Содержание
- (Ространснадзор, транспортная инспекция)
- Какие нарушения находит Транспортная инспекция в ходе рейдов?
- Что проверяет транспортная инспекция
- Что проверяет Транспортная инспекция
- Плановая (внеплановая) проверка Ространснадзора
- Какие документы проверяет УГАДН?
- Кому нужен путевой лист?
- Предрейсовый тех- и медосмотр с 2017 года обязательны
- УГАДН проверяет журнал учета техосмотра ТС
- Каким должен быть журнал предрейсовых медосмотров
- Кто имеет право проводить предрейсовые осмотры?
- Договор на проведение предрейсовых медосмотров
- Решения суда по предрейсовым осмотрам
(Ространснадзор, транспортная инспекция)
Что проверяет УГАДН (Ространснадзор, транспортная инспекция) при организации обеспечения БДД у юридических лиц и ИП?
При проверке организации безопасности дорожного движения юридическими лицами и ИП, инспекцией устанавливается:
- Наличие специалистов, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших аттестацию на право занятия соответствующей должности
- Наличие организационной работы по обеспечению безопасности дорожного движения
- Организация медицинского контроля водительского состава
- Обеспечение организационно-технических условий для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей
- Обеспечение профессиональной надежности водительского состава
- Прохождение АТС государственного технического осмотра
- Обеспечение эксплуатации АТС в технически исправном состоянии
- Обеспечение организационно-технических условий для поддержания в исправном техническом состоянии АТС, выпускаемых на линию
- Выполнение экологических требований при эксплуатации транспорта
- Наличие журнала учета мероприятий по контролю
Какие документы необходимы для проверки УГАДН (Ространснадзором) по организации БДД на предприятии?
Как указывалось выше, о проведении проверки обеспечения БДД высылается Уведомление, направленное начальником территориального УГАДН. В нем должны быть указаны время и место проверки, цели и задачи ее проведения, исполнитель и его контактный телефон, а главное — перечень документов, которые необходимо предоставить проверяющему. Как правило, это стандартный перечень для проверки обеспечения БДД:
- Уставные документы
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
- Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц
- Документы о назначении генерального директора
- Штатное расписание
- Документы, подтверждающие возложение обязанностей за обеспечение безопасности дорожного движения на конкретных должностных лиц
- Документы, содержащие сведения о квалификации сотрудников, чьи должности связаны с обеспечением безопасности дорожного движения, с эксплуатацией автотранспорта и организацией перевозок
- Справка о наличии автотранспортных средств находящихся в эксплуатации (на балансе, в аренде, в лизинге и т.п.), с указанием типа, марки АТС, года выпуска АТС, государственного регистрационного знака, показаний одометра на момент проверки
- Документы о наличии территории для стоянки автотранспортных средств
- В случае осуществления деятельности по перевозке опасных грузов — документация по подвижному составу и работникам, задействованных в процессе перевозки ОГ
- Документация по организационным мероприятиям, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий
- Документация по учету путевых листов
- Отработанные путевые листы за текущий месяц и два предшествующих проверке месяца
- Товарно-транспортные накладные — выборочно по каждому типу перевозимого груза
- Документы, подтверждающие организацию и учет проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
- Документы, подтверждающие организацию и проведение ТО и ремонта автотранспортных средств
- Список водителей с указанием даты их приема на работу
- Медицинские справки водителей
- Документы по работе с водительским составом (занятия, инструктажи, семинары и т.п.)
- Имеющиеся данные о нарушениях водителями ПДД
- Документация по учету работы водительского состава за текущий месяц и два предшествующих проверке месяца
- Документы, подтверждающие обязательное страхование гражданской ответственности
- Документы , подтверждающие оснащение автотранспортных средств навигационными системами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также тахографами
- Другие документы по организации работы водительского состава и автотранспорта, относящиеся к предмету проверки
Какие нормативные документы по БДД нужны при проверке УГАДН?
Законодательство вменяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим транспорт, обеспечивать безопасность дорожного движения. Это достаточно широкий круг мероприятий по обеспечению БДД, который заключается в ведении документов по БДД. Нормативные документы фиксируют соблюдение требований закона в сфере транспорта.
Полный перечень нормативных документов, входящих в комплект по обеспечению БДД:
Должностные инструкции по Безопасности Дорожного Движения (БДД)
- Должностная инструкция лица ответственного за безопасность дорожного движения (БДД)
- Должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС
- Должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов
- Должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем
- Должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем
- Должностная инструкция водителя, управляющего автобусом
Журналы по БДД
- Журнал учета проверок органами контроля
- Журнал учета ДТП владельцами транспортных средств
- Журнал учета нарушений Правил дорожного движения
- Журнал регистрации вводного инструктажа
- Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте
- Журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа)
- Журнал учета медицинского осмотра водителей
- Журнал учета движения путевых листов
- Журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии
Инструкции по БДД
- Инструкция по охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)
- Инструкция водителя по мерам безопасности при вождении автопоездов
- Инструкция по охране труда для водителя автомобиля
- Инструкция оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии
- Инструкция по охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации
- Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров из салона автобуса при дорожно-транспортных происшествиях
- Инструкция. Движение автомобиля и стоянка в темное время суток
- Инструкция по охране труда для водителя автобуса
- Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов
- Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте
- Инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах
- Перечень инструкций по охране труда для водителей
- Инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения в темное время суток, туман, снегопад, гололёд
- Инструкция по мерам безопасности при преодолении спусков и подъемов
- Инструкция для водителя по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта
- Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей
- Инструкция водителя об особенностях работы в весенне-летний период
- Инструкция по безопасности на паромах, баржах, платформах
- Инструкция водителя об особенностях работы в осенне-зимний период
Планы, графики, программы по БДД
- Порядок выпуска автомобилей на линию
- План мероприятий по предупреждению ДТП
- Программа стажировки водителей
- Программа проведения вводного инструктажа по охране труда
- Программа проведения первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте водителя
- Учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями (20ч)
- План-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей
- График рабочего времени на месяц
- Личная карточка водителя
- План-график технического обслуживания транспортных средств
Приказы по БДД
- Приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Акт проверки
- Приказ о назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения
- Приказ об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Образец. Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП
- Приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. АКТ служебного расследования ДТП. Образец
- Приказ о назначении водителя-наставника
- Приказ о прохождении стажировки водителем с листом стажировки
- Приказ о допуске к самостоятельной работе водителя, с Актом закрепления
- Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения для водителей и лиц, управляющими служебным транспортом, с Положением
- Приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения, с Протоколом
- Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей, с Положением
Путевые листы автомобилей
Какие нарушения находит Транспортная инспекция в ходе рейдов?
«Съезд в кювет утром бодрит лучше кофе. Спасибо, что без жертв», — с такими словами «благодарности» на своей странице в социальной сети обратилась к фирме-перевозчику пассажирка международного регулярного рейса Минск — Бобруйск — Мозырь — Киев — Одесса.
На борту — 47 человек, почти половина — дети. 4:30 утра. В кювете у деревни Светачовка под Оршей лежит на боку автобус, более 50 пассажиров которого ехали из Киева в Таллин. Часть из них госпитализировали, но серьезных травм, как и в первом случае, никто не получил.
Похожи эти аварии не только маршрутом и счастливым случаем в виду отсутствия жертв, но и наиболее вероятной причиной инцидентов: водитель заснул за рулем.
Восемь часов утра, диспетчерская станция «Дружная» Минска. На остановках, между автобусами стоят группки людей — чемоданы и рюкзаки выдают в них будущих путешественников. Кто-то топчется в ожидании своего рейса к морю, а некоторые уже грузят вещи в огромные туристические автобусы. Даже среди этой суеты легко заметить героев материала: форменные кепки, салатовые жилеты со световозвращающими лентами и надписью «Транспортная инспекция». Экипаж состоит из двух ведущих специалистов управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области. Владимир Мартиневский на службе в учреждении уже 10 лет. Про своего коллегу Вячеслава Саржицкого шутит, что тот работал в инспекции еще до ее появления. Но, как известно, в любой шутке только часть шутки: Вячеслав Михайлович был сотрудником «Интеравтотранса», который позже превратился в Транспортную инспекцию.
Сегодня специалисты вышли на контроль режима труда и отдыха водителей международных автомобильных пассажирских перевозок. Транспортная инспекция имеет право на территории Беларуси проводить проверку любых транспортных средств, осуществляющих международные пассажирские или грузовые рейсы.
— Мы проверяем в основном транспорт, который возвращается из путешествия. Контроль осуществляется на основе данных тахографов — цифровых или аналоговых. Водитель обязан дать показания этого прибора и письмо подтверждения деятельности за 28 + один день, в котором указано, сколько он отдыхал. Карточка с цифрового тахографа вставляется в компьютер, и считывается вся необходимая информация. Разумеется, работать с ними гораздо проще, но такие приборы имеют только новые транспортные средства. Большинство водителей пользуется аналоговыми и предъявляет тахограммы, из-за их формы названные «шайбами», — говорит Владимир Мартиневский. — Чтобы не усложнять работу перевозчикам и не было жалоб от пассажиров отбывающих автобусов мы проводим их только визуальный осмотр. Убеждаемся, что нет разбитого лобового стекла, износа протекторов, разного рисунка протектора колес одной оси.
Пока разговариваем с Владимиром Мартиневским, его коллега проверяет автобус, который приехал из Украины. По словам транспортников, большинство туристических рейсов из Беларуси отправляется теперь в направлении Затоки, Одессы.
— У этого водителя — нарушение. С 31 июля по 2 августа он не переводил тахограф в режим отдыха. Получилось, что мужчина находился на рабочем месте двое суток, — объясняет Вячеслав Саржицкий.
Если на рейсе работает экипаж из двух человек (а таких на международных пассажирских перевозках большинство), за 30 часов отдых должен быть не менее девяти часов. Через каждые четыре с половиной часа у водителя обязательный перерыв — 45 минут. После шести периодов управления по 24 часа он не может обойтись без суточного отдыха.
Обнаружив нарушение, специалист выписывает штраф. Водитель не противоречит: «Провинился — заплачу!» Пока украинец ищет ближайший банк, продолжаем разговор.
— Нарушение режима труда и отдыха — самая распространенная ошибка водителей международных рейсов. При согласии виновника штраф начинается от пяти базовых величин (122 рубля 50 копеек). Для граждан Беларуси мы выписываем постановление, и штраф можно оплатить в течение месяца.
В связи с частыми ДТП Транспортная инспекция приняла решение о проведении проверок автобусов, которые перевозят туристические группы граждан Республики Беларусь на отдых. Мониторинг организован в пунктах пропуска через государственную границу, а также в местах прибытия автобусов после высадки пассажиров. Почти за месяц проверено 643 автобуса, из них 545 принадлежат белорусским перевозчикам и 98 — иностранным. Выявлено 130 фактов нарушения водителями режима труда и отдыха. В том числе филиалом Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области проверено 125 автобусов. Определено около 40 фактов нарушения водителями режима труда и отдыха. Контрольные мероприятия продолжаются.
Ведущий специалист Владимир Мартиневский осматривает автобус, который направляется в путешествие. Водитель волнуется: «Нет времени! Все в порядке! Три дня на «отстое» стоял».
— «Отстой» на сленге водителей — это отдых, — объясняет сотрудник Транспортной инспекции.
— А бывают случаи, когда сами пассажиры жалуются на водителей?
— Обычно наоборот, защищают, так как хотят быстрее доехать на отдых. А когда назад возвращаются, во время путешествия уже могут и друзьями стать, поэтому жалоб от них нет.
Станция «Дружная» выбрана пунктом контроля как самое популярное место отбытия и возвращения международных автобусных маршрутов (что раздражает водителей городского коммунального транспорта). Последнее время конечной остановкой это место является для небольшого количества рейсов: о присутствии здесь транспортников водители сообщают друг другу с помощью радиостанций. Пассажиров начинают высаживать на пути: возле метро, торговых центров.
— Но и эти остановки мы знаем. Можем оперативно изменить место проверки, — уверяют сотрудники Транспортной инспекции. — За восьмичасовую смену проверяем от 10 до 15 автобусов. Когда начинали на этом пункте работать, было больше.
Водитель-международник, который работает на пассажирских рейсах, должен иметь удостоверение категории Д со стажем на автобусе М2 (количество пассажиров свыше восьми и общей массой до пяти тонн) два года, М3 (количество пассажиров свыше восьми и общей массой свыше пяти тонн) три года и документ об окончании курсов для таких специалистов.
На стоянке замечаю водителя туристического автобуса, который медленно ходит по площадке, спрашиваю:
— Как относитесь к коллегам, которые нарушают режим?
— На дороге бывает всякое, но главное — понимать, что ты отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров.
— Попадаетесь на нарушениях?
— Если бы попадался, то детей бы не перевозил.
— Эти автобусы принадлежат детскому центру отдыха, — подсказывает мне ведущий специалист Транспортной инспекции.
Интересуюсь, что сотрудники ведомства думают о причинах резонансных аварий?
— Подробностей не знаем, поэтому трудно конкретное что-то сказать. Четыре-пять часов утра — очень сложное для водителей время. Они нередко засыпают. Ночью мы рекомендуем меняться каждые три часа. Человеческий фактор. Видимо, ехал, хотел дотянуть до конца смены, но…
Прибывает еще один автобус. Водитель по просьбе приносит уже известные «шайбы» аналогового тахографа.
— На приборе есть несколько граф, на которых указан период управления и скорость. Транспорт останавливается — прибор может автоматически перейти в режим отдыха, или нужно его перевести вручную. Если один член экипажа управляет транспортным средством, второй находится в пассивном режиме — на «шайбе» это указано «конвертом». Когда водитель заправляется, проходит границу, он должен переставить тахограф в режим «молоточков» — активной работы. Есть пассивная, активная работа. Все эти позиции на тахограммах отображаются, — объясняет принцип работы прибора Владимир Мартиневский.
Тахографами должны быть оборудованы все транспортные средства, осуществляющие международные грузовые (массой свыше 3,5 тонны) и автобусные пассажирские перевозки. Согласно нашему законодательству внутренние рейсы могут не пользоваться такими приборами.
Контроль автотранспорта — только одно из направлений работы Транспортной инспекции. Ведомство осуществляет контроль весогабаритного, железнодорожного транспорта, авиационной безопасности, контроль за платными дорогами и выдачу карточек цифрового тахографа водителям и предприятиям.
Специалисты утверждают: «Наша задача —работать на предупреждение, а не на наказание нарушителей. Нам важно, чтобы они осознали свою вину».
Система проверки и штрафов разработана не для того, чтобы водитель заплатил деньги. Главное, чтобы он осознал свою ошибку и следующий раз не рисковал ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров.
Мария ДАДАЛКО
Фото автора
Что проверяет транспортная инспекция
ФСНТ контролирует выполнение транспортными организациями лицензионных требований и норм безопасности при перевозках пассажиров и опасных грузов различными видами ТС, а также организацию работы по изготовлению и эксплуатации летной и иной техники. В сферу контроля этого ведомства входят железная дорога, воздушные и водные суда, а также автомобильный транспорт.
Скачать документы из статьи
План проверок Ространснадзора на 2019 годXLS файл Таблица штрафовDOC файл Проверочные листы ФСНТ ZIP файл
В полномочия УГАДН входит осуществление надзорных мероприятий за соблюдением лицензионных требований на автотранспорте, использованием систем ГЛОНАСС/GPS, наличием утвержденных маршрутов и правильной эксплуатацией тахографического оборудования. Полномочия УГАДН закреплены в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398.
Полномочия Горжелдорнадзора распространяются, помимо перевозок опасных грузов и пассажиров, также на обеспечение исправности подвижного состава и пожарной безопасности на железной дороге.
Перечни нормативных актов, соблюдение которых будет проверено ФСНТ, указаны в приказах Ространснадзора от 18.10.2016 № СС-1097фс и от 18.10.2016 № СС-1096фс. Цель и предмет надзорных мероприятий должны быть описаны в решении (распоряжении) о проверке.
Где и как размещать дорожные знаки на территории организации
Теперь следует устанавливать на предприятии только те знаки дорожного движения, которые соответствуют межгосударственным и национальным стандартам. Читайте в журнале «Справочник специалиста по охране труда», как оборудовать территорию, чтобы она соответствовала всем требованиям и была безопасной для водителей и сотрудников.
Выездные проверки Ространснадзора 2019
Выездные проверки могут проводиться как в плановом, так и во внеплановом формате. Если выездная проверка проводится вне плана, то может не сопровождаться обязательным уведомлением проверяемой организации в том случае, если на ее территории или в подразделениях присутствует угроза жизни или здоровью людей. Также не требуется уведомление, если инспектор собирается проверить фактическое состояние дел по выданному ранее предписанию, соответствуют ли проведенные мероприятия указанным в отчете об исполнении. Если все мероприятия не будут выполнены, инспектор имеет право приостановить деятельность организации, а суд вправе дисквалифицировать руководителя и других должностных лиц.
Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru
Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:
Плановая проверка Ространснадзора
Ространснадзор вправе проводить плановый надзор за организациями, осуществляющими свою деятельность в области транспорта. Данные о деятельности организаций содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Проверка проводится через три года со дня государственной регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Еще одним основанием является трехлетний срок после проведения последних плановых надзорных мероприятий.
Для целей планового контроля не имеет значения, проводились ли в отношении проверяемой организации внеплановые надзорные мероприятия, и как давно это происходило.
Читайте в Системе «Охрана труда»
- Как выпускать на линию автотранспорт
Контроль по плану осуществляется двумя способами – в выездной или в документарной форме. При выездной форме надзорной деятельности инспекторы должны руководствоваться исключительно проверочными листами. Если при плановой проверке инспекторы выйдут за пределы проверочных листов, результаты их деятельности можно обжаловать. При этом не рекомендуется чинить препятствия проверяющим.
Скачайте проверочные листы Ространснадзора:
ГосавианадзорZIP файл ГосжелдорнадзорZIP файл ГосавтодорнадзорZIP файл ГосморречнадзорZIP файл Транспортная безопасностьZIP файл
Обжаловать можно как само надзорное мероприятие, так и вынесенное по его результатам постановление или предписание. В этом случае необходимо обратиться к вышестоящему руководителю проверяющих инспекторов.
Если же ФСТН выявила нарушения, и эксплуатирующая организация согласна с правильностью выводов инспекторов, такое поведение может положительным образом сказаться на итогах. Суд учтет деятельное раскаяние и может заменить штраф на предупреждение, если правонарушение будет посчитано малозначительным и не наносящим ущерб.
Откройте для себя возможности карьерного роста!
Пройдите обучение в Высшей школе охраны труда.Получите официальный диплом или удостоверение Получить диплом
Внеплановая проверка Ространснадзора
Внеплановый надзор ФСНТ может выполнять по ряду оснований. Такими поводами могут стать обращения граждан и организаций, а также контроль за выполнением мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих плановых или внеплановых проверок.
В силу п. 1 ст. 12 Закона № 294-ФЗ предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица сведения, состояние используемых транспортных средств, соответствие квалификации работников требованиям, а также принимаемые меры по исполнению обязательных требований и норм, установленных муниципальными правовыми актами.
Перечень проверяемых документов
Документарная проверка по проверочным листам не проводится. В уведомлении ФСТН укажет, какие конкретно документы необходимо предоставить.
Примерный перечень документации, которая может понадобиться:
После того, как инспектор получит полный пакет документов, он начнет их изучать. Если инспектор посчитает, что документов недостаточно или нужны дополнительные разъяснения, он сообщит об этом проверяемому лицу по телефону или по другим каналам связи. Если же в ходе документарной проверки инспектор не получит данных о фактическом состоянии дел, он будет инициировать проведение выездной проверки. Закон № 294-ФЗ не ограничивает периоды, за которые проверяющий орган потребует документы. Норма подпункта 3 ч. 1 ст. 15 этого Закона устанавливает лишь одно ограничение – запрашиваемые документы должны относиться к предмету проверки. В свою очередь, предмет проверки описывается в распоряжении или приказе о её проведении.
>Штрафы транспортной инспекции РФ
Что проверяет Транспортная инспекция
1. Соблюдать Правила БДД необходимо всем водителям, но основное бремя ответственности ложится на организации, эксплуатирующие автомобили, что и проверяет Транспортная инспекция. В законодательство постоянно (2017 год не стал исключением) вносятся изменения, поправки, появляются новые требования. Исполнить предписания и нормативные акты задача непростая.
2. В пакет, проверяемых УГАДН документов, входит более 50 наименований подотчетных материалов: приказы, распоряжения, журналы, договора, акты, лицензии, документы первичной отчетности, инструкции и др. Коснемся требований, которые предъявляются инспекцией:
• к оформлению путевых листов;
• к правилам обеспечения предрейсовых медосмотров;
• к техосмотру ТС;
• к необходимости лицензирования медицинской деятельности;
• к ведения журналов предрейсовых осмотров как ТС, так и водителей.
Организовать работу транспорта в соответствии с требованиями законодательства РФ – значит, оградить компанию от штрафов. К приходу проверяющих надо готовиться, знать на что они обращают особое внимание. Анализ судебной практики подскажет, чем стоит заниматься, а на чем можно сэкономить.
Кого проверяет транспортная инспекция?
Любая организация, даже имеющая на балансе только одно ТС, должна
отвечать требованиям законодательства РФ
отвечать требованиям законодательства РФ в соответствии с ФЗ №196 (10.12.1995 г.) «О Безопасности Дорожного Движения». Транспортная инспекция контролирует и проверяет работу:
3. Организаций, оказывающих транспортные услуги.
4. Юридических лиц, эксплуатирующих ТС.
5. Индивидуальных предпринимателей, использующих ТС для осуществления коммерческой деятельности.
Форма собственности (будь то аренда, субаренда или лизинг) не освобождает от исполнения норм закона. Не важно, занимается организация грузовыми или пассажирскими перевозками, оказывает транспортные услуги или использует ТС для доставки служащих к месту работы, либо автомобиль нужен для поездок сотрудников (должностных лиц) по служебным делам. Статья 20 ФЗ №196 касается всех.
Отдельных норм, при ином использовании автомобилей, нет. Можно считать это недостатком законодательства, но исполнять требования БДД необходимо, так как, автомобиль – это источник повышенной опасности. Когда транспорт числится на балансе, с его помощью компания получает прибыль, снижает налоги, списывает средства, то есть, ведется хозяйственная деятельность, которая и является объектом проверки.
Плановая (внеплановая) проверка Ространснадзора
Транспортная инспекция проводит как плановые проверки организаций по вопросам Безопасности Дорожного Движения, так и внеплановые.
Плановые мероприятия УГАДН проводит раз в три года. О дате проверки сообщается на государственных сайтах Ространснадзора, УГАДН и прокуратуры на региональном уровне. Списки обновляются каждый год. Руководитель, к указанной дате, должен подготовить ряд документов, которые требует Транспортная инспекция.
Для предприятий, деятельность которых лицензируется, плановая проверка, в 2 случаях, проводится через год:
• после получения лицензии;
• после переоформления (продления) лицензии.
Внеплановая проверка производится в исключительных случаях:
• по просьбе руководителей организации, после выполнения предписаний;
• при поступлении жалоб в УГАДН или прокуратуру;
• при частых ДТП или после аварии, где пострадали люди.
Вместе с транспортной инспекцией в проверке могут участвовать иные государственные контролирующие органы: представители прокуратуры, автоинспекции, Ростехнадзора, Трудовой инспекции и другие, в зависимости от рода деятельности предприятия.
Если УГАДН усомнится в достоверности исполнения предыдущего предписания, в организацию делается запрос о предоставлении дополнительных документов, список которых прилагается. На подготовку материала дают 10 дней.
Если обнаружат нарушения правил БДД, производится выездная проверка. Организацию оповещают за три дня до ее проведения. Цель контроля и список необходимых документов прилагается к уведомлению. Во всех случаях надзорные органы о своем визите предупреждают заранее.
Какие документы проверяет УГАДН?
Изучение документации осуществляют согласно правилам Федеральной Службы по надзору, в соответствии с Приказом Минтранса РФ №144 от 29 апреля 13 года. Транспортным организациям, юрлицам и ИП необходимо предоставить сведения по обеспечению БДД. УГАДН проверяет:
1. Чтобы водители, закрепленные за ТС, имели: допуск к управлению определенным видом транспорта; обязательные медицинские справки. Это не касается автомобилей, которые организация сдает в аренду без водителя.
1. Документы (приказ о назначении, св-во о прохождении обучения, диплом) на сотрудников, ответственных за БДД и техническое состояние транспорта. Им может быть водитель, если есть распоряжение руководства и документы, подтверждающие соответствующую квалификацию.
2. Пакет нормативно-правовых документов, журналы о проведении инструктажей водителей. Журналы учета нарушений БДД и ДТП.
3. Пакет технической документации и журнал механика, который тот ведет, выпуская транспорт на линию (в рейс).
4. Организацию предрейсовых (послерейсовых) медосмотров водителей в соответствии с требованиями Приказа Минздрава №835н: заключение договора с медучреждением, имеющим лицензию на оказание данного вида услуг; или собственную лицензию на проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров; журнал предрейсовых медосмотров, ведущийся в соответствии с рекомендациями Минздрава.
5. Путевые листы
Путевые листы
за последние три месяца, включающие все необходимые реквизиты: с отметкой контролера (механика) и штампом медика о прохождении предрейсового осмотра. Без этих атрибутов п/л считается не действительным. Журнал учета путевых листов.
Кроме этого может потребоваться ряд документов, которые не указаны, например, касающиеся страхования ТС и гражданской ответственности, соответствия транспорта экологическим нормам, сведения, обусловленные профильной деятельностью предприятия и др.
Кому нужен путевой лист?
Мнения по поводу необходимости всем иметь путевые листы расходятся. На обязанность, оформлять документ в соответствии с нормативными требованиями, смотрят неоднозначно. Судебная практика показывает, если ТС находится на балансе, списываются средства на содержание, автомобиль используют в нуждах предприятия, то п/л нужен обязательно.
ФЗ №152 и №259 обязывает транспортные организации, юрлиц, ИП, перевозящих грузы, пассажиров или багаж, обеспечить водителей путевыми листами, со всеми обязательными реквизитами, в т. ч. отметкой механика и штампом медика.
Расход горючего в организации списывается согласно ФЗ №402 (ст. 9; ч. 1) и НК ст. 252 п. 1, что подтверждается п/л и квитанциями на приобретение ГСМ.
Подделка (оформление задним числом, исправления) определяется инспекторами просто, сделка по таким п/л считается притворной. Документы первичной отчетности сохраняются (если проверки проводились) в течение 5 лет. Если проверок не было, срок может достигать 75 лет.
Предрейсовый тех- и медосмотр с 2017 года обязательны
В соответствии с поправками к Приказу Минтранса №152 от 09.08 г. с декабря 2017 года перед выпуском ТС на линию, его должен осмотреть механик. Водитель обязан пройти медицинское обследование в лицензированном медучреждении или на предприятии, если оно имеет право на проведение предрейсовых осмотров.
В УГАДН проверят документацию, подтверждающую соответствующую квалификацию как механика, так и медперсонала (прохождение обучения). А также договор с медицинской организацией, имеющей право оказывать подобные услуги. Согласно правилам по БДД в путевом листе обязательно:
• ставится отметка (штампик) механика: «Предрейсовый контроль технического состояния ТС пройден. Автомобиль технически исправен». Указывается дата, время, подпись и ФИО механика.
• ставится штамп медработника,
проводящего осмотр водителя
проводящего осмотр водителя, где указываются реквизиты медучреждения, номер лицензии (дата получения), контактные данные (номер телефона), запись: «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Дата, время, подпись и ФИО врача.
Без этих реквизитов путевой лист считается недействительным. Налоговые органы могут отказать в списании средств на ГСМ. Транспортная инспекция укажет, в первый раз, на нарушение закона ОБДД, второй – последует соответствующее наказание (штраф).
УГАДН проверяет журнал учета техосмотра ТС
С декабря 2017 г. введены обязательные реквизиты путевого листа для отметки механика, утверждена форма ведения журнала учета выпуска транспорта на линию. Предъявляются повышенные требования к сотруднику, ответственному за исправность автомобиля.
Транспортная инспекция проверяет распоряжения о назначении работника на должность контролера, соответствие положений, утвержденных Приказом №141 от апреля 2017 г.:
• ведение документации о техническом состоянии ТС;
• соответствие (квалификация) уровня подготовки контролера, занимаемой должности;
• штамп механика в п/л;
• соблюдение требований к форме ведения журнала;
• наличие в нем подписей водителей.
В обязанности механика входит контроль за исправностью приборов спутниковой навигации и связь с оператором, если такие атрибуты установлены в автомобиле. За выпуск транспорта на линию без отметки осмотра технического состояния ТС, предусмотрено административное наказание в виде штрафа.
Каким должен быть журнал предрейсовых медосмотров
Транспортная инспекция проверяет наличие (копию) и правильное ведение журнала предрейсового медосмотра водителей, который обязательно должен быть в кадровой структуре документооборота компании. В Приложении к приказу Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н (в 4 пункте) указана цель осмотров и обязанность компании, имеющей в штате водителей.
В 15 пункте этого Приложения и в Письме Минздрава №2510/9468-03-32, предписано:
1. Результаты обследования вносить в журнал.
2. Страницы бумажного варианта пронумеровать, прошнуровать, скрепить печатью организации.
3. В электронном виде оформлять с учетом закона о персональных данных, носитель должен иметь возможность распечатки документа, записи закреплять усиленной квалифицированной подписью.
В п. 14 Приложения №835н представлен список сведений, вносимых в журнал на бумажном носителе.
Электронная версия содержит меньше граф, например, отсутствуют подписи водителей.
В п. 19 этого Приложения приводится список сведений, которые указывает врач в справке (в направлении в клинику), если работник отстранен от обязанностей по состоянию здоровья.
Если при обследовании выявлен сотрудник в алкогольном опьянении действуют по алгоритму
Журнал (его копия) после проведенных медобследований должен храниться на предприятии, так как, предъявляется контролирующим органам для проверки.
Кто имеет право проводить предрейсовые осмотры?
Чтобы организовать проведение предрейсовых осмотров в рамках закона, существует три способа. Каждый имеет свои плюсы и минусы.
• Для организаций, с большим (более 100 ед.) парком ТС, подойдет вариант, когда в штате имеется собственный медработник, но кабинет должен быть лицензирован.
• Для организаций, с небольшим количеством транспорта – вариант, когда заключается договор с медучреждением.
• Если организация бюджетная, заключается контракт на предоставление услуг в рамках ФЗ №44 (от 5.04.13г.), который с учетом изменений, вступил в силу с января 2017 года.
Если медработник (с сертификатом), проводит предрейсовые осмотры на территории организации, которая не имеет лицензии, ссылаясь на ФЗ №323 (ст. 24; ч. 4), нарушает законодательство. Согласно с Приказом МЗ пункта 8; №835н проводить предрейсовый осмотр может только лицензируемая организация или медработник, деятельность которого осуществляется на основании лицензии.
Предрейсовые медосмотры относятся к лицензируемому виду деятельности (Постановление №291 от 16.04.12 г.), так как, проводится освидетельствование на предмет опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.).
Вывод:
Кроме лицензии у медучреждения у медработника должен быть сертификат специалиста и сертификат о повышении квалификации, в объеме 72 часов (Письмо МЗ №2510/9468-03-32 от 21.08.03), на право проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры. Письмо носит рекомендательный характер, поэтому не отменяет Приказ МЗ №308 от 14.07.03, где объем обучения указан в ускоренном варианте – 36 часов.
Если на предприятии, не имеющем лицензии, проводит предрейсовые осмотры медик с соответствующим сертификатом (без лицензии), транспортная инспекция посчитает это нарушением законодательства. Судьи смотрят на подобные разбирательства неоднозначно: пока встречаются решения оправдывающие подобную деятельность, но это противоречит законодательству. Как правило, судьи поддерживают иск Ространснадзора. Судя по последним делам, необходимо сотрудничать только с теми организациями, которые имеют лицензию.
Договор на проведение предрейсовых медосмотров
Договор на проведение предрейсовых осмотров заключается только с организациями (ИП), имеющими лицензию на оказание такого рода услуг. Согласно условиям соглашения медработник ведет журнал медосмотров водителей, закрепляя записи собственноручной либо электронной подписью.
В реквизитах указывается номер лицензии медицинского учреждения, дата получения (что дает право на данный вид деятельности), прописываются условия и т.д. Найти образцы готовых документов не трудно. В конце договора можно разместить Приложение №1.
Приложения к договору:
• акт приема-передачи услуг;
• счета по оплате услуг;
• а так же может быть отдельный акт о разногласии сторон и об урегулировании таковых.
Документы могут запросить не только в УГАДН, но и работники ГИБДД, при постановке ТС на учет.
Решения суда по предрейсовым осмотрам
Решение суда №1 Крым, г. Бахчисарай. Суд вынес решение по делу № 5-422/2017 о применении к ООО «Крым Автофортуна» административного наказания по ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа (30 тыс. р). В ходе прокурорской проверки было установлено, что занимаясь проведением предрейсовых осмотров, Общество не имело лицензии на данный вид медицинской деятельности. Нарушения ФЗ №99 ст. 12; п.46; 8; ч. 1 по лицензированию медицинской деятельности и по осуществлению медосмотров.
Решение суда№2 По делу №12-46/2017 (Дагестан) В ходе плановой проверки транспортной инспекцией было установлено, что занимаясь перевозкой детей на школьном автобусе, были нарушены требования по проведению предрейсовых (послерейсовых) медосмотров водителей. Их проводила медсестра, числящаяся в штате. Ни она, ни организация не имели лицензии на данный вид деятельности. Штраф предусмотренный по ч.2 ст.12.31.1 КоАП в 30 тыс. р. был отменен только в связи с истечением срока давности.
Решение суда №3 По делу №5-414/2017 (Феодосия) Входе плановой проверки Санатория для военных было установлено, что оснащение медкабинета для предрейсовых медосмотров не соответствовало требованиям МЗ. Назначено административное наказание в виде штрафа 100 тыс. р. по ч. 3; ст.19.20 КоАП.
Решение суда №4 Показательным можно считать дело №21-430/2017 (Забайкальский округ) Гостранснадзор составил протокол об административном нарушении учреждением культуры. ТС, принадлежащее этому заведению выпускалось на линию без контроля автомеханика, без предрейсового медицинского осмотра водителя. Учреждение судилось, надеясь вовсе избежать наказания.
Первоначальная сумма штрафа (100 тыс.) была уменьшена до 30, потом до 25 тыс., но ответчик на этом не остановился, рассчитывая, что дело можно вовсе прекратить. Последнее решение суда оказалось неожиданным. За совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1; 2; 3; 6 ст. 12.31.1 КоАП назначен штраф – 100 тыс. р.
Заключение: Прежде чем сделать какие-либо шаги, проконсультируйтесь,
прочтите судебные решения по предрейсовым осмотрам
как в вашем регионе к таким вопросам подходят судьи. Какова их позиция. Насколько щепетильны надзорные органы. Это поможет принять верное решение и сэкономить средства компании на штрафах. Так же не следует забывать и о проверках
налоговой инспекции
Плановая проверка проводится раз в три года в соответствии с ежегодным планом проверок. Ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов утверждается Начальником УГАДН и размещается на сайте Ространснадзора и прокуратуры. Внеплановая проверка проводится при поступлении жалоб и обращений из любых источников, указывающих на возникновение угрозы вреда жизни и здоровью граждан или при причинении вреда жизни и здоровью граждан, по распоряжению руководителя Ространснадзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ, на основании требований прокуратуры в связи с поступившими обращениями и материалами. Документальная проверка проводится по местонахождению территориального УГАДН, для проверки сведений, содержащихся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, с теми сведениями, которыми уже располагает Ространснадзор и УГАДН. Выездная проверка проводится непосредственно по фактическому месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Проверка может проводится совместно с другими органами государственного или муниципального надзора: ГИБДД, МЧС, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Росреестр, Государственная инспекция труда и т.д.
Проверка проводится с целью проведения государственного контроля (надзора), в отношении субъекта, осуществляющего коммерческую деятельность, связанную с эксплуатацией автотранспорта в соответствии с ежегодным планом проверок. Ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов утверждается Начальником УГАДН и согласуется с прокуратурой. План проверок Ространснадзора включается в общий план проверок прокуратуры и размещается на сайте Ространснадзора и прокуратуры.
Сведения о всех проводимых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносятся в «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля», который ведется и хранится в организации.
Задачами проверки является выявление и пресечение нарушений нормативных правовых и технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса организации. Проверяется соблюдение совокупности предъявляемых обязательных требований, выполнение транспортного и дорожного законодательства.
Правовые основания проведения проверки (выписка из распоряжения УГАДН):
- Указ президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
- Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Федеральный закон РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 «Положение о полномочиях должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
- Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 «Положение о федеральном государственном транспортном надзоре»
- Приказ ФСНТ от 01.02.2013 № АК-117фс «Об утверждении Положения о Центральном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»
- Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Правила учера дорожно-транспортных происшествий»
- Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
- Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»
- Постановление Правительства от 15.04.2011 №272 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом»
- Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 220_ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 20.03.17 № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
- Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
- Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
- Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
- Приказ Минтранса РФ от 21.08.2013 №273 «Порядок оснащения транспортных средств тахографами»
- Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Правила перевозки опасных грузов» (в случае осуществления данного вида деятельности)
- Приказ Минтранса РФ от 04.07.2011 № 179 «Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов» (в случае осуществления данного вида деятельности)
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
- Приказ Минтранса РФ от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий»
- Приказ Минтранса РФ от 09.07.2012 № 204 «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта»
- Приказ Минтранса России от 29.04.2013 № 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Мероприятия проводимые в процессе проверки:
- Рассмотрение документов проверяемого субъекта.
- Обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудований, транспортных средств.
- Оценка соответствия работников занимаемым должностям и их квалификация.
- Оценка деятельности сотрудников и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований, требований нормативно-правовых актов, лицензионных требований и условий.
- Оценка выполняемых работ и предоставляемых услуг.
Перечень проверяемых документов:
- Копии документов заверенные организацией: уставные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в единый государственные реестр юридических лиц, свидетельство о внесении организации в реестр субъектов малого предпринимательства.
- Документы о назначении генерального директора, штатное расписание.
- Приказы по предприятию, касающиеся организации перевозочного процесса.
- Документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, исполнительных руководителей и специалистов юридического лица.
- Документы, подтверждающие возложение обязанностей за обеспечение БДД на конкретных должностных лиц, приказы, должностные инструкции.
- Должностные инструкции исполнительных руководителей и специалистов связанных с обеспечением БДД.
- Аттестационные удостоверения должностных лиц ответственных за обеспечение БДД, исполнительных руководителей и специалистов проверяемого субъекта.
- Справку о наличии автотранспортных средств находящихся в эксплуатации (на балансе, в аренде, в лизинге и т.д.) с указанием типа, марки, года выпуска, государственного регистрационного знака, показаний одометра на момент проверки.
- Паспорта транспортных средств или договора аренды транспортных средств находящихся в эксплуатации.
- Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности.
- Документы определяющие назначение транспортных средств, одобрение типа транспортных средств.
- Документы о наличии территории для стоянки автотранспорта.
- Список водителей с указанием возраста и даты приема на работу.
- Трудовые договора с наёмными водителями и трудовые книжки.
- В случае выполнения пассажирских междугородних перевозок, перевозок опасных грузов, перевозок детей — документы, подтверждающие наличие трехлетнего непрерывного стажа работы к моменту допуска на эти перевозки.
- Медицинские справки на водителей.
- Итоговый протокол о проведении ежегодной квалификационной подготовки водительского состава предприятия.
- Сведения о прохождении стажировки водителей.
- Журналы инструктажей водительского состава и инструкции, по которым проводились инструктажи.
- За последний год: табели учета рабочего времени, месячные графики учета работы водителей на линии.
- Путевые листы, журналы учета путевых листов.
- Журналы учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
- Сведения о наличии медицинского работника за последний год с копией лицензии.
- За последний год: сведения об учёте пробегов автомобилей.
- Сведения об организации проведения технического обслуживания автомобилей, сервисные книжки или документы учета проведения ТО-1 и ТО-2, график проведения технического обслуживания.
- Журнал сверки ДТП и ПДД с органами ГИБДД за последний год.
- Материалы служебных расследований ДТП.
- Полис обязательного страхования пассажиров при выполнении перевозок пассажиров.
- Документы подтверждающие установку и калибровку тахографов.
- Карточки учёта режима труда и отдыха водителей в тахографах.
Дополнительно представляются документы:
- При выполнении регулярных пассажирских перевозок — договор на право осуществления перевозок, расписание движения, паспорта маршрутов, актов обследования дорожных условий на маршрутах, схемы опасных участков.
- При выполнении перевозок опасных грузов — свидетельство о допуске транспортных средств и другие документы согласно Правилам по перевозке ОГ и ДОПОГ, в некоторых случаях — специальное разрешение на перевозку опасных грузов.
- При выполнении заказных пассажирских перевозок — к каждому путевому листу приложить документ подтверждающий выполнение заказных перевозок, заказ-наряды, списки пассажиров, документы об оплате.
- При осуществлении международных перевозок — документы, подтверждающие проведение сервисным центром периодической инспекции контрольных устройств на соответствие требованиям ЕСТР, свидетельства о соответствии автотранспортных средств требованиям СПС (при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов), листы учета режима труда и отдыха водителей (тахограммы).
На момент проверки возможно что перечень документов может отличаться так как постоянно меняется законодательство. Также перечень документов может варьироваться в зависимости от региона проверки (субъекта РФ).