17 это допрос

Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля

СТ 280 УПК РФ

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу его права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

3. Педагог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

5. Перед допросом потерпевших и свидетелей, не достигших возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет им значение для уголовного дела полных и правдивых показаний. Об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний эти лица не предупреждаются и подписка у них не берется.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог, присутствовавший при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Комментарий к Статье 280 Уголовно-процессуального кодекса

1. В целях получения объективных показаний от несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля и создания необходимой психологической обстановки в ходе их допроса в судебном разбирательстве участвует педагог. Закон предусматривает его обязательное участие в допросе потерпевшего и свидетеля, не достигших шестнадцати лет. По усмотрению суда с учетом личностных особенностей потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет также может при их допросе присутствовать педагог. Если несовершеннолетние потерпевший и свидетель имеют какие-либо физические или психические недостатки, присутствие педагога обязательно во всех случаях. В качестве педагога может быть вызвано лицо, имеющее педагогическое образование.

2. Если в допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля участвует педагог, председательствующий обязан разъяснить ему права. Перечень этих прав законом не установлен. Представляется, что условно педагога можно по процессуальному положению приравнять к специалисту.

3. Педагогу следует объяснить цель его вызова в судебное заседание, разъяснить, что он имеет право с разрешения председательствующего задавать допрашиваемым несовершеннолетним вопросы, обращать внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с допросом несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, и т.п. О выполнении этого действия в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

4. Представляется, что педагог вправе задавать допрашиваемым лицам вопросы, имеющие отношение ко всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по конкретному уголовному делу, а также к условиям, в которых воспринимал события несовершеннолетний, оказавшийся очевидцем устанавливаемых судом событий.

5. В судебном разбирательстве в допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля могут принимать участие также их законные представители (см. комментарий к ст. 5). При допросе этих лиц, не достигших четырнадцати лет, присутствие законного представителя является обязательным. Во всех остальных случаях суд решает вопрос о его участии с учетом конкретных обстоятельств дела, личности допрашиваемого и мнения по этому вопросу участников судебного разбирательства. Законные представители вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому.

6. Потерпевшему и свидетелю, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, председательствующий разъясняет значение для правильного разрешения уголовного дела их полных и правдивых показаний. Они не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний, и подписка у них не берется. Несовершеннолетние потерпевший и свидетель в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет такую подписку дают после предупреждения их об этом председательствующим.

7. С учетом возрастных особенностей несовершеннолетних в целях обеспечения их прав допрос потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцатилетнего возраста, может быть проведен в отсутствие подсудимого. Это допускается как по инициативе самого суда, так и по ходатайству сторон. Об этом суд обязан вынести определение, а судья — постановление. Однако закон обязывает после возвращения подсудимого в зал судебного заседания сообщить ему существо показаний допрошенных в его отсутствие лиц. Ему также должна быть предоставлена возможность задавать им вопросы по поводу данных ими показаний.

8. В целях обеспечения прав несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, не достигших восемнадцатилетнего возраста, они после допроса с разрешения председательствующего могут покинуть зал судебного заседания. Желательно до этого председательствующему выяснить у участников судебного разбирательства, нет ли у них дополнительных вопросов к допрошенным лицам и каково их мнение о возможности для них в дальнейшем не присутствовать в суде. Поскольку участие педагога и законного представителя было необходимо лишь для допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля, они могут покинуть зал суда вместе с ними.

Достаточно часто в юридической практике приходиться осуществлять допрос несовершеннолетнего подозреваемого. Дознание этого типа имеет ряд особенностей и отличий в сравнение с допросом взрослого подозреваемого или свидетеля. Допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ регламентируется ст. 191 УПК. Статья содержит ряд рекомендаций и ограничений, которые должны быть соблюдены при дознании, если дело касается лиц, не достигших восемнадцати лет.

Характерные особенности допроса несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего по УПК РФ имеет свою специфику, и в первую очередь, она заключается в том, что у не совершеннолетнего меньший, чем у взрослых объем знаний и жизненного опыта. Он может неправильно понимать или истолковывать происходящие события, у детей низкая способность к сосредоточенному вниманию, они могут постоянно на что-то отвлекаться. Если речь идет о детях младшего возраста, то требуется отметить их внушаемость, они склонны реально воспринимать воображаемое, а также судить о ситуации на основании своих эмоций, не опираясь на реальные факты.

Согласно ст. 191 УПК РФ допрос несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля или обоняемого не может продолжаться больше двух часов без перерыва. В общей сложности, согласно ст.191 УПК РФ допрашивать подростка нельзя дольше 4 часов. Если продолжительность процедуры будет больше, адвокат вправе хлопотать о признания протокола недействительным.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводиться в присутствии адвоката, который по завершению дознания может ознакомиться с протоколом допроса и сделать замечания по поводу правильности его проведения. Следователь при этом, обязан внести замечания адвоката в протокол. Если допрашивается несовершеннолетний, на дознании должен обязательно присутствовать педагог или психолог. Подросток достаточно сложно переживает психологически процедуру допроса, и педагог должен проследить за тем, чтобы ребенок не боялся, не нервничал, и не получил эмоциональную травму.

При допросе подозреваемого, не достигшего совершеннолетия, важно побудить его к пониманию серьезности ситуации и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Следователь, вместе с психологом, должен создать условия, в которых подросток сможет успокоиться, не бояться разоблачения со стороны родителей, а также попытаться наладить с ним психологический контакт, вызвав у него доверие.

Присутствие родителей при беседе с обвиняемым, нежелательно, так как подросток начинает стыдиться своих действий, замыкается и вовсе отказывается говорить. В случае с дознания свидетеля с психическими или умственными отклонениями, родители все же могут быть допущены.

Последовательность действий

Следователь, перед тем как вызвать ребенка на беседу, должен собрать о нем хотя бы минимальный объем информации. Для этого, он может поговорить с его соседями, друзьями, учителями и родственниками. Составив психологический портрет малолетнего преступника или свидетеля, можно правильно подобрать тактику допроса и получить ответы на все нужные вопросы.

Согласно нормам УПК далее происходит вызов на допрос, извещают об этом, как правило, через законных родителей или опекунов, но если у следователя есть предположения, что родные причастны к совершению преступного деяния, он может выбрать другой способы вызова на дознание. К примеру, следователь может приехать в учебное заведение и поговорить с малолетним обвиняемым или потерпевшим там. Привод в следственную часть осуществляют редко, ведь в комнате дознания, подросток закрывается и, находясь в панике, вообще ничего не скажет. Соответственно, ни о каком психологическом контакте, речи быть не может.

Первая беседа очень важна, ведь ребенок пока не подготовлен взрослыми, то есть адвокат и мама с папой, пока не успели ему ничего внушить, и не научили говорить то, что нужно. Следствие, как правило, именно на основании первой беседы, способно выдвигать обвинения и делать выводы об остальных причастных к правонарушению. Перед началом, следует объяснить субъекту дознания, что его ждет за ложные показания.

Ни в коем случае, нельзя изначально подростка в чем-то обвинять, начинать беседу целесообразно с общих вопросов, к примеру, об условиях его жизни, учебе, круге интересов и его увлечениях. Подросток, ошибочно полагая, что эта информация как-то связана непосредственно с делом, будет охотно на них давать ответы, а потом и не опомниться, как так же активно начнет отвечать на вопросы, действительно важные для следствия. После выяснения необходимых данных, следователь может разъяснить подростку, в чем именно его подозревают, и дать ему возможность высказать свое мнение по поводу этого подозрения.

Все вопросы нужно выстраивать коротко и четко, чтобы в них не было двусмысленности, и подросток их понимал без разъяснения. В задаваемых вопросах не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать или натолкнуть на какой-то ответ. Если в ходе допроса несовершеннолетний решил во всем признаться и рассказать детали происшествия, следователь должен уделить должное внимание каждой мелочи. Все факты работник следствия должен детализировать в протоколе.

Особенность допроса несовершеннолетнего в том, что ребенок в желании быстрее уйти от беседы, может придумывать факты. Все данные полученные в ходе разговора, должны быть проверены, ведь если субъект действительно говорит правду, они помогут выяснить дополнительные сведения о правонарушении, к примеру, позволят найти орудие преступления, новых свидетелей или похищенное имущество.

После завершения допроса вся информация фиксируется, и протокол пришивают к делу, а допрашиваемого отпускают домой.

Тактические приемы в дознании подростков

Порядок действий следователя в большей степени координируется тактикой, которую он выбирает для допроса. Как правило, в дознании подростков работники правоохранительных органов используют элемент внезапности. Изначально процесс выглядит, как беседа, в которой следователь ничего не знает, и полностью доверяет обвиняемому. В какой-то момент, он демонстрирует хорошую осведомленность о событиях, и называет факт, который может быть известен только преступнику. Подросток не умеет, как взрослый, адекватно воспринимать подобную информацию, и если он виновен, то сразу начнет нервничать, путаться в показаниях или вовсе начнет оправдываться.

Уголовный Кодекс вмещает норму об алиби, которая служит веским доказательством не виновности. Если следователь будет задавать конкретные вопросы, которые содержат точные временные промежутки и события, подозреваемый может путаться, и это в последствии опровергнет ссылку защиты на алиби. Несовершеннолетние подозреваемые, в отличие от взрослых, не готовятся к допросу, и не способны обмануть следователя, запомнив несколько нужных конкретизирующих фактов.

В ходе допроса, очень важно установить роль взрослых в совершенном преступлении. Иногда, даже если ребенок сознается в совершении правонарушения, он может путаться в показаниях, следователь должен выяснить, почему это происходит. Некоторые данные могут быть известны ребенку не с места события, а из других источников. Очень важно объяснить подозреваемому несовершеннолетнему, последствия его действия для общественности, и ее отношения к подобным деяниям. Также нужно отметить в беседе, что сотрудничество со следствием позволит смягчить его вину и уменьшит положенный ему срок, что гарантирует конкретная статья за правонарушение им совершенное.

При допросе подростков действует статья Конституции 51, согласно которой, никто не обязан свидетельствовать против себя и своих родственников, поэтому, допрашиваемый может отказаться от дачи показаний на законных основаниях. Также в процессе дознания, несовершеннолетний может подавать жалобы на действия следователя и ходатайствовать об его отводе.

Статья 426 УПК РФ. Участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу

1. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

2. Законный представитель вправе:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

3. Следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным.

4. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

См. все связанные документы >>>

1. Законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) — это физическое или же юридическое лицо, допущенное к участию в уголовном процессе в указанном качестве специальным постановлением (определением) следователя (дознавателя и др.), суда (судьи).

2. В коммент. ст. говорится о законных представителях несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Между тем, исходя из содержания ч. 1 ст. 191 УПК, законный представитель может быть и у несовершеннолетнего свидетеля. Соответственно он может быть допущен к участию в уголовном процессе еще до наделения несовершеннолетнего статусом подозреваемого или обвиняемого. По этой же причине законные представители должны быть у несовершеннолетних, не достигших возраста, с момента наступления которого возможно привлечение лица к уголовной ответственности за совершение расследуемого в рамках уголовного дела общественно опасного деяния (преступления).

3. Согласно ч. 2 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» «уголовное преследование» или иначе «обвинительная деятельность» может осуществляться и в отношении свидетеля. Такого участника уголовного процесса, если он не достиг 18-летнего возраста, также следует относить к несовершеннолетним, о которых идет речь в коммент. ст. Названному свидетелю также должна быть предоставлена возможность иметь законного представителя.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова» // Собр. законодательства РФ. 2000. N 27. Ст. 2882.

4. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в уголовный процесс не допускается и статусом он не наделяется. Статус его установлен уголовно-процессуальным законом. А конкретное лицо законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) с определенного момента становится в связи с вынесением специального процессуального документа, удостоверяющего тот факт, что данное лицо обладает соответствующим правовым статусом.

5. Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) допускаются к участию в уголовном процессе «с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого». Несвоевременное же вынесение постановления о допуске лица для участия в уголовном процессе в качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и, как следствие, неучастие родителя (усыновителя и др.) в производстве допросов несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может привести к признанию протокола допроса представляемого им несовершеннолетнего недопустимым доказательством .

См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2004 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7; Дело по обвинению в убийстве направлено на новое рассмотрение, поскольку суду необходимо исследовать вопрос о допустимости доказательств: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 октября 2004 г. N 489п2004.

6. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, еще до того как он стал законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого, должен знать весь сектор прав по крайней мере тех, что закреплены в ч. 2 коммент. ст. Разъяснение ему прав, принадлежащих законному представителю несовершеннолетнего обвиняемого, никоим образом не нарушает требований закона и в том случае, если затем в отношении представляемого им несовершеннолетнего подозреваемого будет вынесено постановление о прекращении уголовного преследования, и он так и не станет обвиняемым.

7. Нами рекомендуется перед началом первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого (обвиняемого) разъяснять его законному представителю все его процессуальные права. Обращаем внимание на то, что неразъяснение законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) перед допросом не указанных в ч. 2 коммент. ст. его прав участника следственного действия (участника допроса) вполне может быть расценено как нарушение не только ч. 1 ст. 11 УПК, но и ч. 5 ст. 164, ч. 10 ст. 166, ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 189 УПК. Все это вместе может служить основанием заявления ходатайства о признании протокола допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) недопустимым доказательством.

8. Анализ закрепленных в различных статьях УПК возможностей законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) позволяет нам говорить о наличии у него следующих групп прав:

— права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц;

— права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) как участника следственного действия, куда входят и его права как участника допроса;

— права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), одинаковые с правами обвиняемого;

— специфические права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

9. Соответственно перечень прав законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) выглядит следующим образом.

А. Права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), одинаковые с правами всех других участвующих в уголовном процессе лиц:

1) знать свои права, обязанности и ответственность (ч. 1 ст. 11 УПК);

2) давать показания, объяснения, делать заявления, заявлять ходатайства (отводы), приносить жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, выступать в суде на родном языке или языке, которым он владеет (ч. 2 ст. 18 УПК);

3) пользоваться помощью переводчика бесплатно (ч. 2 ст. 18 УПК);

4) представлять письменные документы и (или) предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86, п. 6 ч. 2 ст. 426, п. 3 ч. 1 ст. 428 УПК);

5) заявлять ходатайства (п. 5 ч. 2 ст. 426, п. 1 ч. 1 ст. 428 УПК);

6) заявлять отводы (ч. 2 ст. 62, п. 5 ч. 2 ст. 426, п. 1 ч. 1 ст. 428 УПК);

7) не подвергаться унижению его чести, человеческого достоинства и (или) опасности для его жизни, а также здоровья (ч. 1 ст. 9 УПК);

8) не подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 9 УПК РФ);

9) приносить жалобы на действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.), суда (судьи) (ч. 2 ст. 125, п. 5 ч. 2 ст. 426, п. 5 ч. 1 ст. 428 УПК).

Б. Права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) как участника следственного действия:

— общие права участника следственного действия:

10) знать цель и порядок производства следственного действия, в котором он участвует;

11) быть уведомленным о применении при производстве следственного действия технических средств (ч. 5 ст. 166 УПК);

12) с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать вопросы участнику следственного действия, в котором он принимает участие;

13) знакомиться с протоколом следственного действия, произведенного с его участием (п. 4 ч. 2 ст. 426 УПК);

14) подавать замечания на протокол произведенного с его участием следственного действия (п. 4 ч. 2 ст. 426 УПК);

15) требовать дополнения протокола следственного действия, произведенного с его участием (ст. 166 УПК);

16) требовать внесения уточнений в протокол произведенного с его участием следственного действия (ст. 166 УПК);

17) удостоверять правильность записи показаний и всего содержания протокола следственного действия, в котором он принимал участие;

18) отказаться подписать протокол следственного действия (ч. 1 ст. 167 УПК);

19) дать объяснение причин отказа подписать протокол следственного действия, которое заносится в данный протокол (ч. 2 ст. 167 УПК);

20) удостоверять своей подписью факт отказа несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) подписать протокол следственного действия (ч. 1 ст. 167 УПК);

21) присутствовать при ознакомлении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), который в силу физических недостатков и (или) состояния здоровья не может подписать протокол следственного действия, с названным протоколом, подтвердить своею подписью содержание этого протокола и факт невозможности его подписания несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) (ч. 3 ст. 167 УПК);

— дополнительные права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) как участника такого следственного действия, коим является допрос подозреваемого (обвиняемого):

22) пользоваться письменными заметками (документами, записями), которые имеются у него и (или) у представляемого им лица (у защитника) (ч. 1 ст. 279 УПК);

23) читать документы, относящиеся к показаниям представляемого им подозреваемого (обвиняемого) (ч. 2 ст. 279 УПК);

24) изготовлять в ходе допроса схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу (ч. 5 ст. 190 УПК);

25) отдыхать один час после допроса продолжительностью 4 часа (ч. 2 ст. 187 УПК);

— дополнительные права допрашиваемого в качестве свидетеля законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого):

26) в случае его допроса отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК. При согласии законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств в уголовном процессе, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

27) не подвергаться допросу в течение дня общей продолжительностью более 8 часов (ч. 3 ст. 187 УПК);

28) подписать каждую страницу протокола допроса (очной ставки) (ч. 8 ст. 190 УПК).

В. Права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), одинаковые с правами обвиняемого:

29) выполнять на основе состязательности функцию защиты от обвинения (п. п. 45 и 46 ст. 5 УПК);

30) помогать представляемому им несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) осуществлять его право на защиту (ч. 1 ст. 16 УПК);

31) знать, в чем подозревается или обвиняется представляемый им несовершеннолетний (п. 1 ч. 2 ст. 426 УПК);

32) принимать участие в судебном заседании по рассмотрению вопроса о заключении несовершеннолетнего под стражу (ч. 4 ст. 108 УПК);

33) получить копию постановления (определения) об избрании меры пресечения представляемому им несовершеннолетнему (ч. 2 ст. 101 УПК);

34) давать показания (п. 2 ч. 1 ст. 428 УПК);

35) собирать письменные документы и (или) предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств (ч. 2 ст. 86 УПК);

36) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), а также с разрешения следователя (дознавателя и др.) — в иных следственных действиях, производимых с его участием и (или) участием защитника представляемого им лица (п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК);

37) участвовать в судебном рассмотрении принесенных им жалоб на действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.) (ч. 3 ст. 125 УПК);

38) быть уведомленным об окончании следственных действий при производстве предварительного расследования (ч. 2 ст. 215 УПК);

39) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (п. 7 ч. 2 ст. 426 УПК);

40) при ознакомлении с материалами дела снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств;

41) возражать против прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 6 ст. 427 УПК);

42) участвовать в предварительном слушании (п. 46 ст. 5, ст. 234 УПК);

43) получить извещение о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала (п. 46 ст. 5, ч. 4 ст. 231 УПК);

44) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанций (п. 46 ст. 5, ст. 244 и др. УПК);

45) принимать участие в исследовании доказательств во время судебного следствия (п. 46 ст. 5, ст. 274 и др. УПК);

46) участвовать в прениях сторон (п. 4 ч. 1 ст. 428 УПК);

47) знакомиться с протоколом судебного заседания, а также подавать на него замечания (п. 46 ст. 5, ч. ч. 6 — 8 ст. 259 УПК);

48) обжаловать в кассационном апелляционном и (или) в надзорном порядке приговор, определение, постановление суда (ч. 4 ст. 354, ч. 1 ст. 389, ч. 1 ст. 402 УПК);

49) участвовать в судебном разбирательстве в суде апелляционной, кассационной и (или) надзорной инстанций (ч. 1 ст. 365, ст. 377, ч. 2 ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 428 УПК);

50) представлять суду, рассматривающему дело в кассационном порядке, дополнительные материалы (ч. 5 ст. 377 УПК);

51) при рассмотрении дела в кассационном порядке после краткого изложения содержания приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также его кассационной жалобы и (или) кассационной жалобы представляемого им обвиняемого выступить в обоснование своих доводов или доводов обвиняемого (ч. 3 ст. 377 УПК);

52) участвовать в рассмотрении заключения прокурора о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, если при этом непосредственно затрагиваются законные интересы представляемого им обвиняемого (ст. ст. 407, 417 УПК);

53) при рассмотрении дела в надзорном порядке и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств после доклада прокурора дать свои устные объяснения (ст. ст. 407, 417 УПК).

Г. Специфические права законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого):

54) получить незамедлительно извещение о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей представляемого им несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) (ч. 3 ст. 423 УПК);

55) чтобы вызов представляемого им несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей (не содержащегося в специализированном учреждении для несовершеннолетних), производился через него (через законного представителя этого несовершеннолетнего) (ст. 424 УПК);

56) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК (п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» );

См.: Собр. законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

57) реализовывать некоторые иные, предоставленные уголовно-процессуальным законодательством несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому) возможности.

10. Законный представитель обладает также правом заключить соглашение с адвокатом на участие последнего в качестве защитника (ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 315 УПК), представляемого законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

11. Указанные права должны быть разъяснены законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) при допуске его к участию в уголовном процессе.

12. Согласно ч. 1 ст. 11 УПК следователь (дознаватель и др.) обязан разъяснить законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не только его права, но и обязанности, а также ответственность. В этой связи попробуем сформулировать максимально полный перечень обязанностей законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). По нашему мнению, он должен:

1) обеспечить явку к должностному лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело, представляемого им несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей (не содержащегося в специализированном учреждении для несовершеннолетних) (ст. 424 УПК);

2) обеспечить надлежащее поведение представляемого им несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), к которому избрана мера пресечения присмотр за несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) (ст. 105 УПК);

3) явиться по вызову должностного лица (органа), в производстве которого находится уголовное дело, или же которому поручено проведение процессуального действия с участием законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого);

4) заранее уведомить следователя (дознавателя и др.), судью о причинах неявки;

5) не давать заведомо ложных показаний;

6) не отказываться от дачи показаний, если речь не идет о сведениях, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ;

7) нести ответственность за отказ от дачи показаний, если показания не касаются его самого, его супруга (его супруги) и (или) кого-либо из близких родственников, и за дачу заведомо ложных показаний;

8) не разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в уголовном процессе, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК;

9) представлять по требованию следователя (дознавателя и др.), суда (судьи) имеющиеся в его распоряжении документы, подтверждающие либо опровергающие те или иные обстоятельства, имеющие отношение к делу, затрагивающие законные интересы представляемого им несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 21 УПК);

10) ознакомиться с материалами уголовного дела, которые не были предъявлены несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления в связи с тем, что они могли оказать на несовершеннолетнего отрицательное воздействие (ч. 3 ст. 426 УПК);

11) предъявлять по требованию суда используемые им во время дачи показаний письменные заметки и (или) документы (ст. 279 УПК);

12) соблюдать порядок в судебном заседании;

13) подчиняться распоряжениям председательствующего (ст. 258 УПК);

14) соблюдать все иные требования уголовно-процессуального закона, касающиеся правового положения законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

13. Основной же обязанностью законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) остается соблюдение запрета осуществления действий (бездействия, принятия решений) вразрез с законными интересами представляемого им лица.

14. Характеристика правового статуса законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не будет полной, если мы не отметим то обстоятельство, что у него отсутствует ряд обязанностей, которые возложены на самого подозреваемого (обвиняемого). Речь идет, к примеру, об обязанностях:

— возместить вред, причиненный преступлением;

— выполнять постановление о наложении ареста на его имущество;

— надлежащим образом вести себя в соответствии с характером примененной меры пресечения;

обусловленных применением к подозреваемому (обвиняемому) меры пресечения заключенного под стражу:

— соблюдать порядок в местах заключения;

— выполнять требования администрации.

15. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе знать весь комплекс возложенных на него законом обязанностей.

16. «Отрицательное воздействие», о котором говорится в ч. 3 коммент. ст., — это воздействие, лишенное положительных качеств, не удовлетворяющее назначению уголовного процесса .

Данное толкование произведено, исходя из значения слова плохой. См.: Ожегов С.И. Указ. соч. С. 452.

17. Основаниями принятия решения об отстранении законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) от участия в уголовном процессе служат доказательства, свидетельствующие о том, что действия законного представителя вредят законным интересам несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

18. Отстранение законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) от должности возможно при наличии указанных в ч. 4 коммент. ст. оснований. Но имеется еще одно основание, о котором ни чего не сказано в коммент. ст., но которое тем не менее может служить основанием не только отстранения законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) от участия в уголовном процессе, но и отказа в допуске родителя (усыновителя и т.п.) к участию в таковом. Речь идет о том, что законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не может быть пострадавший от преступления, по которому производится настоящее предварительное расследование, или, как пишут другие ученые, «совмещение функций законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) и потерпевшего не допускается» .

Краткое содержание статьи 425 УПК РФ

В этой статье рассматривается порядок проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого по УПК РФ. Она состоит из 6 пунктов, в каждом из которых указана информация по тому или иному вопросу, затрагивающему эту тему.

В первой части говорится о том, что допрашивать подростка можно только 2 часа без перерыва и не больше 4 часов в день. Под допросом понимается процессуальное действие, осуществляемое строго по УПК РФ, которое заключается в том, что следователь задает определенные вопросы гражданину и фиксирует его ответы в протоколе.

В ч. 2 этой статьи указано, что при проведении процедуры вправе присутствовать адвокат гражданина. Он может знакомиться с протоколом и высказывать свою точку зрения по тем сведениям, которые были туда занесены. Также он имеет право задавать вопросы своему подопечному.

В ч. 3 приводится еще одна из особенностей допроса несовершеннолетнего: если ему еще не исполнилось 16 лет или он достиг этого возраста, но страдает каким-либо психическим расстройством, то на процедуре обязан присутствовать психолог или педагог.

Справка. Наличие расстройства психики должно быть зафиксировано в материалах дела. В качестве психолога или педагога должны приглашаться граждане, обладающие соответствующим образованием и опытом работы и работающие в каком-либо учреждении. Законом не запрещается приглашать психолога-сотрудника правоохранительных органов, но не рекомендуется это делать, так как он может быть необъективен.

По ч. 4 ст. 425 УПК РФ приглашать психолога обязан либо сам следователь, либо адвокат гражданина. В следующей части указано, что педагог вправе задавать вопросы подростку, знакомиться с протоколом и давать свои экспертные замечания по его составлению. Об этом его должен проинформировать следователь. Форма, в которой он это сделает, законом не оговаривается, поэтому это остается на усмотрение сотрудника ОВД.

В ч. 6 говорится, что все вышеперечисленные правила используются и при проведении допроса подсудимого подростка.

Как вызывают несовершеннолетнего

Подростка могут вызвать сотрудники следственного органа или судебной инстанции. Для этого отправляется повестка по адресу законных представителей ребенка или того заведения, где он содержится (детдома и пр.).

В повестке должна содержаться следующая информация:

  • сведения о том, кто вызывает на допрос (ФИО, должность и т.д.);
  • в каком качестве вызывается подросток;
  • время и дата, когда следует быть у следователя.

Для того чтобы обеспечить явку подростка, следователь вправе прийти по адресу проживания самого ребенка и его родителей или позвонить им по телефону и сообщить о необходимости явиться на допрос. В этом случае решать уже им, есть ли необходимость получения самой повестки на руки.

Также передача повестки может быть осуществлена через участкового.

Если вы получили повестку заказным письмом, то нужно как можно скорее отправиться по вызову следователя, так как почтальон может расписаться за вас при получении. Чтобы вас или вашего ребенка не обвинили в уклонении от явки, лучше не затягивать с этим.

Порядок и особенности допроса несовершеннолетнего

Во время допроса несовершеннолетнего потерпевшего по УПК РФ следователь вправе задавать ему вопросы, касающиеся дела, но не имеет права оскорблять ребенка или пытаться каким-либо способом воздействовать на него с целью получения информации.

Если допрос происходит в зале суда, то любого из участников процесса могут удалить для обеспечения максимального комфорта подростка. Ведь его неокрепшая психика еще не может противостоять различным психологическим приемам взрослых. Это еще одна из особенностей допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.

Сам допрос должен быть заснят на камеру, но по запросу самого ребенка или его представителя этого можно не делать.

По окончании всей процедуры гражданин и его адвокат вправе прочитать протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

Длительность допроса

Время допроса несовершеннолетнего не может превышать установленные ст. 425 УПК РФ рамки, так как подростки находятся еще на стадии физического и психологического развития личности, а значит, слишком долгий допрос может нанести вред их психике или слишком утомить их.

Так, допрос без перерыва не может превышать по времени 2 часов, а с паузами — 4 часа. За 15–20 минут до окончания всей процедуры следователь должен окончить опрашивать подростка и дать ему и его представителям ознакомиться с записями протокола.

Прочитать протокол допроса несовершеннолетнего свидетеля также имеют право психолог или педагог, присутствовавший при этом.

Тактика допроса

При его проведении следователь должен воздерживаться от грубых слов или каких-то психологических уловок по отношению к ребенку. Он обязан учитывать его возрастные особенности, обстоятельства его жизни и психологическую характеристику.

Сотрудник следственного органа должен четко и объективно оценивать слова ребенка. Ведь дети склонны к тому, чтобы придумывать или додумывать что-то сами. С другой стороны, они довольно ярко воспринимают действительность, поэтому их допросы проводят почти сразу после происшествия.

Также следователю нужно четко знать психологические особенности допроса несовершеннолетних. Например, к ним относятся быстрая утомляемость ребенка и невозможность долгого концентрирования внимания.

Порядок вызова несовершеннолетнего на допрос

Начнем с начала. Как правильно следователь должен вызвать подростка на допрос?

Во-первых, разберемся, кто имеет право вызвать несовершеннолетнего на допрос:

  1. Следователь;
  2. Дознаватель;
  3. Судебная канцелярия.

Во-вторых, в каком качестве подростка могут вызвать на допрос (если это не указано в повестке, подросток имеет право отказаться являться на допрос до тех пор, пока вопрос не будет уточнен):

  1. Свидетель;
  2. Подозреваемый.

Если следователь сочтет, что вина подростка доказана, и передаст дело в суд, то в суде несовершеннолетний будет присутствовать в роли обвиняемого.

Повестка на допрос несовершеннолетнего должна быть передана его законным представителям (родители, опекуны) или администрации специализированного учреждения, если подросток живет под их опекой (администрация детдома).

Когда вы получите повестку, обязательно проверьте, что на ней указано:

  1. ФИО, должность и номер удостоверения вызывающего, если нет, то позвоните по телефону и попросите следователя продиктовать их вам. Вы имеете на это право, поэтому не стесняйтесь настоять на получении этих данных, чтобы не нарваться на мошенников или лиц, не причастных к ведению дела;
  2. Качество, в котором вызывают подростка;
  3. Время и дата допроса.

Если каких-то данных нет, лучше сразу позвоните и узнайте точнее.

Как должен прийти вызов на допрос несовершеннолетнего?

В Российской практике используются три основных вида вызова на допрос:

  1. Личный вызов, когда следователь приходит непосредственно к подростку и его родителям и сообщает о необходимости прийти на допрос. Иногда они пытаются вызвать на допрос по телефону, здесь вы можете решать сами: требовать прислать повестку или идти на допрос сразу.
  2. Передача повестки через участкового;
  3. Отправка повестки заказным письмом.

Будьте осторожны, если вас письмо отправлено заказной почтой, то будьте готовы к тому, что, когда вы его получите, почтальон уже распишется за вас в получении. Поэтому явиться на допрос нужно как можно скорее, чтобы вас и вашего ребенка не обвинили в сознательном уклонении от допроса.Особенности проведения допроса: что говорится в законе?

Прежде чем отвести своего несовершеннолетнего ребенка подробно изучите, что говорится в законе. Мы выделили основные нюансы проведения допроса несовершеннолетних:

  1. Если на допрос вызываются несовершеннолетние подростки (свидетели, потерпевшие, подозреваемые), то в зависимости от возраста на допросе должны присутствовать (помимо адвоката):
    1. Подростки до 14 лет – обязательное присутствие педагога, также по требованию родителей и согласию следователя, может присутствовать один из родителей;
    2. Подростки старше 14 и до 18 лет – по усмотрению суда требуется участие педагога.
  2. Если допрашиваемый подросток имеет физические или психические отклонения, недостатки и т.п., то их допрос всегда проводится в присутствии педагога или сотрудника опеки. В ряде случаев на допросе может присутствовать психолог, но по требованию суда или следователя.
  3. Перед началом проведения допроса следователь обязан разъяснить представителю подростка или педагога права несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. О проведении разъяснения следователь обязан сделать пометку, если допрос проводится в суде, то пометка делается в протоколе судебного заседания.
  4. Если педагог почувствует необходимость задать несовершеннолетнего дополнительные вопросы, то он имеет право задать их с предварительного разрешения следователя. Как правило, педагоги уже знакомы с подростками и знают их психологию, а потому они могут отличить, где ребенок недоговаривает, а когда просто боится о чем-то рассказать взрослым. Нередко подобные «недоговорки» несовершеннолетнего запутывают и сбивают следователя.
  5. При необходимости следователь может допустить присутствие на допросе несовершеннолетних его законных представителей: опекунов или родителей. Они также имеют право задавать дополнительные вопросы. Если же ребенок младше 14 лет, то их присутствие обязательно.
  6. Следователь обязан объяснить на понятном для подростка языке значение для ведения уголовного дела правдивых показаний. Однако брать подписку об ответственности за дачу ложных показаний у несовершеннолетнего нельзя. Но объяснить последствия ложных показаний следователь может.
  7. Если ведется дело о тяжком преступлении, то по ходатайству сторон суд может разрешить проведение допроса несовершеннолетнего в отсутствие подсудимого путем вынесения соответствующего постановления. Делается это в защиту интересов, жизни и здоровья подростка в дальнейшем. Показания подростка будут переданы подсудимому после его возвращения в зал заседания, но без указания имени и данных о подростке.

Кроме того, если речь идет о допросе несовершеннолетнего в зале суда, то после дачи показаний подросток и его родители (законные представители), педагог или психолог имеют право покинуть зал судебного заседания. На то, чтобы покинуть зал нужно получить разрешение судьи. Как правило, суд не препятствует, чтобы судебный процесс не навредил психике несовершеннолетнего.

Особенности допроса несовершеннолетних указаны в статье 424 Уголовного Процессуального Кодекса РФ.

Права педагога и психолога

Мы уже выше рассказывали об одной из главных особенностей проведения допроса несовершеннолетнего – привлечение к допросу педагога или воспитателя несовершеннолетнего. В ряде случаев могут привлекаться психологи и сотрудники органов опеки и попечительства.

Для того чтобы к допросу привлекли детского психолога, несовершеннолетний должен быть признан:

  1. Отстающим в психологическом развитии;
  2. Находится под наблюдением у психолога;
  3. Страдает психологическим расстройством или неокрепшей психикой.

Если ребенок не достиг шестнадцатилетия, то присутствие психолога обязательно.

Основные функции педагога и психолога:

  • проследить, чтобы на психику подростка не оказывалось давление и другие негативные воздействия;
  • помочь следователю или адвокату установить контакт с несовершеннолетним подростком;
  • Оказать консультативные услуги для должностных лиц, ведущих уголовное дело, по общению с несовершеннолетними детьми и подростками;
  • Устранить любые попытки со стороны дознавателя психического воздействия на ребенка;
  • Оказать любую посильную помощь лицу, расследующему уголовное дело;
  • Контроль за проведением дела, заполнением протокола допроса несовершеннолетнего;
  • Задавать дополнительные вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя или прокурора.
  • Знакомиться с протоколом ведения допроса и проконтролировать, что дознаватель правильно истолковал слова несовершеннолетнего. Если у него имеются замечания к составленному документу, то он должен их оставить непосредственно в протоколе и указать замечания о правильности и полноты ведения допроса.

Кроме того, психолог также должен проследить, что допрашиваемый подросток не испуган, понимает все, что происходит, знает свои права, а также он понимает последствия своих слов.

Обязанность проконтролировать участие психолога и педагога в допросе несовершеннолетия лежит на:

  1. Прокурор;
  2. Следователь;
  3. Дознаватель.

Если речь идет о судебном заседании, то ходатайствовать о вызове подростка с педагогом или сотрудников опеки и попечительства могут все указанные выше лица и защитник обвиняемого.

О правах педагога и психолога, участвующего в допросе несовершеннолетнего, разъясняет дознаватель (следователь или прокурор), о чем делается пометка в протоколе допроса – часть 5 статьи 425 Уголовного Процессуального Кодекса.

Допуск родителей на допрос несовершеннолетнего

О том, как попасть на допрос несовершеннолетнего, говорится в статье 426 Уголовного Процессуального Кодекса РФ. Согласно нему, родители или другие законные представители несовершеннолетнего (опекуны, приемные родители) имеют право присутствовать на всех следственных мероприятиях, в которых участвуют их несовершеннолетние дети. Для этого им нужно заранее предупредить прокурора или следователя о своем желании участвовать, чтобы те смогли подготовить специальное постановление (ст.426 УПК РФ).

Участие родителей или опекунов несовершеннолетнего должно быть разрешено специальным постановлением следователя, прокурора или дознавателя.

При разрешении (допуске) участвовать в проведении допроса, родителям должны быть разъяснены их основные права, за что они должны расписаться в протоколе ведения допроса. Проверьте, что следователь рассказал вам:

  1. О праве знать, в какой роли участвует несовершеннолетний;
  2. В чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;
  3. Вправе участвовать во всех следственных мероприятиях с участием вашего ребенка;
  4. Присутствовать при предъявлении обвинений и аресте несовершеннолетнего;
  5. Принимать участие в допросе несовершеннолетнего. Особенно, если он проходил по уголовному делу в качествах: потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого. Но всегда с разрешения следователя.
  6. Знакомиться с протоколом допроса или иных следственных мероприятий, в которых был задействован несовершеннолетний. Закон дает право также оставлять свои замечания о правильности их проведения, а также о полноте сделанных протоколов.
  7. Заявлять ходатайство, просить отводы, а также высказывать жалобы на действия следственного комитета или прокуратуры;
  8. Представлять доказательства и предлагать своих свидетелей;
  9. По завершении следствия или судебного заседания право ознакомиться со всеми полученными материалами дела, выписывать данные. Ограничений на сведения и их объем закон не устанавливает.

Если по решению прокурора или суда несовершеннолетнему запрещается знакомиться с материалами дела, которые могут оказать на него негативное влияние, то законные представитель обязан самостоятельно изучить их все на полноту и соответствие действительности.

Какие документы может запросить следователь?

Поскольку допрос несовершеннолетнего имеет особенный характер и свои нюансы, которые призваны защитить интересы подростка, то некоторые необходимые вопросы следователь может узнать через запрос соответствующих документов:

  1. Психологическая характеристика из учебного заведения ребенка;
  2. Выписка с оценками из школы или другого учебного заведения;
  3. Запрос на использование данных на ребенка, который наблюдается у психолога и т.д.

Основная цель получения подобных вопросов не столько получение истинных сведений, сколько способ уменьшить время на проведение допроса несовершеннолетнего и снизить оказываемое следователем влияние на него.

Основной упор в сборе документов следователи делают на бумаги и иные материалы, показывающие:

  1. Характеристики ребенка;
  2. Получение наиболее частых его поведенческих тактик (например, если ребенок беспокойный, то следователь сможет заранее подготовить тактику ведения его допроса.)
  3. Круг его общения;
  4. Его местонахождение в течение дня и на момент совершения преступления.

Кроме того, следователь, в любом случае, до вызова на допрос несовершеннолетнего, опросит его учителей, родителей, воспитатель, тренера, соседей, а также участкового, чтобы подготовиться к будущему допросу. Также он может отправлять запрос в детскую комнату полиции о том, состоит ли данный ребенок или подросток у них на учете.

Обращаем ваше внимание на то, что законодательство России постоянно изменяется и написанная нами информация может устаревать. Для того чтобы решить возникший у вас вопрос по Уголовному праву, мы советуем вам обратиться за консультацией юриста в поддержку сайта.

Комментарий :

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья устанавливает особенности допроса свидетелей детей — малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) человек. Эти особенности призваны учесть специфику психического и социального развития ребенка. Статья направлена ??на соблюдение наилучших интересов ребенка, которую привлекают в качестве свидетеля по административному делу.

Ребенок как свидетель

2. Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц.

3. Ребенка целесообразно допрашивать только тогда, когда обстоятельства в деле нельзя полно и достоверно установить с помощью других доказательств, имеющихся в деле, поскольку допрос в суде может вызвать стресс у ребенка. А кроме того, вследствие особенностей восприятия окружающих событий, а также памяти и речи ребенка известность ней информация не всегда может в полной мере воспроизводить действительные обстоятельства.

Присутствие лица, которому ребенок доверяет

4. Чтобы допрос в суде не вызывал у ребенка стресса, большого волнения, суд должен обеспечить спокойную доброжелательную обстановку в судебном заседании. Для этого важное значение будет иметь присутствие рядом с ребенком взрослого, которому она доверяет и рядом с которой чувствует себя спокойно (здесь такая взрослый играет примерно такую ??же роль, как и на приеме ребенка врачом).

Поэтому часть первая комментируемой статьи предусматривает присутствие педагога, одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей во время допроса малолетнего свидетеля — обязательно, а несовершеннолетнего свидетеля — по усмотрению суда. Эти лица в коем случае не должны быть заинтересованы в результатах рассмотрения дела, иначе они могут влиять на свидетеля с целью добиться определенных показаний.

Целесообразно для проведения таких процессуальных действий приглашать педагога, работающего с детьми такого возраста, лучше всего — непосредственно с этим свидетелем. Это может быть классный руководитель, руководитель кружка.

5. Присутствие педагога или другого лица, которому ребенок доверяет, не только обеспечивает спокойную для ребенка атмосферу в суде. Такие лица могут помочь найти индивидуальный подход к ребенку, поскольку они знают особенности ее развития, могут помочь переформулировать определенные вопросы способом, которые были бы понятны для ребенка. Кроме того, они могут обратить внимание суда на некоторые особенности его мировосприятия, памяти, речи и т. п.. Такие сведения могут иметь важное значение при оценке доказательств. Поэтому если указанные лица не только присутствовать во время допроса ребенка, но и дают свои консультации суда, то их необходимо рассматривать как специалистов и применять их участию статьи 67, 132, 149 КАСУ.

Разъяснение ребенку обязанности дать правдивые показания

6. Перед допросом ребенка, не достигшего 16 лет, председательствующий, как и каждому свидетелю, должен разъяснить права свидетеля и обязанность дать правдивые показания. Но при этом председательствующий не предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за заведомо ложные показания, поскольку такую ??ответственность несут лица, достигшие 16 лет. Такого свидетеля председательствующий также не приводит к присяге (часть вторая комментируемой статьи).

Свидетелю, достигший 16 лет, председательствующий разъясняет права и обязанности, а также предупреждает его об уголовной ответственности и приводит к присяге по правилам статьи 141 КАСУ.

Малолетний или несовершеннолетний свидетель в случаях, установленных законом, имеет право отказаться от дачи показаний. Это право председательствующий также обязан ему разъяснить.

Процедура допроса ребенка

7. Допрос малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля производится по общим правилам статьи 141 КАСУ с учетом особенностей, определенных комментируемым статье.

8. По окончании допроса ребенка суд или лица, участвующие в деле, могут задавать вопросы присутствующим педагогу, родителям, усыновителям, опекунам или попечителям относительно содержания его показаний, возможности восприятия и воспроизведения таким свидетелем изложенных обстоятельств, не было давления или влияния на свидетеля время допроса подобное.

Педагог, родители, усыновители, опекуны или попечители могут с разрешения суда задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля, содержания его показаний и т. п. (часть третья комментируемой статьи).

9. В исключительных случаях, когда это необходимо для предотвращения психическому воздействию на ребенка, на время его допроса из зала судебного заседания по определению суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле (часть четвертая комментируемой статьи). Основаниями для такого решения может быть информация относительно негативного влияния такого лица на ребенка (например, свидетель боится этого лица), что мешает ребенку давать правдивые показания.

После возвращения этого лица в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему о показаниях ребенка и предоставляет возможность задать ему вопросы. Суды практикуют, чтобы это лицо смысл своих вопросов доводила до суда, а уже после этого председательствующий задает их ребенку. Это также предотвращает влияния и давления на свидетеля и способствует правдивым показаниям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *