Давность по административным правонарушениям

Содержание

Ответственность и наказание в административном праве

Ответственность рассматривается как принудительная обязанность поступать так, как предписано действующими законами, либо воздержаться от определённых действий в интересах общества и сохранения установленного общественного порядка.

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

В отдельных случаях административные санкции могут быть сведены к порицанию (КоАП ст.2.9). К административной ответственности может быть привлечён любой гражданин от 16 лет (КоАП ст.2.3).

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

Дважды за одно правонарушение привлечь к административной ответственности невозможно (КоАП ст.4.1 п.5).

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Срок исковой давности по административным правонарушениям

КоАП стт.4.5, 31.9

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Срок давности по штрафам с камер видеонаблюдения ничем не отличается от традиционных штрафов.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Административное правонарушение и его краткая характеристика

Абсолютно каждый взрослый человек ежедневно вступает во множество форм правоотношений. И из этих форм абсолютное большинство принадлежит именно к административной группе. Именно эта отрасль права регулирует отношения, возникающие, так или иначе, между гражданином и представителем государственной власти. Отличительной особенностью этой отрасли права является возможность привлечения к ответственности юридического лица, в отличие от более жесткого уголовного права, где субъектом преступления может стать только физическое лицо.

Многие нормы имеют своих «дублеров» в уголовном законодательстве. Но различия их существенны:

  • административное правонарушение не несет общественной опасности;
  • такое правонарушение имеет, как правило, небольшой вред.
  • административное правонарушение в обязательном порядке имеет одну из сторон в лице государства.

Самый первый признак позволяет четко разграничить сферу уголовного и административного дела. Именно наличие общественной опасности позволяет относить норму к тому или иному виду законодательства.

Особенности административной ответственности

Как было сказано выше, субъектом административного правонарушения может являться юридическое лицо. Это значит, что и к ответственности оно также может быть привлечено. Таким образом, нужно выделить основные признаки: ответственности подлежит дееспособное лицо, достигшее возраста 16-ти лет. Дела, как правило, рассматриваются должностным лицом государственного органа, имеющего на это полномочия. Отдельные нормы административного законодательства подлежат рассмотрению Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Это связано, в первую очередь, с реализацией социальной политике по защите несовершеннолетних в нашей стране.

Исковая давность: общая характеристика

Чтобы начать разбирать конкретные сроки, стоит понять терминологию, используемую в административном праве и иных отраслях. Под исковой давностью в общем смысле понимается определенный промежуток времени, в рамках которого может происходить защита конкретных нарушенных прав.

Отличительной особенностью является императивность срока: это значит, что срок не подлежит какому-либо изменению лицами, например, в договоре. Он определяется только законодательным правовым актом. В каждой отрасли права существует 2 вида сроков: общий – характерный для большинства норм, и специальный. В этой отрасли права срок исковой давности по правонарушениям начинает свой отсчет с момента совершения нарушения.

Наличие такого правового института в законодательстве Российской федерации обладает стимулирующей функцией для «пострадавших» лиц. Своевременное обращение в государственный орган дает больше шансов на справедливое решение. И еще пару слов о юридической терминологии.

Многие путают сущность таких понятий, как протокол и постановление, срок исковой давности и давность привлечение к ответственности. Так вот относительно административного права грамотнее будет сказано именно «срок привлечение/ или давность привлечение к административной ответственности».

Срок привлечения к ответственности за административное правонарушение

В каждой отрасли права есть свой основополагающий законодательный документ, на основе которого проводится квалификация случившегося деяния и наступает ответственность. Помимо этого, такой документ содержит основы, базовые принципы законодательства в этой области. В административном праве таким «фундаментом» является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно – КоАП).

Именно в Кодексе закрепляется и те сроки, в течение которых физическое или юридическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершенное правонарушение. Еще раз необходимо напомнить, что начало любого такого срока начинается с момента совершения правонарушения. Сроки закреплены в статье 4.5 Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрит эти сроки.

  1. Итоговое постановление нельзя вынести после 2 месяцев с момента совершения административного правонарушения – если дело рассматривается без обращения в суд, если дело рассматривается судьей – по истечении 3 месяцев. Этот срок относится к нарушениям в таких сферах, как нарушение законодательства нашей страны в сфере экспортного контроля, в сфере охраны внутренних вод, а также континентального шельфа и территориальных вод, в сфере охраны окружающей среды и нарушения в сфере исключительной экономической зоны, в сфере энергосбережения, в сфере авторского права и охраны здоровья населения (санитарно-эпидемиологические нормы), в сфере избирательного права и проведения выборов, в сфере нарушения законодательства об азартных играх, в сфере противодействия терроризму, в сфере нарушения правил техники безопасности и т. д.
  2. За правонарушения, в результате которых мерой наказания служит дисквалификация, срок привлечения юридического или физического лица составляет 1 год. Этот срок вступает в свою силу в день совершения административного правонарушения. Если же лицо совершает длящееся правонарушение, то в этом моменте 1 год начинает течь со дня обнаружения такого нарушения.
  3. Срок давности для административного правонарушения, связанного с использованием запрещенных субстанций спортивными медиками или иными лицами, участвующими в спортивном процессе, начинается с момента получения результатов антидопинговой комиссией и заключения об этом препарате.
  4. Если суд отказывается возбуждать уголовное дело и на это есть официальная бумага, но есть наличие признаков административного правонарушения, то общий срок начинается с момента совершения такого правонарушения. Для приостановления уголовного дела и возвращении его в административное разбирательство правило такое же.
  5. Если лицо, в отношении которого осуществляется административное разбирательство, подает ходатайство о том, чтобы перенести рассмотрение дела по месту его жительства и в случае удовлетворения этого ходатайства срок привлечения его к ответственности приостанавливается на момент передачи материалов дела и возобновляется с момента их получения государственным органом по месту жительства нарушителя.
  6. Если же административное правонарушение было совершено в Антарктиде, то срок исковой давности в этом случае будет отсчитываться только с того момента, когда материалы поступят в компетентный орган или должностному лицу, которое вправе составлять административные протоколы.
  7. За совершение таких административных правонарушений, как «Ограничение конкуренции органами власти», «Нарушение определенных процедур в сфере строительства» и т. д. срок будет считаться начатым только с того момента, как в силу вступят распоряжения и решения органа, который следит за исполнением антимонопольным законодательством и устанавливает факт нарушения этого законодательства.

Необходимо сказать пару слов и о восстановлении сроков. Их можно восстановить только при наличии серьезной причины, которая обязательно должна быть документально подтверждена. Это может быть болезнь, командировка или что-то еще. В этом случае подается ходатайство либо в суд, либо высшему должностному лицу.

Обжаловать административное постановление также можно в пределах определенного срока. Он составляет 10 календарных дней. Стоит отметить, что обжалованию подлежит только постановление, но никак не сам протокол.

Таким образом, важно запомнить, что общий срок привлечение к административной ответственности физического или юридического лица составляет 2 месяца (для должностных лиц) и 3 месяца (для рассмотрения в суде). Начинает свой отсчет он с момента совершения такого правонарушения, а если оно является длящимся, то со дня его точного обнаружения.

  • Артём Александрович Кравец

>Срок давности по административным правонарушениям

09 Ноя Срок давности по административным правонарушениям

Дата публикации: 2014-11-09
Рубрика: Административное право Владимир Чикин

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает сроки давности, с наступлением которых привлечение к административной ответственности становиться невозможным.

Данная статья актуальна на 03 июня 2017 года

Согласно п. б ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Последний случай встречается чаще: рассмотрение дела об административном правонарушении затягивается и в конечном итоге это может привести к вынесению постановления о прекращении производства по делу со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если такое постановление по истечении срока давности не принимается, а напротив, лицо привлекается к административной ответственности, имеется достаточное основание для отмены принятого акта как незаконного.

Срок давности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Важно учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения срока давности привлечения к административной ответственности. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Адвокат Владимир Чикин расскажет о перспективах вашего дела, подготовит документы и представит ваши интересы в суде. Пишите на advice@vvcl.ru или звоните по телефону + 7 499 390 76 96.

Для разных правонарушений срок давности отличается. Урегулирован данный вопрос в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Норма изложена путанно, объёмно и неудобочитаемо. Ниже мы приводим ее в упрощенном виде.

Срок давности по умолчанию: 2 месяца

Срок давности по делу, рассматриваемому судьей: 3 месяца

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 1: 1 год

За нарушение законодательства Российской Федерации:

  • об экспортном контроле,
  • о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации,
  • о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов,
  • патентного,
  • антимонопольного,
  • об охране окружающей среды,
  • об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
  • об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию,
  • о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ),
  • об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,
  • об использовании атомной энергии,
  • о налогах и сборах,
  • о защите прав потребителей,
  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
  • о государственном регулировании цен (тарифов),
  • о естественных монополиях,
  • об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,
  • о рекламе,
  • об электроэнергетике,
  • о теплоснабжении,
  • в сфере водоснабжения и водоотведения,
  • о газоснабжении,
  • о лотереях,
  • о физической культуре и спорте (в части, касающейся нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях),
  • о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, касающейся нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр),
  • о выборах и референдумах,
  • об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
  • об организации и о проведении азартных игр,
  • о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,
  • об акционерных обществах,
  • об обществах с ограниченной ответственностью,
  • о рынке ценных бумаг,
  • страхового законодательства,
  • о клиринговой деятельности,
  • об организованных торгах,
  • об инвестиционных фондах,
  • о негосударственных пенсионных фондах,
  • о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком,
  • за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства,
  • правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников),
  • процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.4 КоАП РФ),
  • порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента,
  • в сфере государственного оборонного заказа (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ),
  • о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 — 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ),
  • об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках,
  • об основах государственного регулирования торговой деятельности,
  • в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,
  • о пожарной безопасности,
  • о промышленной безопасности,
  • о безопасности гидротехнических сооружений,
  • о градостроительной деятельности,
  • о техническом регулировании,
  • о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,
  • о применении контрольно-кассовой техники,
  • об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
  • об исполнительном производстве,
  • об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации,
  • о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
  • за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения,
  • в части непредоставления или неполного предоставления демонстратором фильма, осуществляющим платный показ фильма в кинозале, информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах либо предоставления заведомо недостоверной информации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 2: 1 год

За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 3: 2 года

За нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле,

за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования,

за нарушение законодательства о бухгалтерском учете,

за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения,

за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.35.1, 6.1.1 КоАП РФ.

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 4: 3 года

За нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.64 — 5.68 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Срок давности за отдельные нарушения — исключение № 5: 6 лет

За нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 КоАП РФ),

за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Компанию нельзя привлечь к ответственности, если срок давности административного правонарушения прошел

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности по административным правонарушениям (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2). Существуют правила определения таких сроков. Постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому административным органом, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Если делом занимается суд, срок составляет три месяца.

В некоторых случаях срок давности по административным делам определяют особо

Есть особые сроки давности административного правонарушения, для отдельных сфер законодательства.

Срок давности административного нарушения

Сфера законодательства

1 год

Законодательство:

  • об экспортном контроле;
  • внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе;
  • исключительной экономической зоне РФ;
  • геодезии и картографии;
  • наименованиях географических объектов;
  • энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
  • охране здоровья граждан;
  • защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию;
  • безопасности дорожного движения (в части правонарушений по ст. 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП);
  • авторском праве и смежных правах;
  • товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров;
  • использовании атомной энергии;
  • налогах и сборах;
  • защите прав потребителей;
  • потребительском кредите (займе);
  • кредитных историях;
  • государственном регулировании цен (тарифов);
  • естественных монополиях;
  • основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
  • рекламе;
  • электроэнергетике;
  • теплоснабжении;
  • газоснабжении;
  • лотереях;
  • физической культуре и спорте (в части, которая касается нарушения требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях);
  • государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (в части, которая касается нарушения требований к организаторам азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах при заключении пари на официальные спортивные соревнования и проведении иных азартных игр);
  • выборах и референдумах;
  • участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • организации и проведении азартных игр;
  • противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • акционерных обществах;
  • обществах с ограниченной ответственностью;
  • рынке ценных бумаг;
  • клиринговой деятельности;
  • организованных торгах;
  • инвестиционных фондах;
  • негосударственных пенсионных фондах;
  • кредитной кооперации;
  • сельскохозяйственной кооперации;
  • микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях;
  • ломбардах;
  • противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • национальной платежной системе;
  • открытии счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов;
  • заключении договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) (в части правонарушений по ст. 15.39 КоАП);
  • контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части правонарушений по ст. 7.29–7.32, 7.32.5, ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП);
  • организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках;
  • основах государственного регулирования торговой деятельности, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • пожарной безопасности;
  • промышленной безопасности;
  • безопасности гидротехнических сооружений;
  • градостроительной деятельности;
  • техническом регулировании;
  • собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях;
  • применении контрольно-кассовой техники;
  • охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • исполнительном производстве;
  • иностранных инвестициях на территории РФ;
  • государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Патентное, антимонопольное, страховое законодательство

3. Законодательство в области:

  • охраны окружающей среды и природопользования;
  • санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • организации и проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • охраны собственности (в части правонарушений по ст. 7.3, 7.5 КоАП);
  • водоснабжения и водоотведения;
  • государственного оборонного заказа (в части правонарушений по ст. 7.32.1, ч. 1, 2 и 2.1 ст. 14.55, ст. 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, ч. 7.1 ст. 19.5, ч. 2 ст. 19.7.2 КоАП);
  • закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (в части правонарушений по ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП).

4. Трудовое законодательство, иммиграционные правила, правила пребывания (проживания) в России иностранных граждан и лиц без гражданства, правила привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

5. Нарушения процедуры обязательных торгов (в части правонарушений по ст. 7.32.4 КоАП) или порядка деятельности некоммерческой организации, которая выполняет функции иностранного агента.

6. Нарушения против порядка управления, если:

  • не предоставить, исказить или несвоевременно предоставить в антимонопольный орган по требованию информацию для расчета штрафа;
  • не представить, исказить или несвоевременно представить в таможенный орган статистические формы учета перемещения товаров;
  • не предоставить, предоставить ложную или не полную информацию в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. Субъект ответственности – демонстратор, который платно показывает фильмы в кинозале.

2 года

7. Таможенное законодательство Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательство России о таможенном деле.

8. Бюджетное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

9. Правонарушения по статьям 5.35.1 и 6.1.1 КоАП (побои и неуплата алиментов).

10. Валютное законодательство и акты органов валютного регулирования.

11. Законодательство о бухгалтерском учете.

3 года

12. Законодательство:

  • о политических партиях (в части правонарушений по ст. 5.64–5.68 КоАП);
  • несостоятельности (банкротстве).

6 лет

13. Законодательство:

  • о противодействии терроризму (в части правонарушения по ст. 15.27.1 КоАП);
  • противодействии коррупции.

Перед тем как опротестовывать постановление, убедитесь, что по административному сроку давности истек период привлечения к ответственности. Тогда удастся отменить взыскание.

Суд отменил постановление, так как истек срок давности за административное правонарушение

Суд отменил постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности за продажу табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от границ территории дошкольного учреждения, поскольку установил, что срок исковой давности административного правонарушения на момент вынесения спорного постановления истек. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Управление) установило, что индивидуальный предприниматель в своем торговом отделе продавал табачные изделия на расстоянии менее 100 метров от границ территории муниципального дошкольного учреждения. Управление постановлением привлекло предпринимателя к ответственности по статье 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Суд удовлетворил заявление предпринимателя, поскольку установил, что правонарушение было выявлено 20 декабря 2010 года, следовательно, последним днем окончания срока давности для привлечения к ответственности являлось 20 февраля 2011 года, а постановление было вынесено 1 марта 2011 года (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2011 г. по делу № А05-2315/2011, определением ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № ВАС-10199/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Срок давности административного правонарушения: с какого момента его исчисляют

В зависимости от конкретного состава, срок привлечения административным органом к ответственности за нарушение считают:

  • с момента незаконного действия (бездействия);
  • с момента обнаружения административным органом факта незаконного действия (бездействия)

Если правонарушение длящееся, срок срок давности административного нарушения исчисляют со дня обнаружения

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Так, суд отменил постановление из-за неверного определения срока давности для административного правонарушения. Он признал незаконным привлечение общества за нарушение условий лицензии, поскольку установил, что срок истек, а правонарушение являлось длящимся.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области (далее – Департамент) в ходе контрольных мероприятий обнаружил, что ООО «О.» (далее – Общество) добывало песок в нарушение условий лицензии на пользование недрами. Департамент вынес в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Суд требование Общества удовлетворил, поскольку установил истечение срока давности привлечения его к ответственности. Суд указал, что административное правонарушение, совершенное Обществом, являлось длящимся. Департамент обнаружил его 21 сентября 2010 года, а привлек Общество к ответственности 29 ноября 2010 года, то есть за пределами двухмесячного срока (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 июня 2011 г. по делу № А13-12887/2010).

Если правонарушение не длящееся, срок давности административной наказуемости исчисляют с момента совершения действия

В качестве длящегося не может быть признано правонарушение, которое не было выполнено к конкретному сроку (абз. 3 п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Суд признал незаконным и отменил постановление о привлечении общества к административной ответственности за непредоставление информации, поскольку установил, что административный орган пропустил срок давности привлечения к ответственности

В ходе осуществления надзорных мероприятий региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – РО ФСФР) обратилось к ООО «Р.» (далее – Общество) с требованием предоставить информацию, необходимую для осуществления государственного страхового надзора со сроком исполнения в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса. Общество предоставило ответ РО ФСФР с нарушением указанного срока. В связи с нарушением Обществом срока ответа на запрос РО ФСФР вынесло в отношении Общества постановление о привлечении его к ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – Постановление).

Общество не согласилось с Постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суд требование Общества удовлетворил, поскольку срок давности по административным правонарушениям завершися. Суд указал, что административные правонарушения, которые выражаются в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут рассматриваться в качестве длящихся. Последним днем предоставления информации по запросу РО ФСФР являлось 8 июня 2012 года, поэтому двухмесячный срок привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 9 июня 2012 года, а полный текст Постановления был изготовлен 10 августа 2012 года, то есть за пределами двухмесячного срока (постановление ФАС Московского округа от 9 августа 2013 г. по делу № А40-113611/12-153-1159).

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

Истечение срока давности по КоАП РФ: новое в практике или единичный случай?

С 2008 г. я занимаюсь административным производством (со стороны различных административных органов), и все это время и мне, и судам было очевидно: если правонарушение совершено (обнаружено), к примеру, 10.07, то двухмесячный срок давности истекает 10.09 и — самое важно — эта дата является последним днем срока давности, когда еще можно вынести постановление.

Но этой весной все изменилось, и наш АС вдруг начал считать по-другому: теперь если правонарушение совершено (обнаружено) 10.07, то срок истекает 09.09 и выносить постановление после этой даты нельзя.

При этом суд не утруждает себя мотивировками, а просто ссылается на кассационное определение коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.04.2017 № 305-АД16-16921.

А в этом определении сказано вот что (прошу прощения за обширную цитату):

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ (действующей с 07.12.2011) сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.

В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов дела, вменяемое правонарушение было совершено предприятием 13.02.2016 – момент поступления спорного почтового 6 отправления с нарушением предусмотренного Нормативами срока в ОПС адресата.

Указанное обстоятельство установлено как в оспариваемом постановлении Тверского РОСП, так и судами при рассмотрении настоящего дела.

Соответственно, течение двухмесячного срока, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для вынесения постановления по делу об административном правонарушении, начинается с 13.02.2016 – со дня совершения административного правонарушения, а заканчивается 12.04.2016 – в дату, определенную с учетом части 2 статьи 4.8 КоАП РФ и примечания к указанной статье, соответствующую истечению двухмесячного срока.

Таким образом, привлечение предприятия к административной ответственности после 12.04.2016 является недопустимым.

Аналогичная позиция исчисления сроков давности привлечения к ответственности изложена в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», согласно которой сроки давности привлечения к уголовной ответственности оканчиваются по истечении последнего дня последнего года соответствующего периода (например, если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то срок давности в данном случае начинает течь 12 августа 2010 года, последний день срока давности – 11 августа 2012 года, по истечении которого, т.е. с 00 часов 00 минут 12 августа 2012 года, привлечение к уголовной ответственности недопустимо). При этом не имеет значения, приходится ли окончание сроков давности на рабочий, выходной или праздничный день.

Учитывая изложенное, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения предприятия к ответственности истек к моменту вынесения Тверским РОСП оспариваемого постановления от 13.04.2016 о привлечении к административной ответственности.

Изложу по порядку, почему я с такой позицией не согласен.

Во-первых, если я ничего не путаю, кассационное определение судебной коллегии ВС РФ — это отнюдь не тот судебный акт, которым надлежит руководствоваться другим судам.

Во-вторых, коллегия при рассмотрении дела об административном правонарушении сослалась на постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2013 № 19 по уголовным делам. (Что уже само по себе… ммм… удивительно.) При этом, на мой взгляд, коллегия в судорожных поисках зацепки по аналогии не учла, что в УК РФ отсутствует норма об определении момента истечения срока, что, возможно, и побудило Пленум к такому разъяснению. Напротив, в КоАП РФ такая норма имеется (ч. 2 ст. 4.8), что исключает необходимость руководствоваться какими-либо аналогиями. И эта норма вполне понятно гласит (на примере двухмесячного срока):

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

В-третьих, возможно, осознавая зыбкость опоры на «уголовку», коллегия сослалась на примечание к ст. 4.8 КоАП РФ:

Положения настоящей статьи не применяются, если другими статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.

И далее торжественно нашла эту «другую» статью: ч. 1 ст. 4.5 КоАП рФ. Которая говорит, что срок давности исчисляется со дня совершения правонарушения.

Так ведь с этим никто и не спорит! Вопрос не в том, когда с какого дня срок начинает исчисляться, а когда он заканчивается! И ответ на этот вопрос лежит не пленуме по «уголовке» и не в УК РФ, а нашем родном КоАП РФ.

В-четвертых, КоАП РФ действует с 2002 г., а постановление Пленума ВС РФ, на которое в апреле 2017 г. сослалась коллегия, действует — с 2013 г. Выходит, что суды 15 лет (или 4 года, смотря откуда считать) выносили и выносят заведомо неправосудные решения ввиду неправильно определения срока давности, а какие-то трое судей из коллегии по экономическим спорам вдруг достали с дальней полки пленум по «уголовке» и внезапно прозрели? Но вот их коллеги так не считают и как выносили до апреля 2017-го, так и выносят совершенно противоположные решения.

Вот, например, постановление ВС РФ от 09.10.2014 № 305-АД14-61(1):

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в предписании № 12-ЮБ-13/50480-прд от 27 ноября 2012 г. Федеральной службы по финансовым рынкам срок его исполнения был установлен до 27 декабря 2012 г.

Следовательно 27 декабря 2012 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 28 декабря 2012 г. – днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу двухмесячный срок давности привлечения ООО «Росгосстрах» к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 28 декабря 2012 г. и истек 28 февраля 2013 г.

Таким образом, 28 февраля 2013 г. постановление о назначении ООО «Росгосстрах» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Или постановление ВС РФ от 07.03.2018 № 8-АД18-2 (заметьте, позже рассматриваемого определения):

Из материалов дела усматривается, что в предписании от 14 апреля 2016 г. № 6/1/1 срок его исполнения установлен до 1 ноября 2016 г.

Следовательно, 31 октября 2016 г. являлся последним днем исполнения предписания, а 1 ноября 2016 г. — днем совершения правонарушения.

При таких обстоятельствах по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 ноября 2016 г. и истек 1 февраля 2017 г.

Таким образом, 1 февраля 2017 г. постановление о назначении обществу административного наказания вынесено мировым судьей с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Смею заверить вас, что таких постановлений и за 2016-й, и за 2017-й, и за 2018-й года уйма.
Как видно, судьи из административной коллегии ВС РФ то ли не знают об открытии их коллег, то ли просто предпочитают судить по старинке, но надежно, то есть по КоАП РФ, а не по УК РФ.

Но! Я вполне допускаю, что могу где-то ошибаться или вовсе чего-то не знать. Может, я страшно заблуждаюсь.
Буду весьма благодарен за ваши соображения по проблеме.

Правовое регулирование сроков давности по административным делам

Основным законодательным актом, который регулирует понятие сроков давности и их применение по отношению к административным правонарушениям, является непосредственно КоАП РФ. В частности, вопросы применения сроков давности в административном делопроизводстве рассматриваются конкретно положениями ст. 4.5 КоАП РФ. Данная статья раскрывает исчерпывающий общий порядок применения сроков давности к административным правонарушениям, а также даёт полный перечень ситуаций, в которых может применяться особый порядок рассмотрения дел и исчисления сроков давности по таковым.

Обратите внимание

Понятие сроков давности, а также практика их применения в административном делопроизводстве является куда более простым и часто используемым в сравнении с уголовными делами. Обеспечивается это отсутствием общественной опасности в административных правонарушениях и, как следствие, меньшим размером возможных наказаний в большинстве случаев.

В целом, согласно положениям вышеупомянутой статьи КоАП, сроки давности по делам, касающимся административных правонарушений в общих случаях составляет два месяца с момента совершения такового наказуемого деяния. В случае же, если вопрос о наличии состава административного правонарушения должен быть разрешён непосредственно судьёй – то срок давности исчисляется тремя месяцами с момента совершения проступка.

Важный факт

Следует различать понятие сроков давности, которые применяются к правонарушению, за которое ещё не было назначено наказание со сроком действия административного наказания.

Срок действия административного наказания

Различия между административным наказанием и сроком давности по административным правонарушениям является крайне важным в некоторых ситуациях. В частности, учитывая тот факт, что совершение повторного административного нарушения в период действия наказания является отягчающим обстоятельством и может влечь за собой более тяжелые последствия и санкции, накладываемые по решению суда. Кроме этого, существует и ряд других нюансов, которые вызывают определённые ограничения на время действия административного наказания.

Порядок длительности административного наказания рассматривается положениями ст. 4.6 КоАП РФ, каковая предусматривает его в едином формате. А именно – длительность административного наказания составляет год со дня составления постановления о применении административного наказания. По прошествии такового года административное наказание снимается и лицо не может подвергаться никаким возможным ограничениям по причине несения им административной ответственности в прошлом. То есть – считается полностью не подвергавшимся административной ответственности.

Обратите внимание

Если в качестве административного наказания был выбран арест, максимальная длительность какового по административным правонарушениям может составлять лишь 30 суток, общая длительность наказания всё равно составляет год.

Исключения из общеустановленных сроков давности

Возможность применения сроков давности увеличенного размера по отношению к отдельным видам административных правонарушений прямо предусматривается положениями ст. 4.5 КоАП РФ. При этом перечень возможных ситуаций, в которых применяется увеличенная длительность ответственности, крайне широк. В целом, в общих случаях исключений, рассматриваемых частью первой вышеупомянутой статьи, срок давности по означенным административным правонарушениям составляет год с момента совершения проступка.

В качестве примера таковых исключений можно привести нарушения, касающиеся:

  • Географических, картографических и иных сходных ошибок или неправильных действий с соответствующими реестрами;
  • Иммиграционного законодательства;
  • Защиты прав потребителей;
  • Страхового законодательства;
  • Порядка проведения выборов и референдума;
  • Инвестиций и деятельности иных фондов и некоммерческих организаций;
  • Ряда коррупционных действий;
  • Реализации подакцизных товаров и иных четко означенных веществ;
  • Соблюдения нормативов безопасности;
  • Проведения массовых мероприятий и митингов.

Двухгодичный срок давности устанавливается для правонарушений, которые касаются ведения бухгалтерского учёта, бюджетных мероприятий, таможенных правоотношений и валютного регулирования. К проступкам, связанным с деятельностью и управлением политических партий предусматривается применение трёхлетнего норматива о сроках давности, а в делах, касающихся финансирования террористической деятельности или нарушения антикоррупционных нормативов, применяются сроки давности размером в шесть лет с момента исполнения правонарушения.

Обратите внимание

Порядок расчета сроков давности для длящихся административных проступков является иным, чем для длящихся уголовных преступлений. Вне зависимости от того, было ли завершено течение длящегося проступка, либо он продолжает иметь место, сроки давности высчитываются с момента начала совершения такового правонарушения.

Приостановление порядка течения и исчисления сроков давности по административным правонарушениям также не зависит от того, скрывается ли подозреваемое в совершении такового правонарушения лицо от правосудия, или нет. И допускается исключительно в единственном случае. Таковым случаем является перенос места рассмотрения дела относительно правонарушения по ходатайству подозреваемого в нём лица для рассмотрения по его месту жительства. В иных ситуациях никакие иные факторы не могут служить основанием для прекращения исчисления сроков давности.

Отдельные нормативы по исчислению сроков давности и дополнительные ограничения, касающиеся момента начала их исчисления, затрагивают вопросы правонарушений, совершённых на территории Антарктики, применения допинга участниками спортивных соревнований, а также некоторых других вопросов, касающихся государственных оборонных заказов.

В целом же, как уже оговаривалось выше, по большинству правонарушений административного характера применяются двухмесячные сроки давности, по истечении которых лицо не может быть привлечено к ответственности. Тем не менее, следует помнить, что применение сроков давности возможно, как по инициативе ведущего делопроизводство органа, так и по ходатайству самого подозреваемого в свершении административного проступка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *