительной форме, с учетом занятости прокурора в других делах конкретно изложить в чем именно нарушаются права гражданина. Также желательно привести доказательства своих слов. В такой жалобе должна читаться просьба к компетентным органам обратить свое внимание и оценить действия следователя и прокурора, ведущих дело гражданина, права которого нарушены. Чтобы вопрос был принят к рассмотрению, а виновные были наказаны — таких жалоб, возможно, потребуется несколько.
Действия вышестоящей инстанции при получении жалобы
Обращения граждан с жалобами на действия прокурора не имеет ограничений и являются бесплатной процедурой.
Жалоба может быть написана от имени одного гражданина и от имени целого коллектива. От органов прокуратуры ожидается, что они проведут проверку на предмет актуальности жалобы и назначит ответственного за решение всех вопросов, связанных с определенным неправомерным действием со стороны правоохранительных органов, если таковые имели место.
Если вышестоящий орган рассмотрел жалобу и направил ее другому органу — гражданина, подавшего обращение, уведомляют о переадресации его жалобы. Обычно, если жалоба подается не впервые, либо объект жалобы уже не первый раз фигурирует в подобном процессе — вышестоящее руководство со всей серьезностью относится к очередному обращению граждан. В зависимости от сути жалобы или их количеству организовывается проверка с целью доказать или опровергнуть нарушение. Это делается в целях защиты общественных интересов, прав отдельно взятых граждан или коллективов, избежание репрессий против групп населения или лиц, подлежащих особой социальной защите. Если речь идет об определенных группах населения — часто отличительной их чертой являются религиозные взгляды либо принадлежность к малочисленной народности.
Если речь одет о гражданине, задержанном или арестованном, то на рассмотрение жалобы вышестоящему прокурору отводится не более трёх дней, по истечении которых он должен известить гражданина о принятом решении на основании рассмотренного дела. Если в удовлетворении жалобы отказано — должностное лицо обязано уведомить гражданина о причинах отказа и обосновать свою позицию.
Если жалоба поступила от лица, которое не взято под стражу — на рассмотрение сути вопроса отводится период в один месяц.
Нарушения при рассмотрении жалобы
В случае, когда должностное лицо, которому было подано обращение виновной стороны, не рассматривает жалобу в отведенное время либо не предоставило внятный и обоснованный ответ, или по мнению гражданина, подавшего жалобу, проверка законности либо правомерности определенных действий при ведении дела прокурором была проведена не качественно — следует оформить соответствующее обращение в более высокую инстанцию. Помимо этого сторона, считающая себя ущемленной в правах, имеет право подать в суд и обжаловать решение, принятое прокуратурой по вопросу ее жалобы.
Теперь дело остается за решением судебной инстанции, которая проверяет обоснованность определенных действий или же бездействий следственных органов, выполняющих свою работу под надзором прокурора. При этом следует помнить, что лица, которые получили повестку в суд, но по определенным причинам не явились на заседание, где решается вопрос касательно жалобы, не могут служить препятствием для ведения судебного процесса. В основном подобные судебные заседания ведутся в открытом режиме.
При рассмотрении жалобы в судебном порядке — судья может основываясь на предоставленных фактах и доказательствах вынести одно из следующих постановлений:
- решения, постановления, действия либо бездействие прокурора признается неправомерным или противозаконным. Он получает обязательство провести работу по устранению нарушения или его последствий;
- жалоба гражданина либо коллектива не удовлетворяется и все решения либо действия прокурора остаются в силе.
Рекомендации по оформлению жалобы
Ниже приводятся ряд официальных и рекомендуемых требований, которые следует учитывать при составлении жалобы на действия прокурора. Среди прочего это:
- сравнительно небольшой объем текста. Жалоба должна быть написана по существу и без лишних эмоций, что может соответствовать двухстраничному документу;
- в тексте жалобы желательно наличие факта одного нарушения со стороны органов прокуратуры. Такой принцип позволяет обращаться с более чем одной жалобой на одного и того же прокурора по нескольким нарушениям. Также вышестоящий прокурор сможет ясно определить суть нарушения и быстрее среагирует на жалобу;
- жалоба должна содержать факты и доказательства, без лирики и эмоций. Текст должен прямо передавать суть нарушения, а не впечатления пострадавшей стороны или собственную характеристику должностного лица;
- желательно привести ссылки на определенные статьи действующего законодательства и требовать того, на что вправе рассчитывать все граждане государства. Стоит помнить, что прокурор не станет делать то, что не находится в его компетенции или за что он может быть обвинен, как лицо превышающее свои полномочия;
- необходимо дать понять, что гражданин требует соблюдение закона, но не в коем случае не ищет лазейку, чтобы избежать заслуженного наказания.
Если одна жалоба по конкретному нарушению не дала положительного результата — гражданин вправе обратится к более высокому по рангу прокурору, пока не дойдет до Генпрокуратуры.
Данная процедура способствует добросовестному отношению государственных служащих к своим прямым обязанностям. Каждый служащий в правоохранительных органах должен следить за недопущением халатности в своей работе при ведении дела, расследования или при надзоре за исполнением его указаний следователем. Все подобные дела касаются жизни отдельных людей и требуют тщательного подхода. Таким образом законодательство Российской Федерации предоставляет один из видов социальной защиты населения страны и законного утверждения действий государственных служащих.
Работа прокурора с обращениями граждан
Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры, в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы прокуратуры поступило почти 4 млн. обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. — 1 281 074, в 2001 г. — 1 418 344).
Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав и свобод, торжества добра над злом.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.
Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:
- о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
- о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях, совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
- об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;
- об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений.
Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в частности:
- о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения предварительного следствия по уголовным делам;
- о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к устранению нарушений законов;
- о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по жалобам и обращениям;
- о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в быту) и иная информация.
Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и упущений в работе.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане совершенствования деятельности прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса.
Генеральный прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организует и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к лица, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению.
Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.
В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан.
На них возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях.
В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое решение.
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 75 дней, если иной срок не предусмотрен законом.
Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.
Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также обращения, взятые на особый контроль.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению.
О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
После этого заявление или жалоба считаются разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774 обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. — соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя.
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.